Философия абсолютной идеи Гегеля. Основные черты гегелевской диалектики.

Гегель – объективный идеалист (похоже на Платона). Платон язычник, политеист, признает множество богов. Поэтому мир идей состоит из множества форм. Гегель живет в Пруссии в 18 в., монотеист, христианин. В основе бытия Гегель рассматривает не множество идей, а одну – абсолютную идею. Этой абсолютной идее приписываются признаки, характерные для субстанции (является единственной, содержит в себе потенциально все, что угодно, знает все от прошлого до настоящего). Предмет должен соответствовать абсолютной идее.

Для Гегеля магическим значением обладает число «3». Закон отрицания отрицания: тезис – антитезис – синтезис. Зерно прорастает, появляется стебель (антитезис), колос (новое зерно). Но новое зерно не = старому, чем-то отличается. «Закон триады» - отрицания отрицания.

Критерием истины у Гегеля является соответствие Абсолютной идее (а не предмету). 3 стадии эволюции, которые проходит Абсолютная идея:

1. сначала она существует как бы в собственной сфере, нечего кроме нее не существует. По Гегелю, это есть развитие понятий. Понятие – главные составляющие абсолютной идеи. Понятие должно развиваться по циклу, от самых простых (бедных по содержанию) до самых сложных (богатых по содержанию). К первым относится бытие, все предметы существуют. Но существуют не в качестве субъекта. Метод, по которому развивается понятие – диалектика (метод, развитие, механизм). Диалектика, по сути, определенный способ разрешения антиномий. Согласно Гегелю, имеются 2 противоположных понятия, например, случайность и необходимость. Случайность отражает отсутствие необходимости. Все находится в полной свободе, хаосе, произволе (все прутся, прутся, снаряды рвутся…). Необходимость – постоянная связь м\у 2 событиями, предметами, явлениями.

Динамическая необходимость имеет вероятность перехода из состояния А в Б при определенных условиях. Согласно диалектике, каждая категория, если она берется в статике (вне времени), то мы находимся в рамках формально-логического противоречия, которое неразрешимо. Чтобы выйти из него, Гегель предлагает принцип всеобщего развития: ничто не находится в статике, все изменяется, т.е. развивается. То же относится и к категориям случайности и необходимости. Согласно принципу всеобщего развития случайность постепенно приобретает в себе элемент необходимости, в ходе развития во времени она переходит в необходимость, и наоборот. Однако у Гегеля есть противоречие: его метод направлен на бесконечность познания (самопознание абсолютного духа), поскольку познание конечно, ограничено, последняя ступень его развития – самопознание.

Самая сложная категория у Гегеля - государство в целом, общество со всеми составляющими его элементами. Работа Гегеля «Энциклопедия философских наук» состоит из:

1) Наука логики – как развивается абсолютная идея на 1 ом этапе

2) философия природы=2 этап. Абсолютная идея - чисто идеальное духовное образование, но у нее нет противоположности (материального). Но материального мира нет как субстанции, это иная форма абсолютной идеи, инобытие. Абсолютная идея сама себя отпускает в инобытие, которая есть тоже она сама, просто в другом обличии, при этом сохраняясь но в другой форме (материальное тело). Так образуется природа. В ней все только подчиняется всеобщему закону развития. Абсолютная идея присутствует в ней как дух. В природе абсолютная идея развивается в материальное тело и дух, который присутствует в этом материальном теле. Причем в живом это душа , а в неживом это закон, который управляет предметом. Закон выражается в понятиях. Ученый, исследуя мир, открывает законы, тем самым формирует понятия. Так наука открывает абсолютную идею.

На втором этапе абсолютная идея, дух спит, т. к. природа не имеет собственной самостоятельности (во время сна человека работает подсознание, а не сознание). Дух тоже находится в подсознательном состоянии.

Гегелевская философия есть рационализм, он говорит, что появление сознательного существа (человек) является необходимостью.

3) синтез - «философия духа» описывает человеческую историю. Когда абсолютная идея отпускала себя в инобытие, она должна была выполнить возвращение ч\з 2 задачи: 1- возвращение ч\з познание истины, т.е. абсолютная идея, находящаяся в инобытии, должна познать сущность. В качестве сущности – законы, которые выражены в понятиях, которые есть абсолютная идея. 2- путь возвращения не в познание, а в практике жизни. Человек должен преобразовывать предметно практически окружающий мир в такую форму, которая будет максимально соответствовать абсолютной идее. В качестве такой формы он видел прусское государство (в его пору Пруссия переживала трудное время, а Гегеля назначают главным философом для разработки государственной идеологии, социальный заказ).

Однако предметы равнодушны к знаниям, и разрушение прусского государства доказывает преувеличение идеализмом роли знаний. Идеология фашизма – Гегель, он считал, что прусская нация единственная, которая соответствует абсолютной идее. Все остальные государства - лишь этапы развития до Пруссии.

Третья стадия – дух движется как бы по истории. Там, где он останавливается, культура начинает развиваться, конечный этап - немецкая культура. Гегель рассматривает и развитие религий.

Гегель в дальнейшем подвергается критике за отношение к науке, но, с другой стороны, его труды весьма значительны, повлияли на развитие всей дальнейшей философии (особенно политической). Вся диалектика Гегеля и Фейербаха используется для построения марксисткой философии.

21.Антропологический материализм Л.Фейербаха. Сущность его критики идеализма и религии. Этика "человеколюбия".

Идеалистические умозрительные системы немецких философов в интересах дальнейшего развития философской мысли требовалось преодолеть, удержав то ценное, что в них содержалось. Это в значительной степени было достигнуто Л. Фейербахом (18О4-1872). Идеолог радикальных демократических кругов немецкой буржуазии в период подготовки и совершения революции 1848 г. в Германии, Фейербах восстановил материализм в его правах.

При обосновании материалистического мировоззрения, Фейербах отказался использовать понятие «материя» и предпочитает использовать термин «природа», поэтому его учение еще называют натурализмом. Природа, по Фейербаху, существует вечно. Она не зависит от бога и философии.

Природа - основа всего сущего, учил Фейербах. Особенность философии Фейербаха состоит в том, что это антропологический материализм. Критикуя гегелевскую философию за пренебрежение живым человеком, за игнорирование чувств как источника познания, Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. Фейербах отвергает идеалистическое учение о приоритете, первичности мышления по отношению к бытию. Он доказывает, что сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи.

Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом.

Фейербах, признавая познаваемость мира, резко критиковал агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире. Сильной стороной материализма Фейербаха было то, что он решительно подчеркивал связи идеализма с религией, обнаружил их гносеологические корни, выступал с резкой критикой религии. Однако Фейербах отверг учение о диалектике. В этом заключался один из крупных недостатков в его воззрениях. При всех ограниченностях, свойственных философии Фейербаха, его материализм оказал большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли.

В решении конкретных проблем теории познания Фейербах стоит на позициях сенсуализма и лишь воспроизводит взгляды французских материалистов. Он резко выступал против разделения познавательного мира на мир явлений и мир «вещей в себе». Критерием истины научных суждений он считал согласие с ними большинства людей. Материалистическая трактовка субъекта, атеистическое мировоззрение Фейербаха оказали серьезное воздействие на последующих мыслителей - Маркса и Энгельса.

В 1832 году Фейербах выпустил работу «К критике философии Гегеля», в которой критикует гегелевскую систему за родство с теологией. Как считает Фейербах, религия и близкая ей по духу идеалистическая философия Гегеля имеют общие корни. Они возникают в результате абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода. Наиболее общие свойства человеческого рода - разум, бессмертие, могущество.

Бог, по Фейербаху, - объективированная абстракция, которая существует лишь в головах людей. «Не Бог создал человека, а человек создал Бога». Таким образом человек - творец бога - становится в зависимость от него; чем большими качествами наделяется бог, тем меньше остается их у человека. Фейербах стремится возродить чувство самоутверждения и достоинства человека на основе материалистического мировоззрения.

Этика человеколюбия заключается в провозглашении человека над природой, в названии его высшим существом природы, творцом бога, в стремлении возродить чувства самоутверждения и достоинства. Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, Фейербах стремился именно на этих началах создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость.

22.Предпосылки возникновения диалектического материализма. К.Маркс и Ф.Энгельс - основоположники исторического материализма. К.Маркс. Предисловие к "Критике политической экономии". Ф.Энгельс. "Анти-Дюринг".

Диалектико-материалистическая философия, вобрала в себя существенные достижения предшествующей философской мысли с древних времен до начала 19 в. Особенно большое влияние на ее формирование оказали Гегель и Фейербах. Однако диамат существенно отличается от всех предшествующих учений прежде всего тем, что в нём тесно связаны между собой философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения. Эта целостность во многом объясняет то значительное влияние, которое оказывало это учение на развитие общественных процессов в мире.

Предпосылки возникновения.

Диалектико-материалистическая философия возникла в середине 4О-х годов 19 в. , когда в ряде стран Западной Европы уже утвердился капитализм. Завоевание политической власти буржуазией проложило дорогу его ускоренному развитию. Следствием этого явилось, с одной стороны, бурное развитие крупной машинной индустрии, а с другой - формирование промышленного пролетариата. Однако громадный рост ПВ-ти труда и общественного богатства отнюдь не сопровождался улучшением положения трудящихся масс. Усиление эксплуатации, обнищание, ухудшение экономического положения вызывали недовольство рабочих. Выступления рабочих против своего угнетенного положения все чаще принимали форму забастовок, стихийно вспыхивающих вооруженных выступлений. На фоне этих событий и возникает диалектико-материалистическая философия, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Большое влияние на формирование новой философии оказали важные научные открытия в области естествознания, сделанные в 19 в. (открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клеточной структуры живых организмов, создание Ч. Дарвиным эволюционного учения и т. д. ), которые позволили обосновать диалектико-материалистический подход к объяснению развития природы.

В начале своей научной и общественно-политической деятельности Маркс и Энгельс стояли на позициях гегелевской диалектики (младогегельянцы). Но уже в этот период (до 1842 г. ), они отрицательно относятся к метафизической системе идеализма Гегеля. Эволюция взглядов Маркса и Энгельса в новом направлении ярко обнаруживается после их встречи в Париже в 1844 г. С этого времени начинается их совместный труд по созданию нового мировоззрения . Что же собственно нового было в этом учении?

В ней впервые в истории философской мысли органически сочетается диалектика с научным материализмом. В предшествующей философии материализм и диалектика были оторваны друг от друга и даже использовались для борьбы друг с другом. Так, например, Гегель использовал диалектический метод для борьбы с материализмом, а Фейербах вместе с идеализмом Гегеля отвергал и диалектику.

Диамат рассматривает мир, все существующее в нем как материю в ее многообразных проявлениях. Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Будучи свойством высокоорганизованной материи, сознание способно давать правильное отражение действительности, познать мир, дать объективную истину.

В новой философии материалистическая диалектика применена не только к развитию природы и общества, но и к познанию, к развитию науки. Познание - это процесс, который носит сложный, диалектический характер, процесс, в ходе которого происходит переход от незнания к знанию, от знания частичного, неполного к знанию более полному и глубокому. Впервые в истории философии в основу теории познания была положена практика.

Предшествующая философия стремилась дать всеобъемлющую систему знаний, подчинить себе и заменить собою другие науки. Новая концепция доказывала, что философия не является "наукой наук" или "наукой над науками". Диалектический материализм - это наука, которая изучает коренные вопросы соотношения материи и сознания и самые общие законы развития природы, общества и мышления. Исследуя наиболее общие законы развития мира, диамат выступает научной методологией частных наук. Маркс и Энгельс с материалистических позиций подошли к объяснению не только природы, но и истории общества. Предшествующий материализм не был последовательным, завершенным. Его представители исходили из материалистических принципов в объяснении явлений природы и идеалистических - общественной жизни.

В новой философской теории доказывается, что в развитии общества определяющими факторами являются не духовная деятельность, не сознание людей, а материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения. По-новому в диалектико-материалистической философии решен вопрос о роли общественно-исторической практики. Главная, фундаментальная идея заключается в том, что практика исходна (первична) по отношению ко всему духовному миру, культуре. Практика носит общественный и исторический характер, ее нет вне общения и связей между людьми. Именно в исторической практике в конечном счете решаются все те теоретические проблемы, которые мыслителям кажутся исключительно делом философского разума.

Если раньше философы считали главной своей задачей объяснение мира, его познание, то диамат своей главной задачей считает не только объяснение и познание мира, но и его изменение, преобразование.

Многие философы прошлого считали, что их системы выражают абсолютную истину (Гегель). Создатели новой концепции считали, что их философское учение не является истиной в последней инстанции, что она неизбежно будет изменяться, уточняться, обогащаться в ходе развития науки и общественной практики.

В «Предисловии к «Критике политической экономии» Маркс указывает, правовые отношения и формы государства не могут быть поняты ни сами по себе, ни из общего развития человеческого духа, а обусловлены жизненными материальными отношениями, и корни гражданского общества следует искать в политэкономии. В процессе жизни люди встречаются, между ними возникают производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производственных сил. Совокупность этих отношений и составляет экономическую структуру общества - базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Иногда производственные силы приходят в противоречие с производственными отношениями => социальная революция => новые отношения. Ни одна общественно–политическая формация не погибает до тех пор, пока дает простор производственным силам.

Ф. Энгельс «Анти-Дюринг». Здесь изложены философские, политико–экономические и социальные идеи марксизма; объясняет как проявляются законы и категории диалектики в живой и неживой природе, общественном развитии и показывает их огромное значение для марксистского миропонимания. Энгельс указывает на огромное значение диалектического понимания мира как антидогматизма.

По Дюрингу, мир един потому, что мы мыслим его единым; имеется попытка мыслить пространство и время как имеющими начало или конец. Однако с этим нельзя согласиться: основу единства мира надо искать не в мышлении, а в самом объективном мире. По этому поводу Энгельс писал: "Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания". Также, согласно теории Дюринга, классы возникли в результате насилия одних людей над другими.

Наши рекомендации