Новое время: барокко и классицизм в литературе (2 ч.).
Специфика северного барокко: влияние на художественно-поэтическую практику со стороны лютеранства и эзотерической учености. Джон Донн и его творчество: синтез поэзии и религиозной мистики цикле «Анатомия мира» . Религиозно-философский трактат «Биотанатос».
Немецкое барокко и его основные направления: «Пастушеский и цветочный орден» в Нюрнберге, «Плодоносящее общество» («Пальмовый орден») в Веймаре, «Ревнители бренности» в Кенигсберге. «Последняя граница» в поэзии Симона Даха: тайна Анхен из Тарау, элегия об «окончательном упадке тыквенной хижины».
Усиление абсолютизма во Франции XVII в.: феномен кардинала Ришелье («Ришелье чувствовал важность литературы...» Пушкин). Создание Французской Академии. Формирование классицизма как основной философской и эстетической системы. Философский рационализм Декарта (cogito ergo sum) как герменевтическая основа классицизма. «Поэтическое искусство» (1674) Н. Буало как систематизация классицистической теории.
Конфликт ума и сердца в трагедии «Сид» (1636) П.Корнеля. Тайна «чести» как главного экзистенциального кода интерсубъективности. «Прекрасно, как Сид»: общенациональное признание величия художественного психологизма Корнеля. Новая концепция личности в трагедии «Гораций» (1639): подавление всех чувств во имя грозных требований государства. Корнель как политический автор с верой в свободу.
Новый тип трагедии Ж.Расина: философия «тирании страстей» и неверия в свободу. Воскрешение античной идеи Рока в трагедии «Федра» (1677): Рок внутри нас.
Мольер (1622 – 1673) как создатель комедии нового типа: «поучать и развлекать», ставя глубочайшие философские, нравственные и политические задачи. Сгущение порока в образах-гротесках («Скупой», «Мещанин во дворянстве»). Комедия «Тартюф» (1665) как «художественное восстание» против лицемерия как деструктивной силы в сознании и обществе. Мольер в эпицентре борьбы двух противостоящих типов сознания: проблема «новой свободы». Идейно-нравственный парадокс комедии «Дон Жуан» (1665): глубинная несвобода «новой свободы». Кризис гуманистического идеала человеколюбия в трагикомедии «Мизантроп».
Художественные тексты:
Кальдерон. Жизнь есть сон.
Корнель. Сид.
Расин. Федра.
Мольер. Тартюф. Дон Жуан.
Мильтон. Потерянный рай (фрагменты).
Второй семестр
Просвещение (4 ч.).
Эпоха Просвещения как система философских (Вольтер, Руссо, Дидро, Локк, Гольбах, Кант), эстетических (Лессинг, Монтескье, Шиллер) и литературно-художественных теорий. Работа Канта «Что такое Просвещение?».
Литература английского Просвещения. Тип просветительского образа в романе Дефо «Робинзон Крузо» (1719): роман-миф о превращении «острова отчаяния» в «остров Надежды» благодаря разумной деятельности по преобразованию природы. Оптимистическая концепция просветительского идеала человека. Концепция антропологического и социально-политического пессимизма в романе «Путешествие Гулливера» (1726) Дж. Свифта. Просветительская утопия сентиментализма в романах С.Ричардсона «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740), «Кларисса» (1748). Фольклорная и народно-демократическая основа поэзии Р.Бернса.
Литература французского Просвещения. Феномен Вольтера. Философско-художественное «убийство» Жанны д’Арк в насмешливой поэме «Орлеанская девственница». Вольтер и религия. Идея «нового сада» в философской повести «Кандид» (1758). Дидро и д’Аламбер как создатели «Энциклопедии». Идея выбора героини в романе «Монахиня» (1760) Дидро. Парадигма доверия природе в творчестве Ж.-Ж.Руссо: «Рассуждение о науках и искусствах» (1749) как первое восстание против просвещения и культуры. Теории «естественного человека» и «естественного права». «Общественный договор». Педагогический роман «Эмиль, или О воспитании» (1761): три этапа воспитания ребенка: 1) следование собственному природному ритму; 2) мир как «дело»; 3) моральное отношение к миру, воспитание ответственности («своеволие – разум в бреду»). Надежды сентиментализма в романе «Новая Элоиза (1761): тайна чувства, возведенная в высшее правило жизни. «Экологическая» актуальность Руссо в современном мире.
Литература немецкого Просвещения. Феномен Лессинга: эстетическая теория «очищения чувств» («Лаокоон», «Гамбургская драматургия» (1767 - 1768); вера в «силу и дух» человеческой природы («Фауст»), создатель просветительской драматургии («Эмилия Галотти» (1771), «Натан Мудрец» (1779)). Дружба с Моисеем Мендельсоном («Письма о чувственных способностях» (1755): сострадание как «смешанное чувство из любви к предмету и огорчения из-за его несчастья»). Масонство. Спор о «случайных и необходимых истинах». Надежды на «воспитание человеческого рода». Философия «гениальной чувствительности и конгениального порыва» как идейная основа литературно-художественного движения «Буря и натиск»: Гаман, Гердер, Клингер, Гете.
Шиллер: от пафоса разрушения в «Разбойниках» до максимы «Красота спасет мир» в «Письмах об эстетическом воспитании». Категория возвышенного в драме «Мария Стюарт». Романтические мотивы в балладах.
Гете как создатель национально-культурного архетипа немецкого народа. Идея «целостности» как динамическая парадигма жизни и творчества. «Фауст» как философско-поэтический проект национального мифа.
Рекомендуемая литература:
История зарубежной литературы XVIII века. Под ред Б.И.Пуришева. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, 4).
Художественные тексты:
Вольтер. Кандид.
Дидро. Монахиня.
Свифт. Путешествие Гулливера.
Гете. Страдания юного Вертера. Фауст. Лирика. Баллады.