Тема № 3. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции

1. Греческая античная философия сформировалась в VII-VI вв. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от других восточных философских систем и является, собственно первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии античной философии можно выделить 4 основных этапа:

1 этап – досократовский

2 этап – классический

3 этап – эллинистический

4 этап – заключительный.

2.Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Это первая философская школа античной Греции. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего, вопрос о сущности мира. Основу мира они видят в определенном материальном принципе. Они интуитивно понимали мир как материальный. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Основным принципом мысли этой школы стало правило: мир должен быть понят исходя из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхъестественных сил. Милетцы были гилозоистами, т.е. говорили об одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души, а попытки рассматривать окружающий мир в непрерывном движении и изменении, привели их к наивным представлениям о диалектике.

Элейская школа – Ксенофан, Парменид, Зенон. Элейцы считаются родоначальниками рационализма, т.к. они подошли к понятийному отражению действительности. Они первыми поняли, что процесс познания есть переход от чувств к разуму, но рассматривали эти ступени познания в значительной степени обособленно друг от друга, противопоставляя их. Разум, это «путь истины», считали они, т.к. только он дает истинное знание; чувства же дают только «путь мнения». Знание противопоставлено мнению, т.е. обычным повседневным представлениям.

Гераклит –согласно его учению, основой всего является огонь; все происходит из огня, и в конечном счете превращается в огонь.

С именем Гераклита связано развитие диалектических взглядов. Центральным мотивом всего его учения был принцип пантареи («все течет»). Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое, что есть результат сочетания противоположностей. « Все едино и все состоит из противоположностей… Война есть мать всего и повелительница всего», но она заканчивается тем, что противоположности соединяются, и устанавливается их гармония. Таким образом, возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, бытие и небытие – связаны между собой, они обуславливают и переходят друг в друга.

Пифагорейская школа –основатель был Пифагор. Идеи данной школы наметили идеалистическое направление в античной философии, приписывание числам мистических свойств. Основой мира является число, и чтобы познать мир, необходимо познать числа, утверждается, что числа могут определять духовные качества человека.

Атомистическая школа –Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп, которые представляют собой вершину досократовского философского мышления и вершину античного материализма.

Атомизм в античной философии, главным образом, представлен Демокритом, который признавал существование двух начал: бытия и небытия (пустота). Бытие разбито пустотой на частицы, это означает, что бытие множественно, а не едино, как утверждали элеаты. Он утверждает, что мир состоит из бесчисленного множества атомов и пустоты. Атомы – это мельчайшие тела, далее неделимые, не имеющие качества. Качества же появляются от сочетания атомов по форме, положению и порядку.

В атомистике Демокрита просматривается наряду с наивными объяснениями причинности стремление увидеть все ту же причинность в самих вещах, а точнее в атомах. Демокрит считал, что все происходящее в мире имеет свою причину, поэтому любое явление происходит с необходимостью. Случайные, беспричинные события он считал выдумкой людей, порожденной незнанием подлинных причин происходящего. Если раскрыть причину явления, то кажущаяся случайность превращается в необходимость. Обнаружение, выявление подлинных причин происходящего, по его мнению, является главной целью познания.

3.Софисты -появившиеся в V в. до н.э. в Древней Греции платные учителя философии, риторики (красноречия), и эристики (искусства спора).

Софисты не представляли единой школы, они соперничали между собой, однако их объединяло не только «профессиональное» преподавание, но и предмет, и метод философствования. Главным вопросом у них был вопрос о соотношении мира и знания. Софисты учили, что нет объективной истины, она зависит от места, времени, условий и самого человека, т.е. субъективна, а, следовательно, мир непознаваем. Иными словами, они были первыми агностиками. Утверждение об относительности истины влекло за собой и утверждение об относительности нравственных норм – что кому выгодно, то и хорошо.

Софистов условно делят на:

старших – Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Ксениад и младших – Алкидам, Фразимах, Критий и др.

Сократ (469-399 г.г. до н.э.)Период, предшествующий Сократу, называется натурфилософским. Сократ явился родоначальником второго периода античной философии ориентированной на знание.

Главное место в сократовской философии принадлежало этике. Философия его касалась прежде всего человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя. Душа человека есть «Я познающее» и раскрывается она как разумная и нравственная совестливая персона. Сущность человека сосредоточена в его душе, т.к. она есть «то, чему служит тело». Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который он называл «даймонионом», который был гарантом постижения истины.

По отношению к материальному миру он был агностиком, полагая, что познать его невозможно; зато доступна пониманию душа человека, в познании которой и состоит суть, предмет философии.

Главной целью сократовского философского метода было обнаружить нравственную основу отдельных случаев человеческого поведения.

Сократ обучал искусству обобщения, искусству находить правильные определенияобщих понятий. Обучение это велось в форме собеседований, в процессе которых ученики действительно не приобретали новых понятий, а лишь проясняли с помощью учителя те, которые они знали. Таким образом, Сократ учил логике, так как, его метод был вполне научным методом выявления знания, который впоследствии Аристотелем был назван индукцией.

Деятельность Сократа послужила основанием для этических школ Древней Греции:

  1. Гедоническая или Киренская школа – Аристипп
  2. Эпикурейская школа – Эпикур
  3. Киническая школа – Антисфен
  4. Стоическая школа – Сенека, Марк Аврелий
  5. Мегарская школа
  6. Академия Платона - Платон

4. Наиболее выдающимся учеником, последователем, «систематизатором» воззрений Сократа был Платон (427-347 г.г. до н.э.).Он является создателем системы объективного идеализма, основателем первой в мире Академии. У него обширное философское наследие, кроме трактата «Апология Сократа», «Законов», писем и эпиграмм, он написал еще 34 работы в форме диалога: «Софист», «Парменид», «Государство» и др.

Ядром философского учения Платона является его теория идей. Идея для Платона не есть понятие человеческого ума. Она есть истинно сущий род бытия. Она объективна, безотносительна, независима от времени и пространства, бестелесна, вечна, недоступна чувственным восприятиям и постигается только разумом. Идея предстает как источник бытия вещей, как идеальный образец, взирая на который Демиург (творец) создает мир чувственных конкретных вещей. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы – идеи.

В вопросах теории познания Платон также занимает идеалистические позиции. Его учение об идеях соприкасается и с его гносеологией. Платон отрывает чувственное познание от рационального. Чувственное познание, предметом, которого является материальный мир, выступает как несущественное, как вторичное, потому что информирует нас лишь о кажущимся бытии, а не о бытии подлинном. Истинное, настоящее познание, согласно Платону – это познание, проникающее в мир идей, познание разумное.

Ядром его гносеологических концепций является теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда существовала в царстве идей. Т.е. абстрагировав идеи от разума конкретных людей, Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на землю, где временно находясь в человеческом теле, она «вспоминает» о мире идей. Познание, по Платону, есть воспоминание душой своего доземного существования.

Озабоченный проблемой лучшей жизни, Платон пытался решить ее с помощью создания модели государства, олицетворяющего разум. Основная идея государства – добродетель, истинное знание, от этого зависит идеальное правление; эта цель состоит прежде всего в том, чтобы спасти бессмертную душу человека. Его интересует сущность и формы государства с точки зрения личностных критериев, особенно это относится к личности правителя. Правителями его идеального государства являются философы.

С позиций своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы:

1. Приемлемые государственные формы:

а) Платоново идеальное государство;

б) Аристократия (аристократическая республика)

2. Регрессивные или упадочные государственные формы:

а) Тимократия

б) Олигархия

в) демократия

г) тирания

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) –автор произведений «Физика», «Механика», «Органон», «О душе», «Никомахова этика», «Политика», «Риторика». Аристотель по праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым значительным систематизатором философских и научных знаний, накопленных до него.

Три вида философии Аристотеля:

- теоретическая – изучающая проблемы бытия, происхождения всего сущего;

- практическая – изучающая деятельность человека, устройство государства;

- поэтическая

Основные положения аристотелевсого учения:

  1. Аристотель создал учение о категориях. Это учение основывается на платоновской теории идей и мысли о разнокачественных идеях. Аристотель различает, прежде всего две категории: сущности («субстанция») и качества («акциденция»). Так, например, идея добра и само добро соотносится как сущность и качество. Сущность существует сама по себе, а не в чем-то другом. Качество (и количество) всегда соответствует какой-либо сущности, а не существует само по себе. «Добро», например, это категория качества, т.к. существует не само по себе, но как чье-то свойство (добрые люди, добрые поступки).
  2. Учение о материи и форме или означающее учение о двух началах каждой вещи. Аристотель первый из философов ввел понятие материи, для чего использовал обыденный язык и понятие «материал». Форма у Аристотеля – это не облик предмета, а деятельное начало, заставляющее материю сделаться определенной вещью.

3. Логика. Изучение бытия возможно лишь с помощью логики, считал Аристотель. Логику он называл «органической» наукой, т.к. она есть орудие («органон») для изучения бытия. Логика, по Аристотелю, имеет методологическое значение для познания. Она помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Метод выведения общего, с помощью которого можно затем объяснить единичные факторы, Аристотель назвал индукцией (выведение общего из частного). Метод доказательств из силлогизмов, т.е. из общих выводов – получение производных суждений, частных, он назвал дедукцией.

Учение о душе. Главное преимущество человека – его разум, которого нет у животного.

Разум есть способность мыслить общее. На этом основано наличие речи у человека

(именно в речи проявляется мысль об общем) и отсутствие ее у животных. Далее, у

человека есть наука (т.е. знание общих начал), и ее нет у животного. Разум обусловливает

действие человека, формирует его волю. Воля складывается из стремлений и предполагает

готовность человека к нравственному выбору ( который в свою очередь основан на знании

общего).

По Аристотелю, в душе человека есть как бы две совершенно различные части: животная и разум. Разум – нечто чуждое индивидуальному, это нечто общее, неизменяемое и вечное. Разум у всех один, он чужд индивидуальных различий. Он не связан с телесными процессами, а потому душа бессмертна только в своей разумной части.

5. Основные течения эллинистической философии: стоицизм и эпикурейство.

Стоики последователи философской школы Стои (Афины), их основная идея – освобождение от влияния внешнего мира через самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрости.

Этика стоиков опиралась на натурфилософию и учение строжайшей необходимости, действующей в мире.

Эпикурейство –философское направление, основанное древнегреческим мыслителем Эпикуром, который создал школу в Афинах, известную под названием «Сад Эпикура». Главное в его учении – этика поведения, приводящее к счастью. Это учение о счастье называется эвдемонизм. Речь шла об отдельном индивиде, а не об обществе, общественный союз – не является высшей целью, но только средством для достижения благополучия индивида.

В отличие от стоической, эпикурейская этика гедоническая (от греч. – удовольствие). Это не чувственное удовольствие, а состояние духовной стабильности (атараксии), которое может выработать в себе лишь мудрец, способный преодолеть страх смерти.

Учение Эпикура было последней великой материалистической школой древнегреческой философии.

Таким образом, древнегреческая философия выдвинула важнейшие вопросы, решение которых стало задачей последующей истории мысли.

Тестовые задания для самопроверки по теме № 3 «Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции»

1. Какая философская проблема впервые в Древней Греции была сформулирована философами Милетской школы и решена ими вне рамок религиозно-мифологического мировоззрения?

A. проблема движения

B. проблема человека

C. проблема первоосновы мира

D. проблема универсалий

E. проблема государства и общества

2. Какие из этих высказываний приписывают Гераклиту?

A. «Чего не желаешь себе, того не делай другим», «Познай самого себя»

B. «Помогай другим постичь то, чего бы ты сам хотел»

C. «Все течет, все изменяется», «В одну реку нельзя войти дважды»,

D. «Заводи друзей не спеша, а заведешь – не бросай», «Все - есть число»

E. «Не богатей дурными средствами»

3. Афоризм «Бытие есть, а небытия нет» принадлежит:

A. Сократу

B. Гегелю

C. Платону

D. Пармениду

E. Пифагору

4. Основатели атомистики:

A. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр

B. Парменид, Зенон, Мелисс

C. Левкипп, Демокрит

D. Протагор, Горгий

E. Сократ, Платон, Аристотель

5. Кто были первыми платными учителями философии, риторики, эристики, появившиеся в V в. в Древней Греции:

A. софисты

B. киники

C. эпикурейцы

D. пифагорейцы

E. милетцы

6. Укажите основную идею Сократа:

A. модель идеального государства

B. разработка метода истины, названной «майевтикой»

C. разделение философии на диалектику, физику, этику

D. учение о сверхчеловеке

E. существование двух категорий: сущность и явление

7. В античности впервые увидел сущность человека в душе, понимаемую как разумную мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение:

A. Гераклит

B. Парменид

C. Сократ

D. Аристотель

E. Фалес

8. Кто подразделял мир на «мир идей» и «мир чувственных вещей»:

A. Демокрит

B. Аристотель

C. Платон

D. Сократ

E. Гераклит

9. Кого из философов назвали «первым учителем человечества» за создание философского учения, синтезирующего всю мудрость и науку античности?

A. Пифагор

B. Платон

C. Демокрит

D. Сократ

E. Аристотель

10. Чья философская школа имела название «Сад»?

A. Демокрита

B. Платона

C. Аристотеля

D. Эпикура

E. Пифагора

Тема № 4. Статус и функции философии (европейской и арабского Востока) в средневековой культуре

1. Философия, которая складывалась в период средневековья (I-XV вв.) имела два основных источника своего формирования:

а) древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях;

б) Священное писание, повернувшее философию в русло христианства.

Средневековая философия отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса своим религиозным содержанием и направленностью

Философия оказалась в жесткой зависимости от религии. И хотя это касается не только европейской, но и арабской философии того времени, нужно отметить, что «служанкой религии» удостоилась быть именно христианская философия, в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Вся история христианской философии имеет различные фазы и формы. Выделяют два этапа становления средневековой западноевропейской философии:

1) Патристика – задача, которой заключалась в создании систематической догматики из того, что содержалось в Священном писании (опираясь на античную философию, прежде всего Платона).

2) Схоластика – задача, которой заключалась в обосновании, защите и систематизации незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем, на соединении догматики и рационалистического обоснования (средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы). Иначе говоря, метод схоластической философии – это доказать истину посредством разума, т.е. философии.

Схоластическое мышление сосредотачивается, в сущности, на 2-х проблемах: с одной стороны, споре номинализма и реализма, с другой стороны – на доказательстве существования бога

2. Наибольшее влияние на формирование западноевропейской средневековой философии оказал крупный представитель раннехристианской философии Аврелий Августин (354-430 г.г.)

Его философские идеи изложены в произведениях: «Об истинной религии», «Исповеди», трактат «О троице», главное произведение «О граде Божьем».

Основные положения его философии заключались в следующем:

Жизнь общества – это борьба двух противоположных царств (градов) – Земного и Божественного. Град земной подвергает гонениям град Божий, т.к. его жители самолюбивы и эгоистичны, их стремления приходят в противоречие со стремлениями тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. «…Эти два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, доведенного до презрения к Богу, и небесной – любовью к Богу, доведенного до презрения к самому себе…»

Град земной – это мир зла и сатаны, в нем господствует похоть «управляющая и правителями его, и подчиненными ему народами»

Град Божий – это мир добра и Бога, где « по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь».

Высшей целью человеческой жизни, по мнению Августина, должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости человека от Всевышнего. Человек не может быть творцом, он лишь воспринимает божественные идеи.

Именно люди, покорные Богу и церкви достойны Града Божьего, считает Августин.

Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви.

Таким образом, можно сделать вывод, что философия Аврелия Августина абсолютнатеоцентрична, вся сосредоточилась на боге как едином, совершенном, абсолютном бытии, мир же имеет значение как божье творение и отблеск (идеи креационизма).

Систематизатором ортодоксальной схоластики считается монах-доминиканец Фома Аквинский (1225-1274).

Главными его трудами считаются «Сумма теологии» - где разрабатывается католическая догматика, становится основой всей схоластической теологии, «Сумма против язычников».

Фома Аквинский – основатель религиозно-философской системы католицизма, получившей название томизм.

У Ф. Аквинского строго определены области науки и веры. Задача науки сводится к объяснению закономерностей мира. Аквинский признает возможность достижения объективного, верного знания и отвергает такие представления, согласно которым действительным считается лишь деятельность человеческого разума.

Познание объективно и истинно, однако оно не может охватить все. Область существенных таинств христианской веры остается для Аквинского вне философского разума и познания (например: триединство бога, воскресение и т.д.). Речь идет об истинах сверхъестественных: о божественном откровении, благой вести, которые содержатся только в вере.

Между наукой и верой нет противоречия, христианская истина стоит выше разума, так как она происходит от бога, но она не противоречит разуму.

Философия должна служить вере, теологии тем, что религиозные истины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опровергает как ложные аргументы против веры.

Ф. Аквинский отмечает, что «бытие божие», коль скоро оно не является самоочевидным, должно быть доказано через доступные нашему познанию следствия. Он предлагает свои доказательства существования бога, а вернее следствия того, что сотворено Богом, которые использует современная католическая церковь:

  1. движение: все, что движется, движимо кем-то другим, следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог;
  2. причина: все, что существует, имеет причину, следовательно, есть первопричина всего – Бог;
  3. случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого, следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
  4. степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств, следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог;
  5. цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все цели – Бог.

Заслуживают внимания социально-философские воззрения Фомы Аквинского, которые им также решались в духе католического учения.

Государственная власть – от Бога, форма правления в каждом случае должна сообразовываться с обстоятельствами. Предпочтительной для Ф. Аквинского является монархия. Церкви должна отдаваться первая роль в гражданском обществе. Земная жизнь в государстве – лишь приготовление к будущей духовной жизни. Власть государя должна быть подчинена высшей, духовной власти. Во главе ее на небе – Христос, а на земле – Римский папа.

3. В XI веке в самой схоластической философии развертывается борьба между номинализмом и реализмом. Эта проблема приобрела форму спора об «универсалиях» или о природе общих понятий, диалектики единичного и общего.

Выделились две точки зрения:

Реалисты (представители реализма)утверждают, что общие понятия (универсалии) существуют независимо от вещей, единичного, независимо от человеческой мысли и речи; независимо от материального мира. Универсалии это некие духовные самостоятельные сущности или прообразы единичных вещей. Т.е. они признавали реальное существование общих понятий – «универсалий»: «человек вообще», «дом вообще» и т.п.

Противоположное утверждение – отрицание реального и независимого от человека существования «универсалий». Данная точка зрения получила название – номинализм. Номиналисты считали, что объективно, реально сначала существуют только «единичные вещи» (отдельные предметы, явления), а общие понятия (универсалии) – есть не что иное, как наименования, имена, обозначающие вещи и существующие только в языке.

Таким образом, универсалии существуют не до, а после вещей.

Номинализм был двух видов: умеренный (Пьер Абеляр) и крайний (Иоанн Росцелин).

Умеренные номиналисты допускали существование общего в человеческих понятиях, как отражение сходных черт в единичных вещах.

Крайний номинализм – общее лишь пустое, считали ничего не содержащим «выдохом голоса», звуками, речью.

Таким образом, если реализм рассматривал общее как нечто идеальное и предшествующее вещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного, то номинализм был своеобразным выражением материалистического решения этой проблемы.

4. В то время как на Западе философия, искусство и наука на определенное время задержались в своем развитии, на Востоке благодаря заслугам арабских мыслителей происходит их расцвет.

Арабская философия средних веков стала связующим звеном между греческой философией, традиции которой арабы переняли и сохранили (много внимания уделяли идеям Аристотеля) и последующей ступенью европейской философии – схоластикой. Поэтому проблематика, которую решала арабская философия, заметно повлияла на историю западноевропейской философии.

Основным смыслом арабо-язычной философии было защитить ислам и его догматы, поэтому в основных чертах и исходных положениях она совпадает со схоластической философией.

Арабо-язычная философия развивалась не только в лоне религии, но и в лоне науки. Известны успехи арабских ученых в разных отраслях естественнонаучного знания.

5. Основные направления арабской философии периода зарождения:

школа мутакаллимов – обоснование религиозных догматов ислама;

школа мутазилитов - отказ от догм ислама о происхождении мира, человека, предопределенности судьбы; отождествление Бога и Вселенной, отказ антропоморфных представлений о Боге, вера в силу и разум человека;

суфизм – высшее благо для человека есть добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, аскетизм.

Восточный перипатетизм (аристотелизм)представлен следующими именами: Абу Насыр аль-Фараби, (870-950 гг.), Аль-Кинди (800-879), Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037), Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198)

Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198) –является последним крупным представителем арабо-язычного перипатетизма, с которым на протяжении всего средневековья в мусульманском мире связывали сам термин «фальсафа» (философия).

Аверроэс отстаивает «теорию о двойственной истине» - сделать науку и философию самостоятельными, избавить их от церковной опеки. Полная истина лишь одна – это истина философская.

Тюркская философия. Юсуф Баласагуни – автор знаменитого произведения «Кудатгу билик» («Благодатное знание»).

Махмут Кашгари – «Дивани лугат аттюрк» (Словарь тюркских наречий»).

Ахмед Яссауи – глава тюркской ветви суфизма.

Тестовые задания для самопроверки по теме № 4 «Статус и роль философии (европейской и арабского Востока) в средневековой культуре»

1. Философия Средневековья не складывалась на основании этого источника:

A. Философии Аристотеля

B. Платоновской философии

C. Священного писания

D. Милетской философии

E. Неоплатонизма

2. Метод присущий средневековой теологической философии – восприятие окружающего мира через раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер:

A. диалектика

B. эклектика

C. метафизика

D. догматизм

E. софистика

3.Святоотеческая литература, совокупность философских, религиозных и социально-политических учений отцов церкви есть:

A. концептуализм

B. реализм

C. патристика

D. схоластика

E. номинализм

4. Термин «схоластика» означает:

A. учение «отцов церкви»

B. школьная философия

C. божественная философия

D. символ веры

E. служанка богословия

5. В понимании природы универсальных понятий (общего и единичного) сформировались два течения средневековой философии:

A. рационализм и иррационализм

B. догматизм и скептицизм

C. реализм и номинализм

D. монизм и дуализм

E. материализм и идеализм

6. Арабоязычная средневековая философия по своей мировоззренческой направленности была:

A. космоцентристской и социоцентристской

B. идеалистической и религиозной

C. теоцентристской и пантеистической

D. материалистической и атеистической

E. диалистической и солипсистской

7. Основные направления арабо-мусульманской философии:

A. Деизм, пантеизм

B. Калам, фалсафа, суфизм

C. Шиизм, суннизм

D. Скептицизм, стоицизм

E. Натурфилософия, атомизм

8. Как называется учение последователей Аристотеля, к которому относились аль-Кинди, аль-Фараби, ибн-Сина, ибн-Рушд?

A. суфизм

B. восточный перипатетизм

C. вульгарный материализм

D. постмодернизм

E. софистика

9. Рациональный (философский) метод познания бытия в арабской культуре, противостоявший религиозно-догматической традиции:

A. фалсафа

B. калам

C. суфизм

D. шариат

E. сунна

10. Кто из средневековых философов обосновал концепцию двойственной истины?

A. аль-Фараби

B. Фома Аквинский

C. Пьер Абеляр

D. Ибн-Рушд

E. Иоанн Росцеллин

Наши рекомендации