Генезис философии, социально

Генезис философии, социально

Исторические и культурные предпосылки ее возникновения.

К VI в. до н. э. в разнообр. культурах происх. настоящий взрыв интеллект. энергии.
Термин "фил. "впервые возник в Др. Греции (буквально от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость). По свидетельству античных авторов, слово "философ" впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обознач. особой науки термин "фил." впервые был употреблен Платоном. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги в античном мире, то уделом философа провозгл. любовь к ней. Таким образом, возникновение фил. в социокульт. пространстве Др. Греции было связано с формированием убеждения в том, что мудрость есть высший идеал знания и поведения. По своим истокам фил. восходит к стихийному мировоззр. человека, в кот. сочетались элементы мифологии, образно-ассоциативного сознания, художественно-фантастические картины реальности, действит. соц. опыт наблюдения над процессами развития природы и общества. Исследователи выделяют факторы, способствующие появлению философии в Др. Греции, - это одаренность греч.народа, благопр. геогр. положение, истор. обстоятельства, богатство и многосторонность греческих дарований, энергичность в сочетании с тонким чувством красоты, демократия, уважение к закону и порядку, любовь к поэзии. В вопросе о происх. фил. сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая - из науки.
Мифогенная концепция анализирует предысторию фил., вскрывает переходные формы от мифологии к фил., анализирует мифол. мировоззрение как предфилософское. Но с мифогенной концепцией нельзя согласиться, когда она сводит мифол. к религии, не видит отличит. особенностей фил. от мифологии не только по форме, но и по содержанию.
В рамках гносеогенной концепции показ. значение зачатков научного знания для философии. Но мифологию, рассматривают как нечто, совершенно лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности.
Поэтому у истоков формирования фил. стоят мифология, религия, зачатки научного и обыденного знания. Фил. это знание особого рода, так как она пытается судить о единой для всех явлений мира основе и ищет в ней условия единства и целостности мира. Фил. не поддается определению через что-то другое, она есть нечто самост., предельное.
Фил. возникла в VI в. до н. э., в так называемое "осевое время", когда, по словам немецкого философа Карла Ясперса, в разл. культурах сформировалась "своего рода полоса древней цивилизации", которая привела к концу мифологической эпохи. У истоков формирования фил. стояла мифология, от кот.фил. унаследовала ее мировоззренческую схему, то есть совокупность вопросов о происх. мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Но в отличие от мифологии, строившей общую картину мира на уровне эмоционально-чувственной ступени познания, фил. рассуждает на уровне рацион. познания. Фил. судит обо всех известных людям вещах, исходя из признания их общей непреходящей основы, чтобы, постигнув сущность бытия, найти всеобщее в специфическом, обосновать и объяснить многие явления. Необход. обоснования осмысливается в форме вопросов, непосредственно затрагивающих существование человека, его отношение к миру.
Такие "вечные" фил. вопросы, как что собою представляет мир, в чем сущность человека, в чем смысл его жизни и его предназначение, каковы его отношения с миром и другими людьми всегда сохраняют свое значение для человека и человечества. В истор. динамике менялись акценты в решении осн. фил. проблем, однако уже в древних фил. учениях можно зафиксировать постановку и анализ каждой из выделенных тем, определивших все позднейшие типы философского мировоззрения

Понятие мировоззрения, его структура и

Основные функции.

Мировоззрение - это целостная система взглядов человека на мир и своё место в этом мире. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основные компонента:

1).Познавательный компонент. Базир. на обобщённых знаниях - повседневных, проф., научных. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира.

2).Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы.

В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формир-ся в определённую иерархию ценностей.

Следствием оценки чел своих отношений с другими людьми являются соц нормы: моральные, этич, религ, правовые и т.д. Нормы регулируют повседневную жизнь как отдельного чел, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определённым образом.

3).Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывать в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определённой психол. установки на готовность действовать.

4).Практический компонент. М - это не просто обобщение знаний, ценностей, убеждений, установки, а реальная готовность человека к опред. типу поведения в конкр. обстоятельствах.

Соответственно структуре мировоззрения, оно выполняет следующие функции: 1) гносеологическая (познавательная) мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего;
2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;
3) праксиологическая (практич) позволяющ стать рук-вом к действию

Философия и наука: проблема

самоопределения философии в новоевропейской (новое время 17-19вв) культуре (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

Новое понимание фил. в рамках дан. периода поставила перед евр. мыслит. вопрос о том, каким должен быть универс. метод познания природы. Решение дан.вопроса привело к формир. 3-х методов познания.

1. Опытно-индуктивный. (Фр. Бэкон) Основой дан. метода является правил.способ анализа и обобщение опытных данных, которые позволяют проникнуть в сущность исследуемых явлений – это способ индукции.

2. Математический метод. (Галилео Галилей) Основа метода – научн. опыт, как ключевое звено в исслед. природы. Он утверж., что основой любого метода должен быть рац. анализ и, в итоге, эксперимент.

3. Метод рационалистический. (Р. Декарт) Он утве., что достоверное научн. знание достижимо лишь посредствам разума, единства источн. и критерия истины. Сформулир. утв. «Я мыслю, следовательно, я существую».

Фр. Бэкон главн.раб. «Новая Атлантида» и «новый Органон»

Философия XX столетия.

XX век - это век революций, это две мировые войны, распад колониальной системы, возникновение и рост социалист. системы, научно-техническую революция, разрушение и деградация природной среды, разрушение, вытаптыванием тысячелетиями складывавшегося, яркого и веселого ландшафта мировой культуры.ХХ век поставил мировую культуру на грань духовного коллапса

Образ философской мысли XX века можно описать следующими основными чертами: Плюрализм, множественность философских направлений, течений и школ как выражение чрезвычайного усложнения, расширения и углубления обществ.практики и научно-теоретического освоения реальности, форм взаимод. человека с природой и обществом, саморефлексии, самосознания общества и человека.

Более отчетливое выражение принимает разработка фил. проблематики по 2 основопол. направлениям --материализма и идеализма. Фил. идет по пути проникновения в сложнейшее строение материи, предпринимает попытки осмыслить человеческое существование, решая проблемы обществ. развития посредством соединения результатов научного анализа и социальной практики. Характерно, что, несмотря на успехи науки, фил. не может устраниться от религиозной тематики: в одном случае религия выступает объектом фил. анализа, в другом – составляет основу, фундамент самого философствования. Попытки выработать “чистую фил.”, свободную от воздействия науки и обществ. практики, в очередной раз заканчиваются крахом.

философски исследования от вопросы бытия, мироздания, путей развития общества как целого, все более перемещается в сторону человека, к обоснованию его уникальности, становления личности на путях творческой свободы.

XX век проходит под знаком противостояния подавляющей части фил. школ и течений марксизму. Во многом это определялось тем, что на долгие годы марксизм (а в последующем – марксизм-ленинизм) становится краеугольным камнем идеологии и политики общества, пытавшегося на практике реализовать коммунист.идеалы. В стремлении доказать несостоятельность фил. принципов марксизма многие фил. течения отдали дань их неаргументир.критике.

Неопозитивизм

Одним из распространенных фил. течений в XIX веке был позитивизм. Позитивизм в своем становлении прошел два этапа. Первый охватывает 30–40-е годы XIX века и связан с фил. школой его основопол. О. Конта. Вторая истор.форма позитивизма представлена махизмом и эмпириокритицизмом (Э. Мах (1838–1916), Р. Авенариус (1843-1896).

Неопозитивизм, таким образом, представляет 3 этап и являет себя в различн. вариантах: логич.позитивизм, фил. Лингвист. анализа или лингвист. фил. и т. д. По большому счету, история неопозитивизма – это история смены разл.способов анализа языка, идущая от логики к семантике, а от нее – к лингвист. анализу.

Осн. задача фил. состоит в логич. анализе языка науки. В качестве средств такого анализа предлагается использовать математ.логику и аксиоматич.метод. В отношении науки фил.призвана осуществить не разбор тех или иных конкретн.научн. теорий, а выполнить логич. анализ языка теории (совокупности готового знания).

Философия науки

Стремительные темпы развития науки, эволюция ее методов выдвинули немало проблем, решение которых не могло быть получено без привлечения фил.. Это проблемы уточнения предмета наук, истинности знания, детерминизма и причинности, взаимосвязи прибора и наблюдателя, возможности предсказания результатов эксперимента и другие методологич. аспекты познания структуры материальн.мира.

Представилели: Карл Поппер, Т. Кун. Широкую известность получила его книга “Стр-ра научн. революций”, в кот. рассмотрены важные проблемы науки.

Философская антропология

Первая половина XX века прошла под знаком поворота западной фил. к человеку. Множество фил. концепций, так или иначе затрагивающих проблему человека, образуют сферу философии, именуемую фил. антропологией. Осн. смысл этого термина отражает нацеленность фил. мысли на углубленное познание чел. природы, выявление жизнен. проблем и возможн. чел..

В 70-х годах происходит переосмысление проблематики фил. антропологии, продиктованное стремлением расширить конкретно-научную базу фил.-антропологич. объяснения чел.. Предпринимается попытка на новом уровне преодолеть рамки естественнонаучного анализа чел. природы и привлечь для ее рассмотрения науки о духе и культуре, то есть речь идет о “новой антропологии”. Фил.-религиозная антропол.рассматривает чел.как верующее существо, строящее свою жизнь в прямой завис. от хар-ра отнош. с Богом, с трансцендентным Божеств. началом (Г. Э. Хенгстенберг, Ф. Хаммер).

Персонализм

Персонализм (от латинского – личность) – теистическое направление современной фил.. Само название свидетельствует о признании личности первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. Мир, в котором живет и действует личность, есть проявление творческой активности верховной личности – Бога.

Прагматизм

Прагматизм – одно из влиятельных фил. теч.XX столетия, особенно на его родине – в Соединенных Штатах Америки. Название происходит от греч. слова, означающего дело, действие. Прагматизм нередко называют фил. дела, действия, тем самым подчеркивая ее практическую нацеленность. Согласно прагматизму, единств.критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела. Поэтому нередко прагматизм восприним. как одна из форм некой житейской фил.. Однако такой поверхностный взгляд не улавливает существ. признаков прагматизма. Истоки прагматизма лежат в немецкой фил., в частности, они присутствуют в творчестве Гегеля и Ницше.

Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. 38. Структура и основные характеристики познавательного процесса. 39.Основные формы чувственного и рационального познания.

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рац. отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у чел. чувственное в ряде моментов пронизывается рац., стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирич. и теоретич., а чувственное и рац. — это способности, на базе которых формируются эмпирич. и теоретич. С нашей точки зрения, такое представление более адекватно реальной структуре познавательной деятельности, однако оно нуждается в дальнейшей конкретизации и терминологическом уточнении. При таком подходе не замечается еще один, притом исходный уровень познания — «живое созерцание»; этот этап познания оказывается не выделен. из эмпирич.. Между тем живое созерцание имеет место при обыденном и художествен. познании, в то время как эмпирич. уровень характерен только для особого вида познавательной деятельности — научного познания. Да и научное познание невозможно без опоры на живое созерцание. Онтологическим коррелятом живого созерцания выступает сфера явлений (как проявлений сущности), а коррелятом эмпирич. и теоретич. соответственно фрагменты сущн. и целостная сущн. познаваемых предм-в.

Живое созерцание — это скорее не познават.способность,а результат реализации этих способ-ей или сам процесс познания указан.стор. объектов.

Познавательные способности чел. связаны прежде всего с органами чувств. Чел. организм имеет экстерорецептивную систему, направлен. на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность; кожа обладает способностью чувствовать холод, тепло, боль, давление), и интерорецептивную систему, связан. с сигналами о внутр. физиол. сост. организма.

Основания объединять все эти спос-ти в 1 группу и называть все это способностью к чувствен. отражению действительности, или «чувственным», имеются: эти способности заключены в органах чувств чел.

Однако термин «чувственный» многозначен: он ассоциируется не только с ощущениями как формой отражения действ-ти. Мы говорим о «чувственном» как о «сентиментальном», «чувствительном», «сладострастном», «интуитивном» и т.п. Но дело не столько в многозначности, сколько в том, что под одним термином «чувство» нередко объединяются эмоции и сенситивная способность человека. По-видимому, более правильным будет подразделять чувственное на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное.

В переводе с латинского «sensitiv» — «воспринимаемый чувствами». Да и в истории фил. мы встречаемся с особым направлением в теории познания — сенсуализмом, представители которого стремились вывести все содержание познания из данных органов чувств. Будем называть способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств чувственно-сенситивной способностью, или чувственным (конкретно-чувственным) познанием.

Познание выступает как диалектич. процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира, включая человека и жизнь общества.

Познание как процесс включает в себя 2 ступени. 1 - чувственное познание (живое созерцание) 2- логическое (рациональное) познание. (Абстрактное мышление)

Каждая из этих ступеней имеет свои формы:

Формы чувственного познания:

1. Ощущение (дает элементарный чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений)

2. Восприятие (дает целостный конкретно чувственный наглядный образ предметов и явлений)

3. Представление (чувственно - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимых по памяти и основанные на ощущениях. Важную роль играет воображение - способность соединять материал не так, как он соединен в действительности)

Формы логического познания:

1. Понятие (в нем отражается общие и существенные стороны и св-ва, а также связи в отношении предмета и явлений)

2. Суждение (это движ. и выражение мысли в рез. чего о предмете утверждается что-либо или отрицается)

3. Умозаключение (это движение мысли, при кот. из одного или неск. суждений выводится новое заключение)

Чувственное познание ограничено:

-не выделяет общее

-не дает знания по сущн. и не дает объясн. и поним.

Этот недостаток преодолевается путем логич. познания, основывающемся на чувственном, поэтому ни в коем случае в процессе познания нельзя абсолютизировать как значение чувствен. познания (эмпирич.сенсуализм) так и значение логич. познания (рационализм).

Основн. формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

Культура и нравственность.

Генезис философии, социально

Наши рекомендации