Позиция антиконформизма в романе Г. Белля «Глазами клоуна»
Генрих Белль родился в Кельне, вырос в доме родителей — католиков-антифашистов. Отец его — скульптор. Белль работал столяром, потом служил в книжном магазине. С 1939 до 1945 г. был солдатом. В конце 40-х гг. выступил как автор сатирических и лирических рассказов, главным образом антивоенного характера.
Немецкий писатель Генрих Бёлль, лауреат Нобелевской премии в области литературы 1972 года, — очень интересная фигура. В его творчестве заметно влияние русской литературы, в частности Достоевского, а также влияние Чарлза Диккенса. Интерес к "маленькому человеку" — то, что отличает Бёлля от многих современных европейских писателей. В каждом из своих произведений автор достигает вершин психологического анализа. Один из наиболее интересных романов Генриха Бёлля — "Глазами клоуна".
Действие в произведении длится всего два дня. Роман представляет собой монолог главного героя — Ганса Шнира. Этот человек по профессии клоун, и это одновременно помогает и мешает ему жить. Ганс — хороший психолог, ему понятны мотивы человеческих поступков.
Какой стала Германия после второй мировой войны? Восточная Германия превратилась в ГДР, а вот Западная стала вполне экономически благополучной страной. Однако проклятие нацистского прошлого тяготело над Германией. Уже раздавались призывы прекратить национальное самоистязание, забыть о гитлеризме. Ганс Шнир, например, вряд ли сможет забыть свое детство в нацистской Германии. Ганс ненавидит свою мать: она неискренна, скупа, а главное — привыкла подчиняться господствующей в обществе идеологии, какой бы она ни была. При Гитлере госпожа Шнир была убежденной нацисткой, слепо верящей своему фюреру. Даже свою родную дочь Генриетту она принесла в жертву фашистскому Молоху. Теперь же, во вполне демократической ФРГ госпожа Шнир занимается примирением расовых противоречий, то есть делает уже что-то совершенно противоположное нацизму с полным убеждением в собственной правоте. Она не одинока в'своем приспособленчестве. Ганса возмущают нацисты, с легкостью переквалифицировавшиеся в демократов, отделавшиеся лишь легким и
спугом да чисто формальным раскаянием.
Покойная Генриетта была единственной родной душой для Ганса. Впрочем, в семье Шниров был еще один ребенок — Лео, который учится в религиозном учебном заведении — семинарии. Но от этого вялого святоши Гансу так и не удается дождаться сочувствия.
Ганс Шнир потерял любимую девушку — Мари, начал пить, повредил себе колено и еще долгое время не сможет вернуться к выступлениям. Клоун звонит тем, кто смог бы ему помочь, хотя бы морально поддержать, однако настоящего разговора у Ганса не получилось ни с кем. Даже родной отец, видя, как несчастен Ганс, остается практически равнодушным. Клоун отлично понимает, что Мари, ушедшая к обеспеченному человеку, будет счастлива. Но любила Мари толь"ко Ганса. Сам Ганс Шнир не понимает, как можно любить одного, а выйти замуж за другого. Это, по мнению клоуна, греховно.
Беда Ганса Шнира не в том, что он рос в фашистской Германии, не в том, что его оставила любимая и не помогли близкие. Беда клоуна в том, что он талантлив и поэтому очень остро ощущает несовершенство окружающей действительности. Это роднит героя Бёлля с героями Достоевского, Чехова, Толстого и других русских писателей. Проблема взаимоотношений художника и мира неразрешима.
Прошедший войну Генрих Бёлль сумел ярко изобразить противоречия послевоенного европейского общества. По его мнению, конформизм и эгоизм стали одними из основных пороков современных европейцев. Уроки истории ничему не учат. Сегодня мы с тревогой наблюдаем за митингами неонацистов в объединенной Германии. К чему придет такая богатая и такая свободная якобы Европа? Может быть, стоит еще раз взглянуть на нее глазами клоуна?
БИЛЕТ 19
Литература Франции в первой половине XX века
Жан Кокто, Луи Аргон.
В нач века развиваются различные процессы. Париж в нач века – «Мекка искусств». Свободное развитие различных школ, одни продолжают поиски натурализма, другие – развивают декадентские тенденции. В это время о себе громко заявили дадаисты и сюрреалисты.
Первое 10-ие формирование течения Унанимизм. Возникло в 1906 г среди молодых поэтов, гл идея- провозгласить гармонию между группами и коллективными общ-ми. Можно достичь с помощью разума, нравст. усовершенствования, отрицания насилия. «Унанимические чувства и поэзия» - манифест объединения всего человечества, объявив себя противниками символизма, следовали принципу простоты стиля.
Фр. писатели реагировали на окончание 1МВ. Русск. рев-я приветствовали многие писатели, складывается револ-настр. лит-ра. В гг кризиса усиливается критич. пафос и усиление социологич. анализа. 1934 – во Фр. попытка фашист переворота, ограниз. «народный фронт», активность аванград школ падает, сильное давление политиков.
Кокто Жан. Дебютировал как поэт-символист. Поэтическое творчество К. периода 1-й мировой войны 1914—18 и послевоенных лет обнаруживает тенденции, свойственные кубо-футуризму и дадаизму,— сборник «Стихи» (1920); в дальнейшем поэзия К. развивается от «неоклассики» поэмы «Церковное пение» (1923) к сюрреализму сборник «Опера» (1927). Среди романов К. наиболее известны «Самозванец Тома» (1923, русский перевод 1925) и «Трудные дети» (1929). К.-драматург пытался осовременить античную и шекспировскую трагедии. Автор психологической монодрамы (вид драмы, исполняемой одним актёром) «Человеческий голос» (1930, русский перевод 1971) и пьесы «Трудные родители» (1938). С 30-х гг. К. работал как киносценарист и кинорежиссёр (фильмы «Орфей», 1950, «Кровь поэта», «Завещание Орфея», 1960).
Поэт, романист, драматург. худ-график, сценарист, режиссер и др. 1906 – 1 поэт вечер. 1962 – посл. поэма «Реквием». Начал как поэт авангардист. В конце жизни – член фр Академии. 1922 – «Словарь», 23 – «Церковные песни», 46 – «распятие». 1923 – роман «Том – самозванец», посвящ 1МВ – противополож. роману Барбюса «Огонь», светский вариант Кокто. Кокто близок к русской культуре, переводил Пушкина. 1938 – десять в реалист театре, пьеса «Трудные родители», адаптация антич. сюжетов. Центр тема его тв-ва разлад поэта с миром. Гл пьеса – «орфей» - мечта может победить, но лишь ценой жизни мечтателя. Жанр монодрамы – пьеса «Человеческий голос» – пьеса монолог.
Арагон (Aragon) Луи (р. 3.10.1897, Париж), французский писатель и политический деятель. Член Французской компартии с 1927; член ЦК ФКП с 1954. Учился с 1915 на медицинском факультете в Париже. Участвовал с 1917 в 1-й мировой войне санитаром. Первые стихи написал в 1917. В начале 20-х гг. примкнул к дадаизму (сб. стихов «Фейерверк», 1920), позднее — к сюрреализму. Но уже в ранних стихах резко выражена критика буржуазного мира. В дальнейшем творчество А. развивалось в направлении к реализму. Советский Союз стал для него символом нового мира: поэма «Красный фронт» (1931, рус. пер. 1931), сб. стихов «Ура, Урал!» (1934). В цикле романов «Реальный мир» (1934—51) рабочий класс показан как восходящая сила нации. В годы немецко-фашистской оккупации А., один из организаторов и певец французского Сопротивления (1940—44), сотрудничает в подпольной газете «Летр франсез». В сборниках стихов «Нож в сердце» (1941), «Глаза Эльзы» (1942), «Паноптикум» (1943), «Французская заря» (1945), в сборнике рассказов «Падение и величие французов» (1945) и др. горечь поражения Франции неотделима от призыва к борьбе. В 1946—53 вышли 2 книги документальной прозы «Человек-коммунист». В сборнике стихов «Снова нож в сердце» (1948) А. резко критикует проникновение империализма США в Европу. Цикл «Реальный мир» в 1949—51 завершен романом «Коммунисты» (рус. пер. 1953, новое доработанное французское изд. 1967). Поэма «Глаза и память» (1954) — опыт поэтического осмысления путей развития человечества. А. много сделал для популяризации во Франции советской литературы, опубликовал книгу «Советские литературы» (1955), в которой писал о расцвете многонациональной культуры СССР. Поэма «Неоконченный роман» (1956) посвящена политическим событиям 20 в., в которые вплетается биография поэта. В романе «Страстная неделя» (1958, рус. пер. 1960) на широком общественно-историческом фоне изображен путь художника к народу. А. — автор поэмы «Поэты» (1960), экспериментально-лирических романов «Гибель всерьёз» (1965) и «Бланш, или Забвение» (1967). Опубликован ряд книг и статей по проблемам современной литературы, в которых выступал против догматических толкований социалистического реализма; в то же время он высказывал и некоторые спорные мысли.
Арагон — член Всемирного Совета Мира. Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1957). Удостоен почётной степени доктора наук Московского и Пражского университетов.
Начинал как авангардист, под влиянием дадаизма, сюрреализма стал приверженцем соцреализма. Выпускал поэтические сборники. Сборник статей «За соцреализм» формировал задачи ис-ва, отражал процесс движения человечества к соц-му. Цикл романов «реальный мир» - вопросы соцборьбы. В его тв-ве много политики. В гг 2МВ выходят сборник: 41 – «Нож в сердце», 42 – «Глаза Эльзы», 45 – «Фр заря» – везде создает поэтический образ родины – любимой женщины или сорванной розы. Также выпустил книгу «Советские литературы».