Наука и ее место в современном обществе
Современная наука является не только основной формой познания природы и общества, обеспечивает человека научными знаниями, но и важнейшим инструментом ее жизнедеятельности Как форма общественного сознания она является является системой знаний о природе, обществе и мышлении, отражает мир в научных понятиях, законах, теориях, апробируются И проверяются предметно-практической деятельностию.
Современная наука - это совокупность сотен наук, исследующих различные сферы действительности Те из них, которые изучают природу, выделили в сферу естественных наук, а те, что - общество, - называют общественными Отсюда си, физику, химию, астрономию, биологию, физиологию и др. классифицируют как естественные науки, а такие, как история, социология, политэкономия, политология, философия и др., относятся к блоку общественных В их пределах возможны еще и детальные классификации Тем более, что современное развитие науки свидетельствует неуклонном развитии дифференциальных процессов Поэтому в структуре традиционных наук постоянно происходит раство ленування И выделения все новых и новых направлений Так, из лона философии в свое время выделились этика, эстетика, логика, психология, история философии, социальная философия, социология, философия истории, политология и другие наукші науки.
Следует отметить и то, что современному этапу развития науки характерны и интеграционные процессы и на этой основе возникновения новых отраслей знания, которые синтезируют несколько конкретных дисциплин Обычными стали сл ловосполучення: физическая химия, бионика, соционика, генная инженерия, кибернетика и др. Ученые, философы едины в том, что серьезные открытия сейчас осуществляются именно на \"стыке\" наук, их предметном переплетениипереплетінні.
Как уже говорилось, наука возникает из практических потребностей и развивается на их основе Поэтому есть основания утверждать, что главной ее движущей силой являются общественные потребности и, в первую очередь, потребности материальног го производства Со временем они все растут, усложняются и даже дифференцируются Благодаря их удовлетворению человек вынужден взаимодействовать с природой, получая при этом определенные знания На первых этапах иснува ния человека, эти знания имели фрагментарный, чувственно-опытный характер (речь еще не шла о науке, а лишь о ее зародышидки).
Наука возникла в классовом обществе, в процессе разделения труда, в частности отделения духовно-практической деятельности от предметно-практической (умственной от физического) С этого времени и начала складываться спецы ифична форма общественной деятельности - наука Теоретическая, как и другие виды духовной деятельности, стала привилегией аристократов и свободных граждан тогдашнего мира Состоял и социальный слой людей, о профессиональной деятельностью которых стала наука (Архимед, Евклид, Пифагор и другие) Научная деятельность стала общественной деятельностью, а научная работа - общественно значимой трудоацею.
Впервые философский анализ науки осуществил Аристотель Для него наука была особой формой знания (знания ради самого знания), в ее достижении он видел человеческую, общественную значимость и цель В эпоху в Средневековье, наука могла существовать и развиваться только в рамках религиозно-церковной догматики, прислуживающих теологии, религии и церкви С эпохи Возрождения (\"коперниканская переворота\") в теорети ночном мировоззрении начинается освобождение науки, утверждается ее самостоятельность и бурное развитие И только с Нового времени науку считают историческим продуктом человеческой деятельности ФБекон, оценивая ее роль, отмечал, что \"знание - это\" власть \",\" могущество \", а затем сила\" Отсюда и начинается процесс утверждения социального статуса наукся процес утвердження соціального статусу науки.
Понимание этого давалось не легко, растянулось на века и привело к тому, что лишь в XVIII в завершился процесс выделения целого ряда естественных наук (биология, физика, химия и др.) и обретение я ими самостоятельного статуса О общественных наук (социологии, политологии), то они завершили процесс конституирования и приобретения статуса самостоятельных только в 50 - 60-х годах XX века Этим и завершился пр оцес отделения наук от философии Четче наметился и сам предмет философии Наука стала самостоятельным, профессиональным и специфическим видом социальной деятельности, главной задачей которой стало продукува ния знаний Добытые знания стали не столько удовольствием гносеологических амбиций ученых, сколько социальным заказом, направленным, с одной стороны, на технико - технологическое переоснащение производства а с другой - на \"производство самого человека\", усовершенствование его духовного мира Это привело к раздвоению процесса общественного производства, в котором история природы и техники и история человека идут рядом, способствуя взаимному развитию и прогрессу каждого из ниресу кожного з них.
Развитие науки, в значительной степени, обусловлен уровнем развития экономических факторов и социально-политическим строем страны, влияющие на ее развитие, определяют ее цели и направления От них, в конечном счете, зависит использование научных достижений, материализация теоретических достижений и т.п. Поэтому общество, его состояние всегда были мощным фактором влияния на развитие наукки.
Можно констатировать, что современное общество не может ни существовать, ни функционировать, ни развиваться без науки Оно ставит перед наукой все новые задачи: поиск эффективных форм ее организации и дея сти, интенсификации цикла \"наука - техника (технологии) - производство\" Вызовы, с которыми сталкивается человечество, заставляют человека по-новому относиться к науке, решительно возвращая ее к потребностям производственных ства, а производства - к ней С этой целью создаются научно-технические комплексы, центры и институты при производственных корпорациях и концернах объясним и экономическая эффективность средств вложенных в науку их отдача в десятки раз выше, чем непосредственно в производство у виробництво.
время нынешнее состояние развития цивилизации характеризуется возрастающим влиянием экономических, политических, правовых, философских, социальных и других наук на развитие общества Сегодня очевидно что развитие правового государства, гражданского общества, в конечном счете, формирование духовно богатой личности, немыслимы без глубоких общественных и гуманитарных теорий и подходев.
Чрезвычайно актуальными, жизненно необходимыми является формирование экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры В условиях научно-технологического прогресса, когда процесс преобразования биосф Феры в ноосферу ставит перед человечеством задачи научного моделирования, прогнозирования и управления, - осуществить это невозможно без глубокого теоретического обоснования, формирования мировоззренческих, методолог ичних и этических аспектов науки.