Философские воззрения Сократа. Объективно-идеалистическая система Платона в его диалогах.
Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа. Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал и был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалогстал основным методом нахождения истины. Он впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формирование науки логики.
В философии Сократа проблема человека становится одной из важнейших проблем философии, человеческая деятельность в этическом аспекте. Его не интересует природа. Таким образом начиная с Сократа, философия впервые формулирует основной вопрос мировоззрения, как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. Мерилом всех вещей для Сократа является человек как разумное, мыслящее существо. Основополагающая способность человека - мышление, разум. Разум способен дать высшее знание.
Его философия - этический рационализм. Сократ – образец высоконравственного человека.
Таким образом, Сократ попытался найти в сознании человека опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства. Но сограждане не приняли его учения. Сократ трагически погиб, пытаясь своей смертью доказать, что истинный философ должен жить и умереть в соответствии со своим учением.
Пытался реализовать идею, что в основе человеческой добродетели лежит знание, а не чувства. Он считал, что злые поступки совершаются от незнания, как сделать добрый (от невежества). Он в беседах с людьми пытался убедить их в добродетели. Он искренне верил в то, что истинно добродетельный поступок человек может совершить, исходя из внутреннего знания, без вмешательства других – это теория автономии личности (сам понимаю, что делать). Чувства обманывают человека, истинное знание дает разум.
Он прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседников и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. «Познай самого себя» - его философский принцип. «Я знаю только то, что ничего не знаю». Счастье и блаженство – высшая цель человеческой жизни.
Сократ применяет в диалогах метод диалектики – это искусство убеждения. Заключается в том, что 1 человек знает истину, а его собеседник не знает истины. Диалектика предполагает, что 1-ый будет задавать вопросы, на которые будут получены (которые предполагают) очевидные ответы, и задавать он будет до тех пор, пока он не найдет в сознании человека противоречие и приведет его к добродетели (истине). При этом важно, чтобы человек (убеждаемый собеседник) сам сменил свою точку зрения.
Убеждения Сократа. Предмет философии Сократа – человек. Имеется душа, человек состоит из 2 частей – тело и душа. Сократ расставил акценты: душа - есть часть положительная, источник добра, часть вечная, а тело - есть часть не вечная, источник зла. Сократ начинает строить целую систему жизни души. Когда человек умирает, душа попадает в Аид (мифическое понятие) – здесь душа оценивается. Душа может быть оскверненной, если человек совершал злые поступки, чистой – если человек не совершал злые поступки и совершал добрые. Если и то, и другое, то душа возвращается на землю в другого человека (в другое тело), чтобы очистить душу от скверны. При этом душа принимает тело, а не тело душу (если ребенок рождается мертвым, значит, душа отказывается от тела). Если человек совершает только добрые поступки, то больше нет назначения для души – она попадает в мир вечного блаженства. Если наоборот, - тоже нет назначения, но душа попадает в мир вечного страдания – тартар. Т.к. в 8-6 вв. до н.э. появляются первые носители христианских идей, возможно, Сократ был каким-то образом знаком с Библией. (Черты синкретизма, перешедшие из первобытного строя: истина, добро, красота, счастье неразрывно связаны с удовольствием). Сократ создает теорию, которая имеет онтологический статус (онтология – учение о бытии).
Сократ был осужден. Одна из причин осуждения: он вводит каких-то богов, которые не приняты в афинском обществе. Новый бог у Сократа – Даймонион (от diamond – бриллиант, твердый). Даймонион – личный бог каждого человека. Это элемент иррационализма (иногда нечто подсказывает человеку, какое он должен принять решение в том или ином случае). Этот бог нарушал существовавшую тогда систему богов. Но введение личного бога укрепляло автономию личности. Это обращало внимание на реально существующий феномен внутренней личной жизни человека - в этом плане Сократ являлся предтечей экзистенциализма.
Платон – ученик Сократа. Создал собственную философскую академию. Платон ввел понятие идея. Понятие – феномен субъективного сознания. Идея – феномен объективного мира. Философия Платона – объективный идеализм. По Платону, существует мир идей помимо материально-чувственного мира. Это отдельная идея – двуединая природа человека распространяется Платоном на все предметы – все они состоят из материальной и идеальной части. Идеальное – не душа, а идея. Идея – идеальная форма, которая может оторвана от реального предмета. Например, чертеж реального предмета в голове (в мыслях). Платон – «из чего создан предмет, не важно, важна форма предмета, которая и есть идея». Вывод: мир идеальных идей должен предполагать не только существование идеи и формы, но и бесформенной материи. Философия Платона – дуализм – мир идей и бесформенная материя – это две самостоятельные субстанции (существуют отдельно). Характерная черта платоновского объективного идеализма: идеи – это не только то, что оформляет предмет, но и является родами предмета. Например, идея стола существуетв виде этого понятия. Но нет идей для индивидуальностей – принцип индивидуальности закладывается в самой материи.
Социальная философия Платона. Многие ученые (Лосев, Поппер и др.) в оценке платоновской социальной философии считали – это тоталитарная философия. Суть доктрины описана в двух диалогах. Первый диалог – «Государство» (Republic), второй диалог – «Законы». В «Государстве» описаны общие принципы идеального государства. В «Законах» конкретизируется, каким должно быть идеальное государство. Идея идеального государства: идея данного предмета является не только формой данного предмета, но и его образцом. То есть, все предметы как бы стремятся к своему образцу. Даже все предметы имеют градацию – чем ближе к идеальному образцу, тем более он подлинный. Платон использует абстрактное мышление. Платон опирается на философию Сократа. Процесс познания истины – процесс припоминания того, что видела душа человека, когда она еще не попала в это конкретное тело. Концепция врожденных идей. Каждая душа (идея), сталкиваясь с другими идеями, имеет информацию о других идеях. То есть, душа, попадаяв тело, знает все об идеальном мире, но это знание «запаковано». Это ненаучная гносеология, т.к. познание законов по ней не заставляет исследовать предметно-чувственный мир. Чтобы заставить душу вспомнить, что она созерцала, нужно быть философом. Люди, склонные к созерцанию идей, развивают эту способность с помощью учителя. Если в обществе имеются философы, и у них есть способность созерцать идеи (а это - истина), то получается, что способностью обладать истиной обладают только философы. Сакраментальная фраза Платона: «Государством должны править только философы». Первый элемент тоталитаризма – есть главный учитель, он передает свое учение ученикам, которые становятся правителями, они все решают. Второй элемент тоталитаризма связан с индивидуализацией, которая закладывается бесформенной материей, которая вторична. Поэтому человек, высказывающий свои индивидуальные идеи, - диссидент. Так как принцип индивидуализации выходит за рамки мира идей. По Платону, истина не может быть индивидуальной, она может только общей. Афины в то время испытывают кризис мелкого рабовладения (нужна империя, но об этом пока никто не знает), поэтому Платон ищет свой путь – пишет конкретные законы. Принцип укрепления власти описывается в «Законах», там же положения о том, как должны жить люди в идеальном государстве. Платоновское идеальное государство – тоталитарное государство. Здесь нет свободы, так как истина не индивидуальна.