Повторное сокрытие и повторное обнаружение.
Некоторые символические тексты существуют только в одном экземпляре даже в стране дакини. По причине такой чрезвычайной редкости их после записи необходимо спрятать как повторно сокрытые терма. Не обязательно укрывать их в том же месте, где они были обнаружены, но охранители должны быть те же, что и прежде. Открытые учения нужно повторно сокрыть, если есть вероятность, что в будущем они принесут людям благо.
Тертоны повторно сокрывают символические тексты, чтобы их заново обнаружили тертоны будущих времен. Например, Кьенцей Вангпо заново открыл много учений — как терма земли, так и терма ума. Среди них Цасум дрилдруб Сангье Лингпы и Каду чоки гъяцо Огьен Лингпы (1323-1360(7)).
Держатели учения.
Держатели учения — это основные получатели и держатели передачи терма. Они бывают двух видов: особые, или коренные, держатели учения и обычные держатели учения. И те и другие получили передачу-наказ конкретного учения от Гуру Падмасамбхавы, но различие между ними определяется способом получения. Коренные держатели учения вместе с тертоном получили передачу-наказ и пророчества в древние времена лично от Гуру Падмасамбхавы. Обычные же держатели учения не получали передачи-наказа лично от Гуру Падмасамбхавы, а может быть, и никогда не бывали с ним рядом. И всё же, благодаря силе сосредоточения и намерения Гуру Падмасамбхавы, они получили передачу-наказ силою его сосредоточения, которое и составляет сущность передачи.
У тертона может быть много держателей учения для разных терма и один коренной держатель учения для всех терма в совокупности. Так, например, Первый Додрубчен Ринпоче был коренным держателем всего цикла учений Лонгчен ньингтиг — терма Кункьена Джигме Лингпы.
Открытие терма ума.
Терма ума — это учение, которое было сокрыто в состоянии осознанности ума тертона и извлечено оттуда. Пробуждение передачи не основано на жёлтых свитках символических письмён. В урочное время передача пробуждается из состояния осознанности ума тертона. Иногда её пробуждение вызвано видениями символических письмён, звуков символических слов или каким-то другим способом. Различие между терма земли и терма ума состоит в том, что первые опираются на жёлтые свитки, а вторые — нет. Но между ними есть три основных сходства: во-первых, они были сокрыты Гуру Падмсамбхавой посредством передачи-наказа в неразрушимой природе ума тертона; во-вторых, они хранятся в естественном состоянии ума без изменений и порчи; в-третьих, когда наступает время, происходит их извлечение из глубин постижения состояния осознанности ума тертона с помощью острых инструментов мудрости ясного света.
Одни терма ума Гуру Падмасамбхава передавал и сокрывал в состоянии осознанности тертона в виде букв, другие — в виде звука. Там, где дело касается терма ума, передача-наказ — это уже сокрытие. Оно происходит мгновенно и не требует последовательных действий.
Учения будут обнаружены в том виде, в каком они были сокрыты: в виде букв или звуков, которые появляются в уме тертона и пробуждают скрытые в нём учения. Благодаря такому процессу пробуждения отпадает необходимость в каких бы то ни было символических письменах, предваряющих текст терма ума. Ниже следует рассказ о том, как Кункьен Джигме Лингпа открыл терма ума цикла Лонгчен ньингтиг. Это сокращенный пересказ отрывка из Дакий сангтам ченмо80.
Кункьен Джигме Лингпа проводил трехлетнее затворничество в монастыре Палри, построенном Тренгпо Терчен Шераб Осером (1518-1584). В двадцать пятую ночь десятого месяца года огня-быка (1757) в состоянии созерцания ясного света ему привиделось, что он пролетел по небу на белом льве и оказался на дороге, что шла вокруг ступы Чжарунг Кашор (Боднатх) в Непале. Там дакини мудрости изначального тела вручили ему ларец мудрости, в котором он нашёл пять жёлтых свитков и семь хрустальных бусин. Он развернул два жёлтых свитка. На первом был символический текст Авалокитешвары на тибетском языке. Второй был пророческим руководством, Нэчанг тугкьи дромбу.81 Он съел все жёлтые свитки и хрустальные бусины, и все слова и смысл терма, которые были в них сокрыты, пробудились в его уме, словно отпечатанные. Он хранил их в тайне много лет. В год земли-зайца (1759 г.) он начал ещё одно трёхлетнее затворничество в Чимпу, близ монастыря Самье. Во время этого затворничества, вдохновлённый тремя последовательными чистыми видениями Кункьен Лонгчен Рабчжама и побуждаемый многократными просьбами дакини, он записал своё терма как цикл Лонгчен ньингтиг. В десятый день шестого месяца (месяца обезьяны) года обезьяны (1764 г.) он впервые рассказал про своё терма и даровал передачу посвящения и наставлений пятнадцати ученикам.
Открытие чистого видения.
Есть два вида учений чистого видения: обычное чистое видение и терма ума, открытое как учения чистого видения.
Учения обычного чистого видения — очень важные и сильные, но, согласно традиции ньингма, это не терма, поскольку не пришли через передачу-наказ и не были обнаружены в месте сокрытия. Такие учения совершенные ламы получают непосредственно от будд, бодхисаттв, божеств и великих учителей в чистом видении, в переживаниях или в снах.
Далее следует цитата из текста посвящения «Бессмертное празднество», написанного Кьенцеем Вангпо для Чиме дангма чудрен — садханы Будды долгой жизни (Амитаюса), открытой пятым Далай-ламой как учение чистого видения:82
Есть три вида <открытия> в чистом видении: полученные непосредственно <от будд, великих учителей и божеств>, из переживаний и из снов.
Примером терма ума, открытого как учение чистого видения, может служить Ригдзин согдруб, открытое Лхацуном Намка Джигме (1597-1650?). Как упоминается в истории текста,83 Лхацун открыл эти учения как чистые видения, когда получал благословение Ваджраварахи, и записал их как учения чистого видения. На самом же деле это терма ума Гуру Падмасамбхавы, пробуждённое с помощью символических письмён и чистого видения дакини мудрости. Мощные средства — видения — пробудили в нём передачу, но не были истинным источником учений.
В чём же разница между терма ума и чистым видением? Терма ума — это учения, которые находят там, где их сокрыл Гуру Падмасамбхава. Учения чистого видения обретают в чистых видениях как особые учения. В «Океане чудес» сказано:84
Если символические письмена не растворены <сокрыты> в уме и не запечатаны на будущее, то в них нет аспекта терма и открывать здесь нечего. Таким образом, если присутствует первый аспект <то есть состояние осознанности>, но не второй <то есть, сокрытие>, открытое учение относится к категории чистого видения.
В жизнеописании Кьенцея Вангпо Конгтрул рассказывает,85 как Кьенцей получил одно из своих учений чистого видения:
В пятнадцатилетнем возрасте, выполняя строгое затворничество, посвященное чтению мантр и практике долгой жизни, на рассвете десятого дня месяца гьял <12-й> года дерева-лошади <1834>, он услышал в небе звук дамару*. Всё вокруг наполнилось ароматом, и он увидел красный свет, спускающийся к веществам садханы. Из него в облике Чандали, супруги <будды> долгой жизни, появилась бессмертная Мандарава. Она дала юноше учения, наставления и посвящения мужского божества бесконечной жизни <Будды Амитаюса>. <Это были тексты> «Цикла единственного "Хри"» и практики Чандали, женского божества долгой жизни. А в конце, когда Чандали читала молитвы благоприятствования, он увидел дождь из красных цветов.
* Двусторонний ручной барабан.
Подлинные и ложные терма.
Из-за неблагих влияний и пожеланий, а также по причине дурной кармы людей встречаются и ложные терма. Причем обычному человеку распознать их не легко. Автор «Океана Чудес»86 рассматривает два традиционных способа исследования подлинности терма: первый — это получение разъяснений у йидама; а второй — анализ написания текста и его смысла. Но он отмечает, что в наши дни мало людей, которые могут прямо свериться со своим йидамом, и к тому же нет уверенности, что анализ будет безошибочным. Так что оба этих метода приносят мало пользы. Он особо подчеркивает, что истинный тертон должен обладать наивысшими достижениями в практике Великого Совершенства, поскольку такой просветлённый практик не может открыть ложные учения. Он также рекомендовал проверять, похоже ли новооткрытое учение на подлинные учения-терма. Могут быть отличия в словах и стиле, но, если по смыслу и сути новое терма не отличается от традиционных текстов, его нужно признать подлинным. Еще он сказал, что оценивать тертонов нужно не по образу жизни, а только по открытым учениям, как говорится в Праджняпарамите:
Достиг ли бодхисаттва стадии невозвращения, можно узнать по тому, как он излагает Дхарму.
Единство разных толкований.
Во многих ньингмапинских текстах повествуется об открытии терма с помощью символических письмён и ничего не говорится о том, что основной источник или средство сокрытия и нахождения — это передача-наказ. Однако Третий Додрубчен Ринпоче неоднократно подчёркивал, что передача-наказ — основной аспект сокрытия и нахождения как терма земли, так и терма ума Гуру Падмасамбхавы. Жёлтые свитки с символическими письменами терма земли, образы и звуки символических слов терма ума — это всего лишь ключи к пробуждению передачи из состояния осознанности тертона, но не место, где учения были сокрыты в действительности. Третий Додрубчен Ринпоче также цитировал сутры, в которых повествуется, как бодхисаттвы открывают учения, но при этом отмечал, что их открытия могут иметь иную природу, нежели открытие учений-терма Гуру Падмасамбхавы, поскольку в сутрах ничего не говорится о передаче-наказе. Например, он приводит такой отрывок из Аръядхармасамгити-сутры: «Бодхисаттвы, чей ум чист, получают учения и наставления, просто пожелав этого умом».
По-видимому, толкование, которое приводится в общих ньингмапинских текстах и указывает, что терма сокрывались и открывались из символических письмён, — это внешнее толкование. Для обычных людей очевидно, что открытие терма — это получение и прочтение символических письмён.
Толкование, которое содержится в «Океане чудес», основано на Кагье сангва йонгдзог Гуру Чованга и Кагье рангчжунг рангшар Ригдзина Годема и других источниках; в нём подчёркивается, что на самом деле эти учения были сокрыты в состоянии осознанности умов тертонов, а потом извлечены оттуда, — таково внутреннее толкование. Подлинная передача слов и смысла этого тайного учения и достижения проходила в умах тех, кто её получал, поскольку даже передача посвящения происходит от просветлённого ума учителя к уму ученика. Открытие терма — это пробуждение слов и смысла, а также свершения, обретённого в древние времена. Символические письмена, видения и звуки — лишь опора или ключ, способствующие пробуждению сокрытой передачи учений.
Глава четвёртая.
Третий Додрубчен Ринпоче.