Идея общего блага в философско-правовых концепциях античности, средневековья, нового и новейшего времени.
Демокрит: рассматривал общее благо в неразрывной связи со счастьем, свободой, справедливостью. Общее благо – счастье – жизнь по правде, подчинение не каким-то законам, а законам природы. Счастье - благо высшего порядка.
Сократ:высшим качеством человека он считал мудрость – единство знания и умения различать добро и зло, и добродетель. Главная добродетель – законопослушание, причем абсолютное. Закон есть справедливость, все законы справедливы, следовательно абсолютное законопослушание. Наличие справедливых законов обеспечивает высшую свободу, т.е. общее благо всем гражданам.
Что есть благо? Абстрактные блага не существует, есть лишь конкретные поступки, которые могут приносить благо как отдельным гражданам, так и полису. Среди благих поступков определял: мужество, выдержка, правдивость
Аристотель:Ввел в научный обиход понятие “общее благо” – правильное государство, полития как власть средних, заботящихся об общих интересах.
Т.к. каждый получает индивидуальное благо, формируется общее благо или благо в естественном и справедливом сосуществовании людей и сообщества. Человек получает все, что желает, не принося вреда другому.
Аристотель показывает следующие блага: добро, рассудительность, правосудие.
Сенека(римский император): живи сообразно с природой – главная идея. Благо – это жизнь сообразно природе вещей. Он критиковал Эпикура. Нравственная жизнь не всегда приятна. Приятное зачастую безнравственно.
Эпоха Возрождения: появление христианства, совершенно иные подходы к понятию общественного блага. С появлением христианства под благом понимается начало всего сущего – Бог. Жить по заповедям – благо.
В.в.
Развитие философии по пути рационализма.
Рене Декарт. Отождествлял высшее благо с процессом познания истины.
Спиноза. Связывал понятие общественного блага со свободой, свобода, которая немыслима без разума.
И.Кант. Рассматривал благо как единство разума, дома и свободы. Теорией Канта заканчивается теорией поиска блага, вместо понятия блага стало использоваться понятие ценность.
Неокантианцы: Ценность – принципы, нормы, которые были бы ценностями априорно. Ценности: красота, истина, святость, нравственность, счастье, Бог, право.
Вывод:
Благо – скептический феномен, имеющий множество аспектов, с силу этого разные авторы акцентируют внимание на какой-либо стороне. Отсюда множество теорий, так как автор отражает одну грань.
Попытки найти единственное благо оказались безуспешными, но процесс поиска оказался плодотворным. Т.к. в результате формируется представление о благе как абстракции, которая не отражает конкретные уровни, формы его проявления.
Но нельзя отрицать то, что благо связано с правом, свободой, равенством, справедливостью. Исходя из этого рассмотрение общего блага в юридическом аспекте предполагает анализ философско – правовой сущности.
Ценностно-правовые характеристики общего блага.
Сущностные свойства блага
1) Благо это ценность – способность явления или процесса быть значимым для людей
2) Благо как ценность представляет собой единство объективного и субъективного. Общее благо объективно в том смысле. Что объективны принципы, нормы, требования общечеловеческой жизнедеятельности. Человек рождаясь застает уже готовые принципы нормы требования Субъективный характер общего блага – вне человека общее благо исключено смысла .
3) Благо не просто ценность, а общечеловеческая ценность, требования общего блага распространяются и признаются всеми людьми и в таком общечеловеческом смысле общее благо выступает эталоном, с которым соизмеряются другие ценности, а также поступки людей.
4) Общее благо есть высшая ценность и в силу этого, оно обладает всеми характеристиками, которые присущи высшим ценностям и прежде всего неутилитарностью. Все иное приобретает значимость лишь в контексте общего блага - неутилитарность иное приобретает значимость лишь в контексте общего блага – неутилитарость. И на это основание можно полагать, что в правовой сфере общее благо является предельной ценностью , а все остальные ценности не более чем субценности, служащие для его достижения. Общее благо в правовом аспекте имеет специфические правовые характеристики. И прежде всего речь идет о свободе. Свобода – возможность выбирать и действовать. Можно рассматривать и как независимость от внешних условий и обстоятельств. Каждый имеет право приобретать личное благо
5) Философско-правовой аспект общего блага включает такую субценность как равенство. Равенство предполагает эквивалентность , соразмерность свободы. Равенство является формальным . ибо формально признаются за каждым равные возможности, что не говорит о фактическом равенстве. Формальное равенство предполагает и неравенство людей, все люди разные, и возможности разные
6) Третья субценность это справедливость. Любой человек, тем не менее, представляет собой общее благо. Идеальное общество то, где можно раскрыться, - справедливое общество, где обеспечивается порядок
СВОБОДА, РАВЕНСТВО, Справедливость – 3 субценности блага.
В философии выделяют еще и функции. Функция ценностно правовой ориентации и функция ценностно правовой
Функция ценностно правовой ориентации заключается в том , что общее благо задает человеку идеалы, ориентирует его в том , что справедливо, а что не справедливо, позволяет человеку сориентироваться в правовой сфере. Позволяет определить как общественные предпочтения, так и сформировать личностные представления об основных принципах поведения. Что хорошо и значило для всех и значило для каждого в отдельности
Функция ценностно правовой организации деятельности – обуславливает воздействие общего блага на формирование потребностей, мотивов, которые в соединение с волей рождают реальное, фактическое поведение человека.
Представление об общем благе – обеспечивать согласование интересов людей, способствует гармонизации интересов, притязаний людей, позволяют скоординировать поведение разных людей, различных социальных групп
Насколько возможно диагностировать общее благо? В философско-правовом понимании общее благо диагностируется только при наличии определенных условий . “:
1) Признание правомерности индивидуального блага каждого человека. Человека, который находится в правовых рамках - признание естественных потиребностей в качестве прав и свобод человека, их неотчуждаемости и неотъемлемости.
2) Легитимность власти и закона – государство должно принимать только такие законы, которые гарантируют и защищают права человека. Эти законы будут иметь общеобязательный характер. И отражают принцип формального равенства . Эти законы будут закреплять равную меру ответственности.
3) Согласование интересов различных групп и отдельных людей. – формирование общей воли
Общее благо выражает объективно необходимые общие условия для совместного бытия и сосуществования всех членов общества в качестве свободных и равных субъектов
Общее благо в философском аспекте совпадает с сущностями права. Вывод – право это и есть элемент общего блага, ибо только право обеспечивает равенство свободу и справедливость, А общее благо это результат функционирования права. И само право есть общее благо
Если говорить о различия общего блага и права
1) Общее благо как ценность цель – то что мы хотим добиться, а право ценность средство – то с помощью чего мы можем получить общее благо. Для получении других более значимых ценностей.
Право – ценность , благо, способствующие получить более лучшее общее благо