Техника и ее роль в истории цивилизации. Концепции техницизма и антитехницизма.
Техника – совокупность искусственно созданных средств охватывающая все сферы человеческой деятельности. Осмысление техники как таковой (философское) началось с середины 19-ого века. Роль производственной техники рассматривалось Максом. Цель объяснить смысл орудие труда, (лопата, грабли) что люди в них проектировали сами себя.
Постепенно в работах о технике определились два направления:
инженерная философия техники
гуманитарная философия техники
рассматривает развитие техн. изнутри – анализирует природу технич. творчества, сущность техники, тенденции ее развития – техника как способ бытия человека в этом мире представляет Ф. Десауэр, который рассматривал техн. Творчество как сопричастное божественному творению и продолжает его.
“Критика технического разума” т. к. Канту т.к. именно в нем и происходит переход от явлений к “вещам в себе”
анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние техники на состояние общества, человека, культуры. В рамках него техника подвергается критике. Утверждается что технически разум и его ориентации ограничены т. к. они ориентированны на приспособление к нуждам и целям человека, техника часто изображается , как демоническая сила порабощающая человека и как средство способное и уничтожить человечество. Это противостояние имеет одни основы, поскольку роль техники, как и роль науки противоречива.
В историч. развитии техники с первых орудий труда были и периоды длительных сохранение одного типа произв. техники и моменты качественных скачков. Техническая революция – когда не просто увеличивается производства труда ,она изменяет человека а процессе производства.
в) _Нравственное сознание.
Нравственное сознание - одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности
Техника в переводе с греческого искусство, мастерство. Техника совокупность материальных средств практической деятельности, которые создаются человеком для осуществления процессов производства или обслуживания не производственных потребностей общества. Это понятие включает машины, инструменты, строения, транспортные средства, системы и средства управления, добычи, хранения, переработки вещества, энергии, информации и т.д. Техника является важнейшим элементом производственных сил. В целом техника базис и продукт цивилизации, а то как она используется зависит от состояния культуры.
Эпохи развития техники: 1) примитивная (присваивающая техника) примитивные, индивидуальные средства труда для охоты и рыбной ловли, 2) аграрно-ремесленная (появление средств труда для обработки почвы), 3) промышленная (индустриальная) появление машин, 4) информационный этап в развитии общества.
Деятельность человека по созданию технических объектов и управлению процессами их изготовления называется технической. Техническая деятельность с применением научных знаний называется инженерной. Техника связана с природой, ее называют "второй природой". Занимаясь технической деятельностью, человек в соответствии со своими знаниями, потребностями, интересами и целями видоизменяет природу. Техника использует законы природы, но имеет и свои собственные законы развития: 1) закон симметрии технических объектов; 2) закон корреляции параметров технического объекта; 3) закон соответствия между его функцией и структурой и др.
Главное предназначение техники служить для достижения целей с возможно меньшими затратами. Развитие техники происходит одновременно с развитием человеческих знаний. Важнейшим стимулом развития техники выступают потребности и цели человека. Социальный фактор может как содействовать, так и препятствовать развитию техники, необходимости изготовления тех или иных технических устройств. Уровень развития техники определяется тремя факторами: 1) сложившимися инженерными представлениями и уже освоенными новшествами; 2) естественно научными знаниями; 3) социальным заказом. Этот же триединый комплекс составляет фундамент современной технологии системы научно-обоснованных знаний об организации и управлении производством, его технических и социально-экономических последствиях.
Технический прогресс служит основой социального прогресса. Но его последствиями также являются загрязнения окружающей среды, истощение богатств нашей планеты, ядерная опасность. Проблемы, касающиеся обсуждения места и роли техники в человеческом обществе, изучает философия техники. В ее разработку внесли серьезный вклад Д. Белл, Н. Бердяев, Дессауэр, К. Маркс, Х. Сколимовски, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др. мыслители.
Дессауэр: существуют некоторые верховные технические идеи, которые не рождаются в человеческом разуме, а лишь улавливаются им. Технические идеи это мысли Бога. "Первоначальное бытие" предмета техники его "возможное бытие" как идея Бога, а конечная ступень познанное бытие.
Хайдеггер: техника не просто конструирует технический мир, она подчиняет своему диктату едва ли не все пространство бытия. Техника не просто средство достижения конкретной цели, это ценность вселенского масштаба, это важнейший способ обнаружения глубинных свойств бытия. Она позволяет выявить то, что скрыто в нем, обнаружить истину. Техника уходит корнями вглубь, в сферу истины, и не техника средство в руках человека, а человек выдан технике.
Основные философские вопросы с точки зрения техники разрешаются специфическим образом: 1) что я могу знать? все, что я могу делать (изготовить). 2) что я должен делать? не все, что я могу, я должен делать (надо делать выбор, учитывая духовные и др. ценности с точки зрения нравственности). 3) на что я могу надеяться? некоторые философы убеждены, что безграничное развитие производственных сил подлинное благо человечества и условия возрастания его свободы, фундамент счастливого будущего. Для других техника угроза дегуманизации общества и уничтожения цивилизации.
Технология совокупность производственных операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала, изделия.