Предметная и предметно-игровая деятельность

Год

Играет с несколькими игрушками, понимая и ставя их друг около дру­га, нанизывает кольца пирамидки на ось, вкладывает маленький предмет в большой, стучит молоточком. Усваивает условные действия с игрушка­ми, играет с мячом (катает, бросает мяч), совершает процессуальные дей­ствия с песком, водой (пересыпает, переливает из емкости в емкость, вы­сыпает, выливает), перекладывает игрушки, бросает их в ожидании того, что взрослый поднимет и отдаст ему.

2 года

Предпочитает игрушки, действия с которыми носят активный харак­тер (поезд, телефон, металлофон), правильно собирает пирамидку, на­чинает усваивать ролевые отношения, формируется ролевое поведение. Способен совершать более сложные манипуляции с предметами.

2 года6 мес.

Появляются элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу, го­ворит по телефону, нагружает машину, катает машинку, поезд, имитирует движение самолета и т. п.).

3 года

Ребенку доступна совместная сюжетная игра со сверстниками, ис­пользование по назначению предметов в игре.

Сенсорное развитие Зрительное восприятие

Год

Останавливает взгляд на объекте (игрушка, лицо человека, круп­ная картинка) и подолгу рассматривает его на расстоянии, прослежива­ет взором движущиеся предметы. Дифференцированно воспринимает лица близких и знакомых, узнает себя и близких в зеркале. Показывает по просьбе взрослого отдельные предметы быта, игрушки, животных. Может подобрать парные картинки (идентичные объекты).

Узнает знакомые предметы на крупных картинках, дифференцирует форму и величину объемной игрушки.

1 год6 мес.

Узнает знакомые предметы на картинках, соотносит (сличает) объек­ты по форме, цвету и величине. Узнает знакомых и близких людей по фото­графии. Подбирает парные картинки по цвету и величине. Разбирает и со­бирает матрешку из двух частей.

Следит за движущимся предметом во всех направлениях, способен отыс­кать игрушку, перемещаемую в пространстве в нескольких направлениях.

Года

Узнает предметы и действия, изображенные на картинках. По просьбе взрослого правильно выбирает предмет по цвету, размеру и форме. Стро­ит башню, складывает пирамидку из 3—4 звеньев, правильно подбирая предметы по размеру. Может построить башню по образцу.

Выбирает нужную картинку из 5—7 предъявленных (крупные картинки).

Следит взглядом за линией, проводимой карандашом, может опознать предмет по контуру.

Года 6 мес.

Узнает предметы и действия, изображенные на картинках. Различа­ет предметы по величине и количеству на плоскостной картинке. Визуаль­но определяет расстояние до предмета («далеко—близко») и его местопо­ложение в пространстве («внизу—вверху»). Может построить башню из разноцветных (три цвета) кубиков и брусков по образцу. Соотносит черно-белое изображение предмета с самим предметом.

Года

Способен выполнять задания подоске Сегена (4 фигуры), опознавать перечеркнутые контурные плоскостные фигуры, наложенные фигуры, со­бирать разрезанные фигуры.

Может построить башню по рисунку (реалистичное изображение), повторить узор из кубиков, брусков и т. п.

Слуховое восприятие

Год

Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачива­ет голову в сторону источника. Дифференцированно реагирует на строгую и ласковую интонацию голоса, может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие звуки. Воспроизводит серии речевых звуков с опре­деленной интонацией и ритмом, близким речи взрослого. Охотно повторя­ет услышанные слова, не искажая ихтемпоритмического рисунка. Форми­руется слуховое внимание как реакция на речь взрослого.

Года

Способен по образцу воспроизводить отрезки речи различной протя-

женности (отдельные слова, словосочетания, короткие предложения), не искажая мелодики и темпоритмического контура. Вставляет слова в зна­комые стихи. Может назвать объекты, находящиеся вне поля зрения, по издаваемому ими звуку (пищащая игрушка, лай собаки, бубен, шуршащая бумага и т. п.). Различает голоса близких людей.

Года

Может различать гласные звуки а—о—и, акустически и артикуля-торно далекие согласные (р—ш, с—м и т. п.). Может воспроизводить по образцу слова достаточно сложной слоговой структуры (велосипед, ско­ворода, кастрюля), предложения с вопросительной интонацией. Может отстукивать простые ритмы по образцу.

Наши рекомендации