Трагедия «Гамлет» как отражение кризиса ренессансного гуманизма.
16. Театр французского классицизма: П. Корнель и Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер.
17. Дефо, «Робинзон Крузо»: роман-миф о превращении «острова отчаяния» в «остров Надежды».
18. Дж. Свифт: концепция антропологического и социально-политического пессимизма в романе «Путешествие Гулливера».
19. Вольтер: поэма «Орлеанская девственница», философская повесть «Кандид».
20. Дидро: идея выбора героини в романе «Монахиня».
21. Ж.-Ж.Руссо: литературно-художественная концепция «естественного человека» в романе «Юлия, или Новая Элоиза».
22. Шиллер: от пафоса разрушения в «Разбойниках» до максимы «Красота спасет мир» в «Письмах об эстетическом воспитании».
23. «Фауст» Гете как философско-поэтический проект национального мифа.
24. Байрон как вершина английского романтизма: поэма «Паломничество Чайлд Гарольда».
25. Романтический идеал любви в творчестве В.Гюго: образ Жана Вальжана, образ Квазимодо.
26. Мистические озарения в творчестве Гофмана (новелла «Песочный человек»).
27. Проект Бальзака «Человеческая комедия» (романы «Гобсек», «Отец Горио», «Евгения Гранде», «Шагреневая кожа» - темы и идеи).
28. Литература Древней Руси: русская волшебная сказка.
29. «Слово о законе и благодати»: темы, образы, структура.
30. Начала русской истории: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве».
31. Феномен А.С.Пушкина.
32. Тайна Н.В.Гоголя: «мертвые души» как причина «болезни бытия».
33. «Коды смерти и жизни» в творчестве Достоевского (романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», повести «Кроткая», «Сон смешного человека»).
34. Пьесы А.П.Чехова «Иванов», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Чайка».
35. Энциклопедия величия и муки в творчестве Л.Н.Толстого: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение».
36. Религиозно-философские мотивы в поэзии А.А.Блока.
37. Поэзия М. Цветаевой и А. Ахматовой.
38. Джеймс Джойс: Одиссея «дурной бесконечности» в романе-кроссворде «Улисс».
39. Абсурдность человеческого существования в произведениях Франца Кафки.
40. Томас Манн как исследователь фаустовской «болезни мира»: новелла «Смерть в Венеции», роман «Доктор Фаустус».
41. Герман Гессе, «Степной волк»: дионисийское восстание против сдерживающих принципов христианской цивилизации, разрушение традиционной действительности.
42. Антуан де Сент-Экзюпери: «Маленький принц» как «Евангелие детства».
43. У. Голдинг, «Повелитель мух»: образы-идеи в романе.
44. А. Камю: роман «Посторонний» как манифест «последнего отчуждения»; роман «Чума» (идея онтологизации бунта в поисках выхода из абсурдности бытия).
45. Жан-Поль Сартр: роман «Тошнота» как художественная форма философского гуманизма-экзистенциализма.
46. Дж.Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи»: «Библия юности» для западной культуры.
47. Г.Г. Маркес: роман «Сто лет одиночества» как «краткая история времени».
48. Творчество Джона Фаулза: постмодернистская концепция «смерти субъекта» в романе «Коллекционер».
6. Критерии оценки знаний.
Система контроля качества знаний по курсу «История мировой литературы» включает в себя тестирование, оценку работы студентов на практических занятиях и оценку знаний студентов на итоговых зачетном и экзаменационном собеседованиях.
Практические занятия проходят в форме свободного обсуждения заявленных вопросов. Предполагаются также и краткие индивидуальные выступления (в форме докладов). Работа студента на практическом занятии оценивается по 4-балльной системе. На занятиях оценивается:
- знание студентом художественного текста;
- знание студентом теоретического материала;
- свободная ориентация в излагаемом материале;
- наличие собственной позиции;
- речь студента, умение излагать свою точку зрения, грамотно и аргументировано вести дискуссию.
На зачетном и экзаменационном собеседованиях студент должен продемонстрировать наличие базовых знаний по теории и истории литературы, знание ключевых художественных текстов, умение анализировать художественное произведение с учетом специфики литературной эпохи, к которой оно относится, знании и владение литературоведческой терминологией, способность грамотно выстраивать монолог и аргументировано отстаивать свою точку зрения, наличие осознанной позиции по обсуждаемым вопросам. При выставлении оценки также учитываются итоги тестирования и работа студента на практических занятиях.
Итоговая оценка «отлично» выставляется, если студент дал развернутые и содержательные ответы на предложенные зачетные или экзаменационные вопросы, продемонстрировал знание обсуждаемых художественных текстов, способность к анализу и обобщению, использовал при ответе новую терминологию по курсу, имеет высокий балл по тестированию и активно и продуктивно работал на практических занятиях.
Итоговая оценка «хорошо» выставляется, если студент дал достаточно содержательные ответы на вопросы, но не использовал или очень ограниченно использовал при ответе терминологию, продемонстрировал знание обсуждаемых художественных текстов, имеет хороший балл по тестированию и работал на практических занятиях.
Итоговая оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент ответил на вопросы неполно, допустил принципиальные ошибки при ответе, продемонстрировал не понимание проблемы, а попытку механически заучить теоретический материал, не использовал при ответе терминологию, плохо знаком с обсуждаемыми художественными текстами, имеет удовлетворительный балл по тестированию, не проявил себя в дискуссиях на практических занятиях.
Итоговая оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент ответил на вопросы неверно, не справился с тестом, не знаком с художественными текстами, не участвовал в дискуссиях на практических занятиях или пропускал практические занятия без уважительной причины.
На зачетном собеседовании оценки «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» соответствуют оценке «зачтено».