Проблема взаимоотношения литератур Средних веков и Возрождения в работах А.Я.Гуревича, М.М.Бахтина и С.С.Аверинцева: «вертикаль» vs. «горизонталь», богоцентризм vs. человекоцентризм.
Данте как последний поэт Высокого Средневековья и первый поэт Возрождения. «Incipit vita nova» - тайна Ренессанса в романе Данте «Новая жизнь»: «дух жизни» и Беатриче. Гиноцентрические тенденции в литературе и искусстве южного Ренессанса. Данте как основатель школы «нового сладостного стиля» Душа влюбленного как пространство истины «новой жизни»: соединение «земной» и «небесной» любви в образе возлюбленной. Смерть Беатриче как катастрофа бытия. От лирической биографии в «Новой жизни» к космографии бытия в «Божественной комедии».
Тайна пути в «Божественной комедии» - тайна «звезды». Возрождение идей свето-энергийных эманаций и синергетических взаимодействий неоплатонизма в поэме. «Философия любви» как надежда новых интенций ума и сердца на пути к истине. «Высокое напряжение» антиномий - любовь к Богу и любовь к Женщине. Связь космографии и этики: идея человека как «пастыря космоса». Поэтическое умозрение как прозрение в потустороннюю суть средневековой космографии Ада, Чистилища и Рая. Истина религии и истина поэзии в контексте «Божественной комедии»: поэтический опыт истины как опыт индивидуальной уникальности. «Энциклопедия грехов» в картинах «Ада»: отражение кризиса нравов и идей в Италии периода проторенессанса. Личностное отношение Данте к «инфраструктуре греха» - переосмысление католической системы грехов в духе гуманистической нравственности. «Панорама Рая» как топография «философии любви». Кредо Данте в песне 26 «Рая»: Беатриче как идейно-композиционный центр Рая. Иерархия блага и любви в структуре Рая.
Петрарка как вершинное явление ренессансной философии человека: ренессансный синкретизм чувственного и религиозного, «земли и неба», учености и веры. «Порывы скорбного сердца» в «Канцоньере» как отражение нового архетипа свободы. Речь на Капитолийском холме 8 апреля 1341 г.: сущность поэзии в тайне новой силы и любви. Тайна Петрарки в морально-философском трактате «О презрении к жизни»: сущность «accidia».
Боккаччо как поэт доверия «волненью крови молодой». Философия наслаждения в «Декамероне»: «страсть к жизни у порога смерти». Реализм «Декамерона» - «открытие мира и человека» в поразительном контрасте греха и святости, судьбы и провидения, страстей и веры.
Рекомендуемая литература:
Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА).
Художественные тексты:
Данте. Новая жизнь. Божественная комедия (фрагменты).
Петрарка. Слово, читанное Ф.Петраркой в Риме на Капитолии во время его венчания лавровым венцом. Канцоньеры (отдельные тексты). Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру.
Золотой век испанской литературы: на границе Возрождения и Нового времени. (2 ч.).
Своеобразие литературы испанского Возрождения, обусловленное условиями реконкисты, католического фанатизма и абсолютизма: народно-пассионарный характер гуманистических тенденций в сочетании с истовой религиозностью. «Золотой век» испанской литературы и его противоречивая «пограничность»: на границе двух принципов реальности – Возрождения (Сервантес и Лопе де Вега.) и барокко (Кальдерон, Тирсо де Молина, Луис де Гонгора). Влияние итальянской культуры: «Книга о придворном» (1528) Бальдассаре ди Кастильоне как «антропологический устав» Испании в эпоху Карла V. «Комедия о придворном» Пьетро Аретино (1429 – 1556) как антитеза идеалу Кастильоне.
Сервантес и его роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Образ Дон Кихота как архетип «безумца во имя добра». Идейный парадокс романа: конфликт между замыслом и осуществлением.
Испанский театр «Золотого века» и его вершина в творчестве Лопе де Вега. Ренессансная философия любви как идейная основа его пьес («Звезда Севильи», «Собака на сене»). Героическая драма «Фуэнте Овехуна» (1612 -1613) как вершина ренессансного оптимизма Лопе де Вега, основанного на сочетании любви к жизни с верой в жизненные силы испанского народа.
Тирсо де Молина (1571 – 1648) – драматург и монах: мотивы кризиса гуманистических идеалов – зыбкость и иллюзорность бытия, необходимость обращения к религии. Комедия «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630) как введение в мировую литературу образа Дон Жуана. Прототип и архетип: Дон Жуан – персонаж около 150 произведений.
Кальдерон (1600 – 1681) - «мрачный кумир» Испании. Драматургия барокко как отражение кризиса ренессансно-гуманистических иллюзий: развитие трагического мироощущения, «движение к окаменению», единство неразрешенных противоречий. Игра противоречий в религиозно-философской драме «Поклонение кресту» (1630 – 1632): тайна огненного знака, сюжетный «триллер» и религиозный максимализм. Значение гротеска.
Тайна барокко в философской драме «Жизнь есть сон» (1634): жизнь как «безумие-ошибка», свобода воли и предопределение, три «пролома» концепции «жизни-сна» - 1. любовь Сехисмундо к Росауре; 2. восстание народа; 3. восстание духа Сехисмундо в «категорическом императиве» добра.