Способы сокрытия терма в разных местах.
Уходя в Чамарадвипу154 <в 864 г. н. э>, Гуру Ринпоче призвал духов местности155 всех центральных и окраинных областей Тибета. Он вверил им различные терма и дал такое наставление: «Сокройте всё это у себя». Он также объяснил им, какое терма получит каждый тертон и какие блага принесут разные учения в разных обстоятельствах, и велел не перепутать.
Соответственно, после ухода Второго Будды <т. е. Падмасамбхавы> в страну ракшасов Великая Блаженная – Цогьял, великая хранительница заветов Гуру Ринпоче, завершила сокрытие терма.
Я объясняю только часть этой традиции – подробно постичь её всю невозможно. Например, даже повторное сокрытие ('Dab gTer) имеет множество различных методов (которые будут кратко рассмотрены позже). После сокрытия терма и до того как наступит время его открыть, это терма никто не обнаружит, как бы тщательно его ни искали, потому что клад пребывает в самых глубинах места сокрытия. Когда наступает время открытия, он поднимается к отверстию места сокрытия. Найти клад будет тем легче, чем более совершенны благоприятные обстоятельства156. Если место, где сокрыто терма, подвергнется каким-либо изменениям, терма будет перенесено в другое место. Многие терма, если их не смогли обнаружить вовремя, исчезают, как камфара. Всеведущий Владыка157 сказал, что появление терма зависит от присутствия или исчезновения людей <тертонов и учеников>, которые выразили пожелания получить эти учения. Изменения могут быть вызваны и охранителями терма158, но это не соответствует традиционному толкованию линии преемственности, так что всё зависит исключительно от силы пожелания Гуру Ринпоче и ни от каких других факторов.
Я не встречал ни одного текста этой традиции, который был бы открыт из пространства, хотя в текстах говорится, что терма, сокрытые в пространстве, существуют. Это не удивительно, поскольку Гуру Ринпоче своей чудесной силой сокрыл эти особые терма в небе, так что они не могут быть разрушены ни одним из четырёх элементов159, невидимы для людей и не людей и т.д.Ещё говорят, что, помимо непосредственных охранителей конкретного терма, никто из обычных дак или дакини не сможет его увидеть.
Кроме того, не все сокрытые терма предназначены для обнаружения. Сказано, что некоторые терма были сокрыты не для обнаружения, а для сохранения учения, для процветания земли и для защиты поколений царей Дхармы.
Охранители терма.
Существуют две категории охранителей терма: охранители терма в целом и те, кто взял на себя ответственность передать их тертонам. Что касается последних, то иногда у многих терма бывает один-единственный охранитель, а иногда одно терма вверяют многим охранителям. Есть не только великие охранители, такие как Экаджати – охранительница тантр, великая владычица мира желаний ('Dod Khams dBang Mo) – и другие, но и предводители разных классов существ (Rigs), например гьялпо (rGyal Po), цен (bTsen) и теуранг (Theu Rang), которых назначили охранителями. Все эти охранители связаны пожеланиями с Гуру Ринпоче и готовы действовать на благо Трёх Драгоценностей160. Они получили посвящения в тантрические мандалы, соблюдают обязательства161 <хранят самайю> как зеницу ока и, в частности, обретя способность постичь конкретное терма, осуществили его передачу-наказ. Они принадлежат к категории дак и дакини, обладающих непостижимой чудесной способностью совершать всевозможные действия, например, устранять <вредоносные силы> и защищать <практиков> с помощью практики йоги, мантр162 и действий163. Этих существ назначили охранителями терма ещё и потому, что враждебные силы, создающие препятствия для практиков Дхармы, входят в свиту этих предводителей классов, а поскольку предводители назначены охранителями, их подданные не смогут нарушить приказ.
III. Тексты и письмена терма.
Разные тексты терма.
Краткие сведения о некоторых категориях циклов терма встречаются в различных танг-йиг164, в «Великом пророчестве Гонгду»165 и других источниках. Существуют такие категории найденных текстов (сравнимые с различными частями дерева):
1. Цикл «Восточное терма»166, который можно сравнить со спелым плодом.
2. Цикл «Южное терма»167, подобный округлому стволу.
3. Цикл «Западное терма»168, напоминающий яркие цветы.
4. Цикл «Северное терма»169, напоминающий раскидистые ветви.
5. Цикл «Центральное терма»170, подобный пронизывающим корням дерева, и т.д.
Грубо говоря, среди терма есть тексты сутр и внешних тантр, но больше всего текстов ануттара-йоги171. Как я объясню позже, их назначение – усилить передачу ануттара-тантры.
Эти йоги – исключительно тайные наставления, предназначенные для тибетцев, подготовленные и расположенные в таком порядке, чтобы люди с меньшими умственными способностями легко могли их понять172. Они делятся на три основные категории: корень – учения-наставления по практике гуру, йидамов и дакини; ветвь – аспекты различных действий и связанные с ними разделы; и сердечная сущность – учения гуру-садханы173, ати-йоги174 и Авалокитешвары175.
I. Корень: учения-наставления по циклу гуру, йидамов и дакини.
1. Цикл гуру.
а) Общие категории текстов (sPyi bsDus):
Цасум каду176 (rTsa gSum bKa’ 'Dus);
Чипунг177 (sPyi sPungs);
Нэгьюр178 (gNas bsGyur);
Цоду179 (gTso bsDus);
Чигдрилгьи друблуг180 (gCig Dril Gyi sGrub Lugs) и т.д.
б) Особые категории текстов (So Sor Phye Ba'i sKor):
Деление по способам практики:
внешние практики, основанные на молитвах;
внутренние практики, основанные на садханах.
Деление по божествам:
мирный гуру181:
гуру в единственном числе;
гуру со свитой божеств;
садханы особых коренных и второстепенных божеств и т.д.
гневный гуру182:
гуру в единственном числе;
гуру со свитой божеств;
садханы особых коренных и второстепенных божеств и т.д.
2. Цикл йидамов183.
Говорят, что среди сокровищ Дхармы есть множество текстов, например, Чакрасамвары и Хеваджры184, но главные – это:
а) Тексты мирных и гневных божеств185: независимые тексты; тексты, объединённые с другими текстами.
б) Тексты восьми великих мандал: отдельные или особые садханы; общие садханы.
Другие категории текстов, связанные с йидамами:
а) тантры (rGyud): коренные тайные тексты;
б) агамы (Lung): тайные учения;
в) упадеши (Man Ngag): тайные наставления: наставления по медитации (sGom Khog); объяснения практики божеств (Lha Khrid); наставления по важнейшим аспектам (gNad Yig); ответы на вопросы (Zhus Lan) и т.д.
г) основные тексты садхан (sGrub gZhung):
подробная садхана (sGrub gZhung rGyas Pa);
средняя садхана (sGrub gZhung 'Bring);
краткая садхана (sGrub gZhung bsDus Pa);
сердечная садхана (sGrub gZhung sNying Po).
Существует много текстов по практикам долгой жизни, Авалокитешвары, Ваджракилы и Ямараджи. В каждом из трёх коренных циклов есть также тексты Хаягривы.
3. Цикл дакини.
Самые распространённые тексты:
а) Ваджраварахи (Пагмо: Phag Mo);
б) Кродхи (Трома: Khros Ma);
в) Сингхамукхи (Сенгдонгма: Seng gDong Ma).
Существует также множество текстов:
а) Гухьяджняны (Сангва Еше: gSang Ba Ye Shes);
б) Тары (Дролма: sGrol Ma);
в) Джнянасагары (Еше Цогьял: Ye Shes mTsho rGyal) и т.д.
Существуют многочисленные тексты по вышеупомянутым тантрам стадии завершения (rDzogs Rim), посвящённые использованию тела, собственного или другого человека, как методу практики. В частности, есть циклы наставлений по дзогчену:
а) Учения ньингтиг (sNying Thig) Падмасамбхавы <или пришедшие в Тибет через него>;
б) Учения ньингтиг Вималамитры <или переданные через него>;
в) Учения ньингтиг Вайрочаны <или переданные через него>;
г) Объединённые учения ньингтиг всех трёх учителей.
Есть много длинных и подробных учений дзогчена и много кратких. Одни независимы, другие объединены с другими учениями. Среди них также есть бесчисленные циклы садхан охранителей Дхармы, начиная от незначительных духов и заканчивая такими великими существами, как:
а) Владыка (натха) Манинг,
б) Четырёхрукий владыка;
в) Владыка с кривым кинжалом;
г) Владыка, едущий верхом на тигре и т.д.
Но садханы охранителей Дхармы входят в садханы трёх категорий мирских божеств186 ('Jigs rTen Pa'i sDe gSum) восьми великих мандал, так что, если не считать их отдельно, это тоже не будет ошибкой.
Короче говоря, эта обширная страна полна терма, известных и неизвестных, имеющих названия и безымянных, числом подобных [куче] горчичных зёрен. Большинство учений сокрыты вместе со священными веществами, статуями и предметами (Phyag mTshan) и с пророчествами на будущее.
II. Ветвь: аспекты различных действий и связанные с ними разделы.
Существуют терма веществ и наставлений по обретению восьми сиддхи187, или достижений, но в основном это многочисленные тантры по четырём действиям. Их темы:
1. лекарства и врачевание (sMan Dang mKhyud dPyad);
2. извлечение питательных веществ (bCud Len)188;
3. колёса-амулеты ('Khor Lo);
4. гадание (rNo mThong);
5. ритуал нитяных крестов (mDos gTo);
6. богатство и процветание (Nor sGrub);
7. получение хорошего урожая (Lo Tog Phan Byed);
8. различные средства защиты (Srung Ba sNa Tshogs);
9. собрание мантр (sNgags 'Bum);
10. различные (второстепенные) действия (Las sNa Tshogs);
11. различные чудесные действия (sNa Tshogs rDzu 'Phrul) и т.д.
В частности, в терма есть множество мантр-заклинаний (Drag sNgags), назначение которых – защищать учение и держателей учения в эту последнюю эпоху упадка, когда влияние вредоносных сил возрастает. Случалось так, что только благодаря открытию терма гневных божеств и действий удавалось избавиться от некоторых злых духов, которые родились правителями, чтобы довести Тибет до обнищания (Phongs).
III. Сердце: учения гуру-садханы, ати-йоги и Авалокитешвары.
Это самая обширная категория терма. Известно, что, если среди всех открытых тертоном учений, нет терма этих трёх видов, он не считается великим тертоном. Все великие тертоны открывали учения этих трёх видов. Кажется, что даже среди малых тертонов нет таких, которые бы не открыли учения, по крайней мере, одного из этих трёх видов.
Согласно некоторым источникам, три раздела сердечного цикла – это тексты: а) посвящённые мирным и гневным аспектам гypy <Падмасамбхавы>; б) садханы ума (Thugs sGrub), практики йидамов; и в) циклы стадии завершения. Согласно же более ранним учителям, а также Почтенному Духовному Отцу, Всеведущему Ламе (mKhyen brTse'i dBang Po), эти циклы таковы:
а) цикл садхан Гуру <Падмасамбхавы>, в том числе Сангду189 и Гонгду (Bla Ma dGongs 'Dus);
б) цикл садхан Авалокитешвары, в том числе Чогьял кабум190 и Янгньинг дупа191;
в) цикл учений ати-йоги [или махасандхи], в том числе Кадро ньингтиг и Гонгпа сангтал192.
а) Садхана Гуру <Падмасамбхавы>.
Причина столь большого количества текстов садхан Гуру Ринпоче состоит в том, что просветлённые проявлялись в облике учителей – держателей знания193 как посредники между обычными существами и божествами. Поэтому, выполняя их практики, намного проще обрести достижения.
Что касается Гуру Ринпоче, то здесь уместна такая цитата:
Для тибетцев наследие Гуру – сам Гуру <Падмасамбхава>, наследие божества – Авалокитешвара.
Второго Будду из Оддияны <Падмасамбхава> пригласил в Тибет царь Трисонг Деуцен (790-858) во исполнение желания защищать весь гималайский регион, которое они оба высказали в прошлом. Поскольку Трисонг Деуцен был царём всего Тибета, он обратился с просьбой от имени не только всего тибетского народа, но и животных. Так, например, стадо коров всегда следует за вожаком. По причине благоприятных обстоятельств, сложившихся в прошлом, для тибетцев благословения Гуру Ринпоче действуют намного быстрее, чем для других людей.
Гуру Ринпоче чрезвычайно милосерден к тибетцам. Он покорил всю страну: и Центральный Тибет, и окраинные земли. То был край демонов и ракшасов, но он благословил его как источник Дхармы и благородную страну. Гуру Ринпоче превратил большую часть Тибета в места для медитации и благословил, дабы они обрели такие же качества, как и ваджрные святыни (Индии). В качестве доказательства он оставил камни в форме буквы «Хум»194, отпечатки стоп на четырёх скалистых горах,195 отпечатки рук на четырёх озёрах196 и другие, которые можно увидеть и сегодня. Благодаря своей чудесной силе Гуру Ринпоче принёс в мир людей множество тантрических текстов, которые ранее существовали только в стране дакини. Он дал многочисленные наставления по Тантре в монастыре Самье и в других местах, и с его помощью царь и двадцать пять подданных, главные ученики и другие обрели высшее свершение. Он заложил основу, источник преемственности сиддх – совершенных. Назначив тэнма197 – двенадцать местных духов Тибета, проявления четырёх йогини и восьми охранительниц врат мандалы Чакрасамвары – владычицами Тибета, он обеспечил сохранность тантрического учения в Тибете и закрыл путь в Тибет иноверцам. Кроме того, благодаря непрестанным усилиям тертонов до конца кальпы в урочное время появятся терма – учения и предметы, а также подробные и точные пророчества, призванные защитить Тибет от вторжений чужеземцев, внутренних раздоров, болезней, голода и т.д.Ваджрадхара Патрул Ринпоче198 сказал:
Здесь, в этой части страны, все мужчины и женщины преданы тантрам Махаяны и жаждут получить тантрическое посвящение. Они высоко ценят посвящение, даже если оно было формальным или подобным отражению посвящения. Всё это знаки того, что Гуру Ринпоче благословил всех мужчин в Тибете как дак, а женщин – как дакини. В других странах такого нет. Если практиковать другие пути, пусть даже долгое время, не обретёшь заслуг, которые даёт даже однажды испытанное чувство преданности Ваджраяне, возникшее под влиянием других.
И поныне Гуру Ринпоче пребывает в том же теле, в котором пришёл в Тибет из удивительной страны держателей знания, расположенной близ континента Джамбу199. К тому же он пообещал, что благодаря своей чудесной силе в десятый день каждого месяца обезьяны200 будет проходить по всему Тибету и защищать людей от страдания. Так что это важно знать: если практиковать надлежащим образом, будет проще обрести обычные или необычные свершения.
б) Садхана Авалокитешвары.
Почему среди терма так много учений Авалокитешвары, тоже можно понять из приведённой выше цитаты. Я вкратце расскажу об этом, взяв за основу учения Досточтимого Атиши201 (982-1054) и терма, которое открыл Друбтоб Нгодруб202.
Будда, царь Шакьев, вверил Тибет Авалокитешваре203, дабы тот усмирил этот край. Так вот, тамошние люди произошли от благородной обезьяны-гомчена204, проявления Авалокитешвары. Материальное богатство Тибета берёт начало от семян семи злаков205, разбросанных по Тибету из Поталы206, чистой земли Авалокитешвары. Духовное богатство Тибета берёт начало с прибытия сутры Доде саматог207. Согласно Кадам легпам ринпоче208, большинство первых тибетских царей Дхармы были воплощениями Владыки Авалокитешвары. Прибытие из Китая и Индии <Непала> в Центральный Тибет двух драгоценных статуй Владыки Шакьямуни209 и строительство Расэй Цуглагканга210 осуществилось благодаря доброте царя Сонгцена Гампо (617-698) и самовозникшей статуе Авалокитешвары211. Вот ещё некоторые из свершений царя Сонгцена Гампо, проявления Авалокитешвары: тибетское письмо и грамматика тибетского языка, созданные советником Тонми Самбхотой212, провозглашение Закона десяти добродетелей213, благословение земли благодаря постройке храмов Трулнанг <т. е. Расэй Цуглагканг>, Тадул, Янгдул и Рунон214 и собрание в Центральном Тибете различных произведений искусства и сокровищ со всех уголков земли.
В этой стране <Тибет> происходили многие события <подтверждающие роль Авалокитешвары>. Даже если взять мирян, не знающих Дхарму и никогда не имевших опыта её переживания, – при мысли о следующей жизни или при виде смерти супруга и т.д. они непроизвольно вспоминают мантру Мани <«Ом Мани Падме Хум»>215 и повторяют её сотни, тысячи, десятки тысяч или сотни тысяч раз, словно испуганный ребёнок, зовущий мать. Даже благодаря простому повторению мантры Мани получают большое благо: в этой жизни сила дурных поступков человека уменьшится, он будет жить долго и столкнётся с меньшим количеством препятствий, слепые прозреют, люди избавятся от влияния злых духов, у них будут многие поколения счастливых потомков, они увидят во сне проявления Авалокитешвары. Когда придёт смерть, силою звука шестислоговой мантры Мани сознание перенесётся в чистые земли. Поэтому тот, кто правильно выполняет практику Авалокитешвары, несомненно, обретёт свершения. В Тибете есть дети, которые ещё до того, как научатся выговаривать имя матери, чётко произносят мантру Мани. Так что по многим причинам ясно, что у тибетцев более тесная связь с Авалокитешварой, чем с другими буддами и бодхисаттвами. Поэтому существует так много учений-терма Авалокитешвары.
Хотя корень счастья для тибетцев – это Сокровище Сострадания <т. е. Авалокитешвара>, превосходный арья, и шестислоговая мантра, превосходная Дхарма, тибетцы падки на всё новое, быстро забывают учения и не думают об их важности. Поэтому благодаря доброте Гуру Ринпоче терма с садханами Авалокитешвары открывают постоянно, чтобы вдохновлять последователей этой практики и напоминать о ней. Нам следует осознавать доброту Гуру Ринпоче и, помня о ней, исполнять его желания.
Когда Гуру Ринпоче появляется как держатель знания, превосходный учитель в человеческом облике, его называют Гуру Падмасамбхава. Когда он проявляется в облике йидама, его называют Авалокитешвара. Имена различаются; но по сути различия нет. Об этом говорится во многих подлинных текстах терма, но я не буду цитировать их здесь.
Очень важен тот факт, что есть два разных способа садханы, или практики, хотя в действительности они нераздельны. Это следует узнать подробно, основываясь на приведённом выше кратком объяснении.
в) Учения ати-йоги [или махасандхи].
Из учений-терма стадии завершения особо выделяют учения дзогпа ченпо, Великого Совершенства. А причина в том, что в общей стадии завершения практика основана на использовании ума в качестве пути практики, и поэтому, не обладая величайшим усердием, сложно обрести изначальную мудрость. Другая причина в том, что в нынешнее время [эпоху упадка] не так легко достичь конечной цели, как это было в древности. В этой же совершенной колеснице [т.е. дзогпа ченпо] сама изначальная мудрость используется как средство практики – в этом и состоит различие.
Если проанализировать разные оттенки смысла приведённой ниже цитаты из Кагьекьи друбшунг216 из цикла Лонгчен ньингтиг, можно понять ключевой момент:
Живых существ, привязанных к ошибочному воззрению (восприятию явлений как реальности), сложно усмирить, используя любую другую яну (основанную на) причинно-следственной связи. А потому (будды и божества), пожалуйста, выполняйте действия, необходимые для постижения самовозникшей изначальной мудрости217.
Эта чрезвычайно священная ваджрная сущность имеет очень важные подразделения, которые нужно было бы объяснить подробно, но здесь для этого неподходящее место, так что вдаваться в детали я не буду. Как я упоминал ранее, держатель линии передачи терма должен выполнять практики Гуру Падмасамбхавы, Авалокитешвары и дзогпа ченпо в качестве основных. Примером этого могут послужить жизни Досточтимого Ньянг Ньима Осера (1124-1192) и <Гуру> Чованга (1212-1270), но в данном контексте этого достаточно.
9. Символические письмена – основные средства пробуждения передачи-наказа.
Символические письмена служат основным инструментом для пробуждения передачи-наказа сокрытых учений-терма. Символические письмена – это буквы символической тайнописи, которые ясно пробуждают ум тертона для восприятия учений, сокрытых в древние времена <Падмасамбхавой> в видении безграничного пространства ясного света этого ученика.
Есть много достойных упоминания подробностей, касающихся символических письмён и знаков, – они будут рассмотрены позже в связи с открытием передачи-наказа сокрытых учений-терма. Например, то, что письмена можно прочесть, является их особым качеством, которым не обладают изображения и ступы. Подлинные символические тексты, которые с помощью символических письмён ясно выражают правильный смысл различных тантр, агам и упадеш, – уникальная принадлежность традиции терма. Они представляют собой главный символический материал, а всё остальное218 – второстепенные символы.