Философско-правовые идеи В.С. Соловьева, И.В. Михайловского.

Соловьев. Его работы: "Значение государства", "Право и нравственность", "Оправдание добра". По его мнению, главным началом философии права является сущность природы личности, основным свойством которого являются свободы. Переходя к рассмотрению права, он выделил 2 момента:

1. Пытается вывести понятие права. Он начинает этот процесс с вопроса о генезисе права. Возникновение права он трактует в духе исторической школы права. Право возникло в истории человечества наряду с другими проявлениями общечеловеческой жизни. Истоки права коренятся не в сознании человека, а в родовом знании. В обычном праве уже есть естественно-правовые начала, например, начала справедливости.

2. Собственная сущность права. В основе лежит свобода как характерный признак личности. Свобода сама по себе еще не право, она становиться правом только тогда, когда за всеми одинаково признается свобода.

В итоге Соловьев дает следующее определение: Право – свобода, обусловленная равенством. Право – синтез свободы и равенства, отсутствие одного из них ведет к отрицанию права.

Особое место Соловьев отводит нравственности и справедливости. Он считает, что определение права как свободы и равенства дает лишь формальное равенство. Формирование справедливого права дает основание говорить не о формальном, а о фактическом равенстве. Фактического равенства практически достичь невозможно, можно закрепить лишь равные возможности. Фактического равенства быть не может, следовательно, нужно говорить не о равенстве вообще, а о равенстве должном. Можно установить равные возможности и равные пределы, которые должны соблюдать все.

Акты:

- Правовые – соответствуют нравственным критериям и понятию добра.

- Неправовые – которые не соответствуют нравственным критериям и понятию добра.

Содержанием понятия "право" являлись нравственность и справедливость.

Основная задача права – обеспечить рассмотрение минимального добра и не допустить проявления зла.

Минимальное добро – необходимость защиты жизни, собственности.

Михайловский.

"Очерки философии права". Свою концепцию Михайловский определяет как нравственно – философский идеализм. Он акцентирует внимание на необходимости изучения философии права, ее значение в формировании личности юриста-правоведа.

Философия права – альфа и омега юридического образования. Философия права позволяет юристу оградиться от полного преклонения права (закон – строгое соответствие, не воспринимает закон как императив), и от полного отрицания закона (имеется ввиду юрист не только как правопрменяющий, но и как законодатель, внесшие изменений вовремя).

Философско-правовые идеи Л.И. Петражицкого, Н.А. Бердяева.

Петражицкий.

Основные работы: "Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии", "Теория права и государства в связи с теорией нравственности".

Происхождение права, его действие в общественной жизни и влияние на психику индивида и общества в целом Петражицкий объяснял с помощью эмоций, правовых переживаний, возникающих как реакция организма на воздействие окружающей среды и формирующих его поведение.

Утверждение Петражицкого, что право является эмоцией и существует исключительно в психике индивида, не вписывалось ни в рамки представления об объективном существовании права, ни в традиционное его понимание только как позитивного. По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации. Поэтому для понимания сущности права нужно обратиться к психологии.

Так как право целиком содержится в психике, то в повседневной жизни обычно не требуется знания официальных законов, и вообще существование права не предполагает какого-либо организованного союза, например, государства.

То право, которым пользуются люди в повседневной жизни, Петражицкий называет естественным, или интуитивным. Необходимость общих правил поведения приводит к возникновению позитивного права, которое характеризуется ссылкой на внешний авторитет. Интуитивное право гораздо шире позитивного.

Бердяев.

Принцип гуманизма. “Царство Духа и царство Кесаря”

Персональное кредо: личность - самоценность и самоцель. Нет ничего выше личности, кроме Бога. Личность – это идея и никакой закон к ней не применим. Личность – это идеал, и никакой закон к ней не применим, личность – субъект, она не может быть объектом.

Личность - субъект, который существует в открытой системе и стремится к объективации.процесс объективации может различаться.

Объективация личности может идти по всем направлениям. Социальное - объективация через признание и подчинение личности нормам. Экзистенциальный - объективизация личности через духовное единение личности с богом в творчестве.

Рабство и нивелирование личности ведет в царство Кесаря - социальный путь. Экзистенциальный путь – путь обретения свободы личностью через самоопределение. Этот путь ведет в царство Духа, свободы. Задача человека – преодолеть царство Кесаря и обретение свободы в царстве духа.

Бердяев отрицал, что какое-либо государство может быть правовым. Государство создано в грешном мире актом насилия и оно лишь терпимо Богом.

Признает, что в иерархии ценностей ценность личности выше ценности государства. Любое государство, если оно не имеет тоталитарных устремлений, должно признать свободу человеческой личности. Свобода принадлежит личности изначально как существу свободному.

Значение права определяется его предназначением гарантировать и охранять свободу. Право – неотчужденное, естественное, нравственное, права личности – это идеальное право.

Бердяев отрицает возможность существования правового закона. Позитивное право – всегда антиправовой закон. Право как орган и орудие государства есть часто ложь и обман, которое полезно для некоторых людей, но далекое и противное закону божьему.

Наши рекомендации