Предметная и предметно-игровая деятельность
Год
Играет с несколькими игрушками, понимая и ставя их друг около друга, нанизывает кольца пирамидки на ось, вкладывает маленький предмет в большой, стучит молоточком. Усваивает условные действия с игрушками, играет с мячом (катает, бросает мяч), совершает процессуальные действия с песком, водой (пересыпает, переливает из емкости в емкость, высыпает, выливает), перекладывает игрушки, бросает их в ожидании того, что взрослый поднимет и отдаст ему.
2 года
Предпочитает игрушки, действия с которыми носят активный характер (поезд, телефон, металлофон), правильно собирает пирамидку, начинает усваивать ролевые отношения, формируется ролевое поведение. Способен совершать более сложные манипуляции с предметами.
2 года6 мес.
Появляются элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу, говорит по телефону, нагружает машину, катает машинку, поезд, имитирует движение самолета и т. п.).
3 года
Ребенку доступна совместная сюжетная игра со сверстниками, использование по назначению предметов в игре.
Сенсорное развитие Зрительное восприятие
Год
Останавливает взгляд на объекте (игрушка, лицо человека, крупная картинка) и подолгу рассматривает его на расстоянии, прослеживает взором движущиеся предметы. Дифференцированно воспринимает лица близких и знакомых, узнает себя и близких в зеркале. Показывает по просьбе взрослого отдельные предметы быта, игрушки, животных. Может подобрать парные картинки (идентичные объекты).
Узнает знакомые предметы на крупных картинках, дифференцирует форму и величину объемной игрушки.
1 год6 мес.
Узнает знакомые предметы на картинках, соотносит (сличает) объекты по форме, цвету и величине. Узнает знакомых и близких людей по фотографии. Подбирает парные картинки по цвету и величине. Разбирает и собирает матрешку из двух частей.
Следит за движущимся предметом во всех направлениях, способен отыскать игрушку, перемещаемую в пространстве в нескольких направлениях.
Года
Узнает предметы и действия, изображенные на картинках. По просьбе взрослого правильно выбирает предмет по цвету, размеру и форме. Строит башню, складывает пирамидку из 3—4 звеньев, правильно подбирая предметы по размеру. Может построить башню по образцу.
Выбирает нужную картинку из 5—7 предъявленных (крупные картинки).
Следит взглядом за линией, проводимой карандашом, может опознать предмет по контуру.
Года 6 мес.
Узнает предметы и действия, изображенные на картинках. Различает предметы по величине и количеству на плоскостной картинке. Визуально определяет расстояние до предмета («далеко—близко») и его местоположение в пространстве («внизу—вверху»). Может построить башню из разноцветных (три цвета) кубиков и брусков по образцу. Соотносит черно-белое изображение предмета с самим предметом.
Года
Способен выполнять задания подоске Сегена (4 фигуры), опознавать перечеркнутые контурные плоскостные фигуры, наложенные фигуры, собирать разрезанные фигуры.
Может построить башню по рисунку (реалистичное изображение), повторить узор из кубиков, брусков и т. п.
Слуховое восприятие
Год
Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону источника. Дифференцированно реагирует на строгую и ласковую интонацию голоса, может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие звуки. Воспроизводит серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, близким речи взрослого. Охотно повторяет услышанные слова, не искажая ихтемпоритмического рисунка. Формируется слуховое внимание как реакция на речь взрослого.
Года
Способен по образцу воспроизводить отрезки речи различной протя-
женности (отдельные слова, словосочетания, короткие предложения), не искажая мелодики и темпоритмического контура. Вставляет слова в знакомые стихи. Может назвать объекты, находящиеся вне поля зрения, по издаваемому ими звуку (пищащая игрушка, лай собаки, бубен, шуршащая бумага и т. п.). Различает голоса близких людей.
Года
Может различать гласные звуки а—о—и, акустически и артикуля-торно далекие согласные (р—ш, с—м и т. п.). Может воспроизводить по образцу слова достаточно сложной слоговой структуры (велосипед, сковорода, кастрюля), предложения с вопросительной интонацией. Может отстукивать простые ритмы по образцу.