Философия в жизни Вернадского

Введение

В творческом наследии Вернадского огромная часть принадлежит философии. Как и многие естествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в специальных областях, Вернадский пришел к своим философским построениям на склоне лет, видя в них естественное обобщение фундаментальных принципов, лежащих в основе мироздания. Но даже среди корифеев естествознания он выделяется не только новаторством и глубиной идей, но и их поразительной современностью.

И в центре этого новаторства — возрождение древней идеи о центральной роли человека, его разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей цивилизации долгое время недооценивалась. И главная причина этого, как ни парадоксально, состояла, по-видимому, в самих успехах классической науки, увенчавшихся созданием А. Эйнштейном в 1916 г. общей теории относительности. Опьяненные невиданными достижениями, большинство ученых традиционно видели в человеке всего лишь талантливого созерцателя природы, способного раскрыть ее тайны и вдоволь удовлетворить жажду познания. А Вернадский пророчески увидел в человеке умелого творца природы, призванного в конце концов занять место у самого штурвала эволюции.

В начале XX века в основном складывается принципиальный взгляд Вернадского на проблему соотношения философии и науки. «… Развитие научной мысли никогда долго не идет дедукцией или индукцией — оно должно иметь свои корни в другой, более полной поэзии и фантазии, области: это — область философии. Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области будущего развития науки, и только благодаря одновременной работе человеческого ума в этой области получается правильная критика неизбежно схематических построений науки».

 
 

Биография В.И. Вернадского

Владимир Иванович Вернадский - мыслитель, ученый-естествоиспытатель, общественный деятель, основатель ряда научных школ, основоположник учения о биосфере, комплекса современных научных знаний о Земле (биогеохимия, радиогеология, гидрогеология и др.). Родился в Петербурге, в 1863 г., 12 марта (28 февраля по ст. ст.), в дворянской семье. Неблагоприятный климат вынудил семейство Вернадских в 1868 г. сменить место жительства на Харьков, который в то время был известен как один из главных научных центров. В 1873 г. Владимир поступил в Харьковскую классическую гимназию. С третьего класса мальчик учился уже в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, т.к. в 1876 г. Вернадские вернулись домой. В частности, гимназия была известна высоким уровнем преподавания философии, истории, иностранных языков.

Украшением биографии Вернадского стал и такой факт, что он читал научные труды на 15 языках, сам иногда писал на английском, немецком и французском. Продолжил образование юный Вернадский в Петербургском университете, на физико-математическом факультете, который окончил в 1885 г. В этом же году его назначили на должность хранителя минералогического кабинета Московского университета. В 1890 г. В.И. Вернадский уже приват-доцент кафедры минералогии. Защитив докторскую диссертацию в 1897 г., в период с 1898 по 1911 г. являлся профессором Московского университета.

В начале XX в. В.И. Вернадский - заметная фигура не только в мире науки, но и на поприще общественной и политической деятельности. В 1906 г. от Московского университета он становится членом Государственного совета. После событий октября 1917 г. Вернадскому во избежание ареста (он являлся членом Малого совета министров, заявившего о нелегитимности большевистского Правительства) пришлось уехать на юг страны. Вместе с Н.П. Василенко в 1918 г. он создал Украинскую академию наук, был первым ее президентом, являлся профессором симферопольского Таврического университета, а в 1920-1921 гг. - ректором этого учебного заведения. В 1921 г. состоялось его возвращение в Петроград, где он занялся организацией Радиевого института. В СССР академик В.И. Вернадский вернулся в 1926 г., и в этом же году вышла одна из самых известных его работ – книга «Биосфера».

Умер В.И. Вернадский 6 января 1945 г. в Москве.



Заключение.

Среди великих естествоиспытателей сравнительно немногие предпринимали попытки философски проанализировать и изложить свое мировоззрение, свое понимание процессов развития природы и человеческого общества. В.И. Вернадский принадлежал к числу таких счастливых исключений. «Философская тенденция в научном творчестве В.И. Вернадского была настолько сильна, что, пытаясь бороться с ней, стремясь не дать возможности стать доминирующей, ученому приходилось сознательно идти по пути жесткого ограничения философского полета своей мысли. Его философская мысль часто опереживала развитие его научной мысли в области естествознания. Благодаря этому она освещала последней дорогу вперед. Он понимал, что здесь таится большая опасность, прежде всего для самих философских обобщений, их глубины и обоснованности. И он боролся против этого, как он сам говорил, «великого соблазна» заняться философскими проблемами ранее, чем будут получены необходимые для этого точные и неоспоримые эмпирические данные»[4, стр.7].

В этих внутренних противоречиях типичных для всякого крупного натуралиста – мыслителя, лежит причина известной отрывочности многих философских экскурсов В.И. Вернадского, мозаичность его отдельных философских мыслей, как бы вкрапленных в основной научный текст, но отнюдь не чужеродных ему.

Кроме того, не следует забывать о том, что взгляды В.И. Вернадского, как действительно великого ученого, который был в постоянном творческом горении, развивались, эволюционировали. Поэтому, если сравнивать ранние и поздние работы ученого, нередко можно заметить не только разные оттенки, но иногда и различие в трактовке тех или иных философских, социальных и других вопросов.

Взаимосвязь естествознания и философии в трудах В.И. Вернадского носила постоянный и твердый характер. Она никогда не была только внешним украшением его научных исследований, а составляла их стержень и всегда носила внутренний характер. Его философские выводы вытекали из его конкретных естественно научных изысканий, давая в свою очередь толчок к постановке новых научных проблем и намечая пути их возможного решения.

Наконец, связь естествознания и философии в трудах В.И. Вернадского всегда была связью глубоко творческой, приводившей к новым философским выводам и обобщениям.

Интерес В.И. Вернадского к философии, философским вопросам и произведениям носил чрезвычайно постоянный характер. Он сопровождал ученого всю его сознательную жизнь – с юношеских лет и до последних дней.

Введение

В творческом наследии Вернадского огромная часть принадлежит философии. Как и многие естествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в специальных областях, Вернадский пришел к своим философским построениям на склоне лет, видя в них естественное обобщение фундаментальных принципов, лежащих в основе мироздания. Но даже среди корифеев естествознания он выделяется не только новаторством и глубиной идей, но и их поразительной современностью.

И в центре этого новаторства — возрождение древней идеи о центральной роли человека, его разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей цивилизации долгое время недооценивалась. И главная причина этого, как ни парадоксально, состояла, по-видимому, в самих успехах классической науки, увенчавшихся созданием А. Эйнштейном в 1916 г. общей теории относительности. Опьяненные невиданными достижениями, большинство ученых традиционно видели в человеке всего лишь талантливого созерцателя природы, способного раскрыть ее тайны и вдоволь удовлетворить жажду познания. А Вернадский пророчески увидел в человеке умелого творца природы, призванного в конце концов занять место у самого штурвала эволюции.

В начале XX века в основном складывается принципиальный взгляд Вернадского на проблему соотношения философии и науки. «… Развитие научной мысли никогда долго не идет дедукцией или индукцией — оно должно иметь свои корни в другой, более полной поэзии и фантазии, области: это — область философии. Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области будущего развития науки, и только благодаря одновременной работе человеческого ума в этой области получается правильная критика неизбежно схематических построений науки».

 
 

Биография В.И. Вернадского

Владимир Иванович Вернадский - мыслитель, ученый-естествоиспытатель, общественный деятель, основатель ряда научных школ, основоположник учения о биосфере, комплекса современных научных знаний о Земле (биогеохимия, радиогеология, гидрогеология и др.). Родился в Петербурге, в 1863 г., 12 марта (28 февраля по ст. ст.), в дворянской семье. Неблагоприятный климат вынудил семейство Вернадских в 1868 г. сменить место жительства на Харьков, который в то время был известен как один из главных научных центров. В 1873 г. Владимир поступил в Харьковскую классическую гимназию. С третьего класса мальчик учился уже в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, т.к. в 1876 г. Вернадские вернулись домой. В частности, гимназия была известна высоким уровнем преподавания философии, истории, иностранных языков.

Украшением биографии Вернадского стал и такой факт, что он читал научные труды на 15 языках, сам иногда писал на английском, немецком и французском. Продолжил образование юный Вернадский в Петербургском университете, на физико-математическом факультете, который окончил в 1885 г. В этом же году его назначили на должность хранителя минералогического кабинета Московского университета. В 1890 г. В.И. Вернадский уже приват-доцент кафедры минералогии. Защитив докторскую диссертацию в 1897 г., в период с 1898 по 1911 г. являлся профессором Московского университета.

В начале XX в. В.И. Вернадский - заметная фигура не только в мире науки, но и на поприще общественной и политической деятельности. В 1906 г. от Московского университета он становится членом Государственного совета. После событий октября 1917 г. Вернадскому во избежание ареста (он являлся членом Малого совета министров, заявившего о нелегитимности большевистского Правительства) пришлось уехать на юг страны. Вместе с Н.П. Василенко в 1918 г. он создал Украинскую академию наук, был первым ее президентом, являлся профессором симферопольского Таврического университета, а в 1920-1921 гг. - ректором этого учебного заведения. В 1921 г. состоялось его возвращение в Петроград, где он занялся организацией Радиевого института. В СССР академик В.И. Вернадский вернулся в 1926 г., и в этом же году вышла одна из самых известных его работ – книга «Биосфера».

Умер В.И. Вернадский 6 января 1945 г. в Москве.



Философия в жизни Вернадского

Но его отношение к философии не однозначно. Он говорил: «Я философский скептик. Это значит, что я считаю, что ни одна философская система…не может достигнуть той общеобязательности, которая достигает (только в некоторых определенных частях) наука».

Более того, он как будто и вовсе отрекался от философии: «Я как философский скептик могу спокойно отбросить без вреда и с пользы для дела в ходе моей научной работы все философские системы, которые сейчас живы».

Пользу философии Вернадский доказывал на конкретных примерах из истории научных идей. По его мнению, философская мысль «раньше науки пришла к построению понятия пространства-времени, частично исходя из научных же фактов. Она раньше науки отбросила абсолютное время и абсолютное пространство. Она поставила вопрос о возможности научно исследовать время».

Ученый называл себя философским скептиком. Однако некоторые философские положения он признавал безоговорочно. «В основе всей научной работы лежит единое аксиоматическое положение о реальности предмета изучения науки – о реальности мира и его законообразности, то есть возможности охвата научным мышлением».

У Вернадского в конце девятнадцатого века наблюдалась некоторая склонность к эмпиризму и пренебрежение к теоретическим и философским основам науки. Однако практика научных исследований, разработка широких теоретических проблем естествознания, стремление к познанию наиболее общих законов развития природы и общества, возрастающий с годами интерес к особенностям и эволюции научного знания – все это заставляло его стихийно становиться на позиции диалектического материализма.
По мнению философа И. А. Козикова, можно выделить четыре этапа эволюции философских взглядов Вернадского: «До Октябрьской революции он стоял в основном на позиции естественноисторического материализма. В конце двадцатых и начале тридцатых годов, развивая идеи о бренности атомов, он пришел, к признанию диалектического характера изменений в неживой природе.


В это же время он по существу с диалектико-материалистических позиций разрабатывал вопросы пространства и времени. В конце тридцатых и начале сороковых годов, разрабатывая методологические вопросы естествознания, В. И. Вернадский сделал еще один шаг в сторону диалектического материализма. К концу своей жизни, признав под влиянием научных фактов возможность зарождения жизни в земных условиях, он встал на позиции диалектического материализма и в понимании живой природы. Однако следует отметить, что в ряде вопросов таких, например, как отношение к религии, понимание философии с естествознанием в современных условиях, а также некоторых других, он не пришел к диалектическому материализму».

К Вернадскому полностью приложимы слова Д. Сантаяны, сказанные о Гете: «Он был слишком мудр, чтобы быть философом в обычном смысле слова». Продолжая эту мысль, И. И. Молчалов заметил: «Но эта же мудрость не позволяла Вернадскому стать и естествоиспытателем «в обычном смысле».

Ученый не стремился создать какое-то особое философское учение или направление. Он выработал свое личное мировоззрение, соответствующее его складу ума и характера, моральным принципам, знаниям. Он всегда руководствовался «такой формой теоретического мышления, которая основывается на знакомстве с историей мышления и ее достижениями».

В своих общих рассуждениях он как бы возвращал понятию «философия» его первозданную сущность («фило» - любовь, «софия» – мудрость), потому что любил мудрость и был мудр.

 
 


Наши рекомендации