Зан.5. Гносеология Р.Декарта.Учение об ощущениях.
1.Представленность и оценка учения Декарта об ощущениях в историко-философских исследованиях.
2. Эскиз знаковой концепции ощущений в трактате «О свете» и оформление её в знаково-субстанционалистскую в последующих произведениях.
3. Роль ощущений и опыта в познании.
Литература:
1. Декарт Р. О свете. Правила для руководства ума//Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т.1.-М.-1989.
2. Декарт Р. Рассуждение о методе…//Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т.1.-М.-1989.
3. Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т.1 и т.2. М.-1989; М.-1994. Предметный указатель – страницы со словами: ощущения, чувства, чувственное восприятие, воображение и их синонимический ряд. Выписать места, имеющие прямое или косвенное отношение к теме, проанализировать, оформить смыслы в концептуальную схему и подготовить для устного предъявления группе и преподавателю.
4. Асмус В.Ф. Декарт.-М.-1956.
5. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии: от Аристотеля до Декарта.-М.-1987.
6. Липовой С.П. Курс лекций по истории новоевропейской философии (17 – первая половина 18в.).-Ростов-на-Дону.-ИРУ.-1996.
7. Липовой С.П. В чём суть идеи «картезианского сомнения» и рационалистического метода Декарта?//Философия в вопросах и ответах.-М.-Гардарики.-1999.
8. Липовой С.П. Философия Нового времени//История философии.-Ростов-на-Дону.-Феникс.-2004.
9. ЛяткерА.Я. Декарт.-М.-1975.
10. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления.-М.-1993.
11. Рикёр П. Кризис Cogito//Бессмертие философских идей Декарта.-М.-1997. С.14-27.
12. Сартр Ж.-П. Картезианская свобода//Логос.-1996, №8. С. 17-23.
13. Сретенский Н. Лейбниц и Декарт.-Казань.-1915.
14. Фишер К. Декарт. С.-Пб.-1994. Или любое издание.
15. Хёсле В.Декарт: между Я и Богом//Хёсле В. Гении философии Нового времени.-М.-1992. С.12-35.
Зан. 6. Гносеология Декарта. Учение о мышлении.
1. Разработка априористски-рационалистической концепции мышления в «Правилах для руководства ума».
2. Оформление знаково-субстанционалистской концепции мышления в метафизических сочинениях Декарта.
3. Соотношение мышления и других способностей души (воля, воображение, память, ощущения).
Литература:
1. Декарт Р. Правила для руководства ума.//Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т.1-М.-1989.
2. Декарт Р. Соч в 2-х тт. Т.1 и т.2. М.-1989; М.-1994. Используя предметный указатель, найти вобоих томах места со словами: ум, разум, рассудок, мышление, мысль и их синонимический ряд. Прочитать, выписать места, имеющие прямое отношение к теме, проанализировать, выработать концептуальную схему и подготовить её к предъявлению в устном виде в группе и преподавателю.
3. В остальном см. литературу к зан. 5, в особенности 4-10.
Зан. 7. Гносеология Декарта. Учение о душе
1. “Cogito ergo sum” как начало познания, спсоб определения природы души, и оправдание критерия истины.
2. Самосознание как условие познания и начало всякой деятельности души. Проблема выхода познающего за пределы «Я» в мир телесных вещей.
3. Роль понятия Бога в гносеологии Декарта.
4. Психофизическая проблема в философии Декарта.
Литература:
1. Декарт Р. Размышления о первой философии…//Декарт Р. Соч в 2-х тт. Т.2.-М.-1994.
2. Декарт Р. Первоначала философии//Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т.1.-М.-1989. В особенности: Предисловие, часть первая.
3. Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т.1 и т.2. М.-1989; М.-1994. Используя предметный указатель, найти в обоих томах места со словами: дух, душа, субстанция, Бог и их синонимические ряды. Прочитать, выписать места, имеющие прямое отношение к теме, проанализировать, выработать концептуальную схему и подготовить её к предъявлению в устном виде в группе и преподавателю.
4. См таже литературу к зан. 5 номера 4-15.
Зан. 8. Гносеология Декарта. Учение о методах познания
1. Проблема различения у Декарта понятий «пути познания», «правила для руководства ума», «метод познания».
2. Четыре правила метода Декарта и их связь с познавательными способностями (интуицией и дедукцией).
3. Поиск Декартом возможностей соединения априористски-рационалистического истолкования познавательных способностей с задачей познания опытно данных внешних вещей. Роль опыта в познании.
Литература:
1. Декарт Р. Рассуждения о методе…//Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т.1.-М.-1989.
2. ДекартР. Соч. в 2-х тт. Т.1 и т.2. М.-1989; М.-1994. С использованием предметного указателя найти места со словами: путь познания, правила бля руководства ума, метод познания и их синонимический ряд. Прочитать, выписать места, имеющие прямое отношение к теме, проанализировать, выработать концептуальную схему и подготовить её к предъявлению в устном виде в группе и преподавателю.
3. В остальном см. литературу к зан. 5, в особенности номера 4-9.