Русская философия конца XIX - начала XX в.в. Философия всеединства: В.Соловьев и его последователи.

Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика российской философии во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Руси сыграла огромную роль в становлении русской философской мысли.

Главная тема русской философии - история философии и социальная философия.

Своеобразными направлениями в русской философии стали славянофилы и западники, в центре внимания которых находилась Россия и ее роль в мировом историческом процессе. Первые видели залог всеисторического призвания России в самобытности ее исторического прошлого и представляли всю западную историю как плод человеческого злодейства, строили концепции русского исторического процесса на религиозных взглядах. Вторые прошли поучительную школу немецкой классической философии и французского Просвещения. После глубокого увлечения гегельянством русские философы - западники, под влиянием Фейербаха, повернулись к материализму, стремясь, однако, сохранить диалектический метод Гегеля.

Одним из выдающихся русских философов был Владимир Соловьев. Его философия впитала в себя основные тенденции русской религиозной философии 19 века. Он первым в России создал свою особую философскую систему. Общественно-историческая задача философии - спасение человека и человечества. Необходимо подготовить человека к восприятию христианских ценностей. Центральная идея учения - идея положительного всеединства или “всеединого сущего”. Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного – сущего, посредник между ними - София (мудрость божия). Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя природы. Человечество - посредник между природой и божеством. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель мировой истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природными мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, личный образ всеединства.

В обществе идея “всеединства” раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является объединение католической и православной церквей.

Социальный идеал Соловьева - свободная теократия или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории - богочеловечество. Выдвигая и отстаивая идею всеединства, синтеза веры и знания, науки и религии и т. д. , Соловьев выступил против тезиса Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но и противостоять ему.

В истории русской философии идеализма Соловьев оказал большое влияние на целую плеяду философов (Карсавин, Булгаков, Флоренский, Бердяев, Трубецкие, Франк) которые составили течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и творчества.

Всеединство есть категория онтологии, означающая принцип внутренней формы совершенного единства множества, по которому элементы множества тождественны между собой и тождественны целому, но не сливаются в сплошное единство, а образуют особый строй, истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы.

В России возникает целый ряд систем , начало которым положил Соловьев. Все системы всеединства разнообразны, связаны с предшествующей метафизикой на Западе.

24.Развитие представлений о сущности материи в работе В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм"

Работа Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» была написана в период крупнейших изменений в естествознании, названных революционными. Под вопросом оказалась эмпирическая методология научного познания, так как в ходе исследований выявилась зависимость результатов научных опытов от приборов и органов чувств человека. В этих условиях в центре внимания философии оказались вопросы о природе познания, об отношении субъекта и объекта, о взаимоотношении психического и физического, о характере и истоках «опыта» и т.д.

Одна из задач книги - выявить связь марксизма с наукой и показать несостоятельность претензий эмпириокритицизма, объявившего себя философией современного естествознания.

Ленинская философия признает в качестве основы бытия материю. По мнению основоположников диамата, философия не должна быть связана ни с какими конкретными естественнонаучными представлениями о материи. Они могут меняться с развитием научного познания. Для философии важно выработать такое понимание материи, которое характеризует ее основные формы независимо от того, познаны они или будут познаны в будущем. Классическое для диалектического материализма понятие материи сформулировал Ленин: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности , которая дана человеку в ощущениях его, которая фотографируется, копируется, отображается нашими ощущениями независимо от них». Таким образом, Ленин оторвал понятие материи от всех конкретно–научных представлений о ней. Единственное свойство материи, с которыми связана философия - это свойство объективной реальности, то есть существование реального мира независимо от сознания человека.

Таким образом, ленинское определение материи содержит в себе решение ОВФ о первичности материалистического или идеалистического бытия. Оно ориентирует людей на признание существования независимого от нас материального мира. Вместе с тем, в определении указывается на вторичные признаки познания, а следовательно и сознания. Познание определяется как отображение материи. На основе ощущений формируется восприятия, представления, понятия, которые представляют рациональную сторону сознания. Сознание объясняется как особое свойство материи, присущее ей на высшей стадии развития, таким образом материя возведена на уровень субстанции. Все многообразие бытия является производной материи, видами и формами ее проявления: «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и она движется не иначе, как в формах пространства и времени». Таким образом движение - форма существования материи. В мире нет и не может быть движения без материи и материи без движения. Покой - относительно устойчивое состояние материального мира, момент движения. Характеристика покоя связана с конкретными предметами, которые фиксируются нами как находящиеся в состоянии неизменности. Пространство и время являются объективными формами существования материи. Пространство отображает порядок сосуществования материальных объектов, а время отображает изменения, происходящие в материальных образованиях.

Итак, все многообразие бытия во всех его проявлениях рассматривается с точки зрения материального единства. Бытие предстает как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира.

В самом общем виде можно выделить следующие структурные уровни материи:

1. Элементарные частицы и поля.

2. Атомно-молекулярный уровень.

3. Все макротела, жидкости и газы.

4. Космические объекты: галактики, звездные ассоциации,

туманности и т. д.

5. Биологический уровень, живую природу.

6. Социальный уровень - общество.

Наши рекомендации