При отсутствии объединяющих принципов
Руководитель, который ориентируется на принципы, без страха предоставляет самостоятельность сотрудникам, осознающим значение этих законов. И ему уже не нужно постоянно отслеживать их деятельность, наблюдать, контролировать и корректировать. Принципы универсальны: когда они усваивают-
1Система, при которой подлинные цели компании не совпадают с заявленными. Программа, которая сообщается сотрудникам и потребителям, не отражает реальных целен, преследуемых руководством организации.
ся и переходят в привычку, они помогают нам в самых разнообразных ситуациях.
Сотрудники многих компаний и корпоративных подразделений получают одно и то же направление. Однако общность направления отнюдь не всегда совпадает с общностью фокуса, центра внимания. Чаще всего последнее отсутствует. Люди стараются укрепить свои позиции и считают, что путь к уверенности лежит через статус, должность, «двойную программу», нападки на коллег, захват влияния. При отсутствии доверия на межличностном уровне сплоченность сотрудников, осуществление общей корпоративной программы (миссии) и формирование коллективных ценностей совершенно недостижимы. Руководители нередко пытаются внедрить культуру самостоятельности, предоставлять своим сотрудникам свободу действий, но вскоре отказываются от подобной инициативы. Чаще всего такая практика длится не больше месяца. И всему «иной — недоверие, которое заставляет руководителей возобновлять контроль.
Разработка корпоративной программы требует активного участия сотрудников, то есть самостоя-
тельности и инициативности. Сотрудники не поверят в программу, спущенную сверху, составленную советом директоров. Она будет висеть на стене в красивой рамке, возбуждая насмешки и недовольство людей.
Подобный сценарий непривлекателен, и все же именно он принимается за основу во многих крупных организациях. Изменение ситуации возможно только с переходом на новое мышление. Безусловно, можно испробовать различные системы и стратегии, привлечь отличных руководителей среднего звена, но все эти меры окажутся неэффективными и преходящими, если мышление сотрудников останется прежним.
Если руководитель внушает доверие людям, если он приводит личную программу и ценности в соответствие с программой и ценностями организации, его пример оказывает мощное воздействие на подчиненных, а затем и на сотрудников других подразделений. Меняется мышление, и традиционное противопоставление начальников и подчиненных («они» и «мы») постепенно ослабевает. Люди осознают, что источник стабильности — не в «одном из них» или в «одном из нас», а в личной ответственности каждого человека за свои поступки и воздействие на окружающих людей.
Переход на новое мышление предполагает регулярный пересмотр систем и практик. Кто-то должен задавать вопрос: «Почему мы это делаем? Почему мы поступаем именно так?» Создатели методов меняются, следовательно, должны меняться и методы.
Подобное (творческое) мышление повышает индивидуальный вклад человека в деятельность компании, позволяя ему оставаться собой. Оно ведет к естественному мышлению, то есть к гармонии с универсальными законами, которые начинают работать на человека, а не против него. Творческое мышление помогает в полной мере реализовать потенциал компании и уменьшить обычный хаос, который возникает под воздействием меняющейся среды.
Творческое мышление открывает возможности, не замеченные раньше, и способствует появлению новых идей.
Семь универсальных законов
Человеку свойственно делить, разграничивать и оценивать все, что встречается на его пути. Так устроена его природа. Между тем универсальные принципы непохожи на законы, созданные людьми, и требуют другого отношения. Их нельзя разделить и свести в подробную классификацию. Тем не менее из соображений удобства, мы можем выделить ряд фундаментальных законов, которые определяют качество нашей жизни:
Закон причины и следствия
Это основной закон жизни. Все, что происходит на земле, имеет свою причину. Мысль есть причина, а обстоятельства — следствие. Мы сеем мысль, которая проявляется в определенном поступке, и пожинаем соответствующие плоды. Вспомните один из законов Ньютона, согласно которому на каждое действие есть равное ему обратное действие1. Принцип причины и следствия представляет собой аналог этого закона на мыслительном уровне и строится по той же схеме.
1Третий закон.
Энергия, которая излучается в пространство (причина), не обращается в ничто, но проявляется в чем-то другом (следствие)1. Природные законы не думают, поэтому сосредоточьтесь на том, к чему вы стремитесь, а не на том, чего хотите избежать2. Для примера скажу, что характер наших взаимоотношений с окружающими людьми в каждый данный момент времени определяется тем, что мы «посеяли». Из этого закона вытекает множество других, более частных, таких, как принцип зависимости внешнего мира от внутреннего,— мы находим его в Новом Завете. Согласно этому принципу внешний мир — это зеркало человеческой души, отражающее то, что в ней происходит.
1Прибегая к аналогии с третьим законом Ньютона, можно сказать, что следствие — это сила, которая действует на тело в момент столкновения с другим телом.
2В противном случае вы получите то, о чем думаете (то есть то, чего хотите избежать). См. закон 2 (Закон притяжения).
Закон притяжения
Мысль — это магнит: то, о чем мы чаще всего думаем, притягивает в нашу жизнь определенные обстоятельства и людей. С точки зрения метафизики, чем сильнее волны, которые мы направляем в окружающий мир, тем больше притяжение. Сила волн зависит от степени концентрации. Принцип притяжения сближается с физическим законом резонанса. Если мы соберем в одном помещении несколько метрономов с разной частотой и амплитудой колебаний и запустим их один за другим, вскоре все они подстроятся под самый мощный метроном. Какими бы ни были наши мысли (позитивными или негативными), мы всегда притягиваем только то, что думаем. Здравый смысл подсказывает нам, о чем думать, но общепринятая практика нередко мешает нам воспользоваться его советом.
Закон творчества
Две формы энергии, инь и ян, мужское и женское начало, вступают во взаимодействие и образуют третью форму. Источник новых идей не имеет конца и доступен каждому из нас. Это идеи, которые помогут нам повысить свой потенциал, добиться подлинного счастья и благополучия. Все, что нам нужно,— воспользоваться ими. Наша способность к управлению собственными взаимодействующими энергиями зависит от степени верности себе, и именно эта способность открывает нам путь к озарениям, новым идеям и открытиям (подробнее об этом см. в главе 6).
Закон замены
Мы не можем просто прекратить то или иное действие, бросить дурную привычку. На ее месте образуется пустота, вакуум, который должен быть заполнен, иначе никакая сила воли и решимость не помогут нам удержаться на новом уровне. Чтобы порвать с вредной привычкой или установкой сознания, нужно найти ей замену. Наше сознание (в отличие от подсознания) устроено так, что оно может работать только с одной мыслью (позитивной или негативной) в один момент времени. Начните думать о том, чего вы хотите добиться, а не о том, от чего отказываетесь. Тем самым мысль о позитивном результате придет на смену мысли о том, что вы потеряли (к примеру, удовольствие от вредной привычки). Пустота недопустима. Если вы отказались от определенных мыслей или поступков, найдите им замену.
Закон услуги
Не обслуживайте других так, как не хотите, чтобы они обслуживали вас,— каковы услуги, такова и отдача1. Относитесь к коллегам и подчиненным с тем же уважением, что и к клиентам. Принцип — тот же: мы получаем то, что отдаем, и в той же степени. Если мы помогаем людям, они помогают нам. Наше «я» развивается через «мы».
Закон применения
Любое полезное качество, дар или талант теряется без употребления и усиливается по мере приложения. Пример, который я предлагаю, представляет собой прекрасную иллюстрацию этой истины. Однажды к знаменитому художнику Росетти2пришел старик и показал ему свои последние рисунки. Живописец мягко заметил, что они вполне заурядны. Затем старик достал другие рисунки. Автор этих работ был явно молод. Росетти похвалил их и отметил, что у юноши большой талант. Если он пройдет
1 Ср. с «золотым правилом» конфуцианской морали (принцип взаимности): «Упрочивать других в том, в чем желаешь упрочиться сам, и подвигать их на то, на что желаешь подвигнуться сам». Разъяснение закона услуги в контексте корпоративной деятельности см. в главе 7, раздел «Парадигма, основанная на принципах».
2Росетти, Данте Габриэль (1828—1882) — английский художник и поэт.
курс обучения и будет регулярно заниматься рисованием и живописью, он может стать великим художником. В эту минуту Росетти заметил, что его собеседник пришел в сильное волнение. Тогда он предположил, что работы принадлежали сыну старика, но тот ответил: «Нет, это мои рисунки. Я сделал их в молодости, но тогда я считал, что мое призвание — в другом». Старик лишился своего дара. Применяйте таланты, или вы потеряете их.
Закон семи нот
Любая последовательность событий развивается в соответствии с законом семи нот. Когда мы играем гамму, каждая нота звучит в течение нескольких секунд, а затем замирает. Суть этого закона заключается в том, что никакая сила не может непрерывно воздействовать в одном направлении. По истечении определенного времени ее интенсивность ослабевает, и сила либо меняет направление, либо подвергается внутренней трансформации.
Ни один процесс не протекает без помех. Главное — уметь примириться с ними и знать, когда начинать новую гамму. Если мы будем слишком настойчиво двигаться в одном направлении, мы никогда не испытаем чувства удовлетворенности. Мы уже не остановимся. Нам захочется большего, а цель всегда будет где-то впереди. Если нашей движущей силой станет внутренняя мотивация, а целью — постоянный рост, наш взгляд на помехи (препятствия) изменится. Они станут для нас тем, что есть на самом деле: естественной частью процесса развития. Ведь важен именно процесс, а не результат — в конце концов мы не властны над результатом, как не властны над последствиями своих решений. Мы можем сделать выбор, но то, что произойдет дальше, зависит не от нас, а от естественных законов.
Ничто в природе не развивается по прямой линии, в том числе и наша жизнь. Но если она строится на основе универсальных принципов, мы будем плыть по течению естественных законов, а не против них. Закон семи нот гласит, что ни одна сила не может постоянно воздействовать в одном направлении и что энергия продолжает развиваться даже в случае перерывов или помех. Закон семи нот проливает свет на семь уровней сознания, однако полное истолкование этого закона выходит за рамки моей книги. В жизни, как и в гамме, все находится в состоянии колебания. Альтернативы нет и не может быть, поэтому отсутствие колебаний означает отсутствие движения, а следовательно, и активности вообще.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
НАБЛЮДЕНИЕ И САМОНАБЛЮДЕНИЕ
Если гармония и качество человеческой жизни зависят от соблюдения всеобщих принципов, как убедиться в том, что наши ценности находятся в соответствии с ними? Очень просто: прислушаться к голосу совести и сознания. Внутренний мир человека имеет первостепенное значение. В нем — средоточие самосознания и самопознания, свободной воли, творческого воображения и совести. Самоанализ позволяет нам выявить свои парадигмы, верования и мотивы. Процесс самопознания помогает услышать голос совести, понять, как работает ее механизм и как направить его на построение гармоничной жизни.
Совесть и этика
Прежде всего мы должны четко разграничить два понятия: совесть и этика. Это очень важно. Этика не является постоянной и универсальной. Этические нормы не одинаковы в разных странах, веках, десятилетиях и социальных классах. Они варьируются в зависимости от культуры, эпохи, общественного положения или уровня образования людей. То, что этично в одной культуре, безнравственно в другой.
Этика разнородна и подвижна, а совесть никогда не меняется. Совесть — это эмоциональное ощущение истины в области поведения и взаимоотношений с людьми. Совесть однородна и не зависит от культуры, страны или конкретного человека. Этика относительна, совесть — абсолютна.
Совесть помогает нам отличить хорошее от плохого и, таким образом, оценить свое поведение. Совесть — это состояние, при котором характер нашего поведения становится явным. Развитие механизма совести, необходимое для подлинного движения вперед, параллельно развитию сознания и самопознания. Совесть соотносится с эмоциями, как сознание — с мыслительной сферой. Услышать голос совести — значит внезапно ощутить все, что мы чувствуем по отношению к определенному человеку или явлению. К сожалению, очень многие люди редко прислушиваются к этому голосу. Чаще всего он вызывает у них чувство стыда или боли, потому что нам неприятно узнавать правду о себе.
Совесть играет жизненно важную роль в процессе самосовершенствования и самопознания .
Итак, хотим мы того или нет, голос совести пробуждает в нас все, что мы чувствуем по отношению к человеку, явлению или поступку. И мы спешим воспользоваться самыми разнообразными методами, чтобы избежать неприятных ощущений. Чаще всего это воображение, негативные эмоции и в особенности самооправдание. Совесть можно определить как эмоциональное ощущение правды. Сознание — это интеллектуальная часть самосознания, а совесть — эмоциональная. Совесть играет жизненно важную роль в процессе самосовершенствования и самопознания. Если ее голос постоянно вызывает у нас чувство стыда, если он всегда оборачивается против нас, мы должны прислушаться к этому голосу, воспользоваться его указаниями, и он поведет нас по пути личностного роста и развития.
Иметь совесть — крайне обременительно для человека, который не знает своей цели и идет по жизни без определенного направления. И, напротив, когда цель ясна, совесть становится незаменимым помощником в ее достижении. Если мы не займемся развитием механизма совести, наше естественное чувство добра и зла будет спокойно спать, уступая место обусловленной совести (боязни разоблачения и наказания). Естественная совесть предполагает положительные переживания, в то время как обусловленная строится на обмене негативной энергией. Всякий раз, когда мы стараемся защитить или оправдать себя либо отплатить человеку той же монетой, мы ставим внешний мир на первое место и действуем на основе негативной модели самооправдания.
Развитие механизма совести
Из неприятного, но неизбежного спутника совесть должна превратиться для нас в союзника и надежного советника — только тогда у нас будет внутренний компас. Этот компас поможет нам исправить внутреннюю карту (парадигму) и внешнее поведение, которое будет находиться в гармонии с естественными принципами. Если наша жизнь обусловлена внешней средой и обстоятельствами, совесть превращается в комплекс ассоциаций, соотнесение собственных действий с принятой в обществе системой правил и оценок. Мы усваиваем определенный способ мышления и поведения, и, если по какой-то причине нарушаем принятые нормы, мы испытываем неприятное чувство, которое и называем совестью. Когда этот механизм закрепляется и превращается в устойчивое внутреннее состояние, он становится методом познания, способом различения того, что хороню, а что— плохо, мерилом добра и зла. С его помощью мы оцениваем поступки и принимаем решения.
Подлинное развитие механизма совести означает разрушение внутренних стен, которые мешают нам увидеть собственные противоречия и правду о себе. Эти стены разделяют наше «я» на множество закрытых отсеков. В результате одна и та же эмоциональная установка по отношению к определенному предмету распадается в нашем представлении на целый ряд чувств и ощущений. Мы то и дело испытываем взаимоисключающие желания, ставим перед собой несовместимые цели, но не замечаем противоречий, потому что внутренние стены мешают нам охватить всю картину в целом. Мы видим только один отсек. Наше отношение к предмету меняется в зависимости от ситуации. В какой-то момент мы ощущаем одно, а в следующую минуту — нечто совсем иное, но, если бы мы могли пережить все эти чувства сразу, мы бы испытали пробуждение подлинного сознания, подлинной совести. Традиционные модели мышления, которые формируются у нас в течение жизни, нацелены на одно: избежать неприятных ощущений и непривлекательных открытий. Люди никогда по-настоящему не видят того, что находятся в противоречии с собой. А если бы увидели, то перестали бы доверять себе.
Совесть позволяет нам подняться над отсеками и охватить полную картину, то есть все наши мысли и чувства по отношению к предмету. Предвзятые мнения, предубеждения и стереотипы — это крепкие стены. Человек, который руководствуется неверной установкой, основанной на неточной информации, постоянно прибегает к отговорке. Примером подобной установки может стать эгоцентризм или карьеризм, то есть концентрация на себе или своей работе, а не на универсальных принципах. Такой человек выстраивает вокруг себя прочные стены, формирует стереотипы мышления и неверные представления о себе1.
Рассмотрим пример. Некоторые люди убеждены в том, что всегда приходят вовремя, а между тем они постоянно опаздывают. Если кто-то указывает им на этот недостаток, они удивляются и возражают: «Да, я не всегда пунктуален, но никогда не опаздываю». Неверные представления о себе, о своих способностях, умениях, склонностях и познаниях нередко переходят в твердые убеждения. Так, один мой знакомый считал себя доброжелательным человеком и верил в то, что любит всех людей. Он сам внушил себе эту мысль. В действительности, он не любил никого, но его убеждение давало ему право на грубость и дурное поведение. Стены и перегородки возникают под воздействием воспитания и окружения, од-
1Ср. с положением философии даосизма, согласно которому эгоизм и отступление от дао (универсального принципа) порождает у людей заблуждения. Люди начинают членить мир на отдельные вещи. Однако дао (здесь: единое мировое целое) не имеет границ и разделений: в дао-Вселенной все уравнено и объединено в единое и нечленимое целое.
нако самые прочные из них возводятся самовоспитанием. Классический пример — это люди, которые в силу своего положения считают себя прекрасными знатоками человеческих душ, способными быстро оценить характер любого человека. Между тем они никогда не применяют те же критерии по отношению к себе.
Прежде чем составлять мнение о других людях , нужно оценить самого себя .
На занятиях с руководителями среднего и высшего звена я постоянно обращаюсь к своей аудитории со следующим вопросом: «Стараетесь ли вы составить мнение об окружающих и как часто?» За годы работы я опросил многих и многих людей, и все они, безусловно, отвечали, что стараются. Положение руководителя предполагает ежедневную оценку деятельности и характера коллег, подчиненных, рабочих групп, корпоративных подразделений, клиентов и потребителей. Затем я задаю им другой вопрос: «Можете ли вы сказать, что проводите серьезное, ежедневное наблюдение за собой?» Как правило, только пять процентов опрошенных дают утвердительный ответ.
Третий вопрос предполагает ответ от чистого сердца, по совести, а не из головы, интеллекта. Этот вопрос звучит следующим образом: «Как вы считаете, нужно ли оценивать собственные мысли и действия, прежде чем судить о характере и поступках других людей?» За годы преподавательской практики я не услышал ни одного отрицательного ответа. Напротив, все сходились на том, что, если наблюдение за собой войдет у руководителя в привычку, эффективность его работы с подчиненными заметно возрастет. Мои слушатели понимают, что практика, закрепившаяся в обществе, расходится со здравым смыслом. Мы не наблюдаем за собой, потому что не думаем об этом. И чтобы наше мышление изменилось, мы должны развивать самопознание.
Совесть может стать нашим надежным помощником, но для этого нам необходимо быть честными с самими собой. Это первое и непременное условие, между тем мы редко соблюдаем его. Знаете ли вы, что такое честность перед самим собой? Случалось ли вам переживать это в своей жизни? Как вообще добиться подобной искренности? Для этого существует только один способ: познать себя. Взгляните па себя, проанализируйте свои мысли и поступки — не в минуту душевного смятения, а в спокойном состоянии — и не ищите самооправдания. Обычно мы утешаем себя и говорим: «Это было неизбежно» или «Это произошло не по моей вине». Как разобраться в том, где правда, а где ложь? Что происходит на самом деле, а что — плод нашего воображения? Чтобы научиться различать, мы должны углублять самопознание, то есть спокойно и внимательно слушать свои мысли.
Самонаблюдение
Дать определение самопознанию и самонаблюдению совсем несложно. Самопознание — это взгляд со стороны на все, что происходит с нами, как во внутреннем, так и во внешнем мире. Многие люди полагают, что знают себя. Между тем знать себя и предполагать — это отнюдь не одно и то же. Самопознание — это процесс, через который нужно пройти. Начните с наблюдения за внешними явлениями. Проследите за поведением окружающих вас людей. Обратите внимание на неосознанные движения: люди стучат пальцами по столу, вертят в руках карандаш, качают ногой, сопровождают свою речь жестикуляцией. А теперь пронаблюдайте за собственными аналогичными движениями. Раньше вы их не замечали, не так ли?
Перейдем к внутреннему миру. Сейчас я предлагаю вам проанализировать свои чувства и ощущения. Проследите за тем, как нарастает ваше раздражение, когда вы слышите критику в свой адрес. Что вы чувствуете, когда получаете тяжелое или, напротив, радостное известие? В первом случае в вашей душе поднимается волна отчаяния, во втором — радости. Пронаблюдайте за своими ощущениями, и постепенно вы увидите себя таким, какой вы есть на самом деле. Чтобы понять картину, недостаточно прочесть о ней — нужно ее увидеть. Разве можно адекватно оценить произведение искусства, не ознакомившись с ним? Или взглянув на него лишь один раз? Мы должны возвращаться к нему снова и снова, потому что в разные минуты у нас возникают разные мысли. Когда мы регулярно обращаемся к одной и той же картине, мы замечаем нюансы, которых не видели раньше. Так нее и с самонаблюдением: чтобы в полной мере познать свое подлинное «я», мы должны постоянно смотреть на себя со стороны. Таким образом, мы сможем отличить истинное «я» от ложного, обусловленного.
Учитесь держаться в окружении людей так же свободно и естественно , как и в одиночестве .
Проследите за тем, что вы чувствуете, находясь с другими людьми в различной обстановке. Вы ощущаете легкость или, напротив, дискомфорт? Вы молчите или свободно беседуете с окружающими? Вы становитесь душой компании? Вы по-настоящему заражаетесь атмосферой общения или только делаете вид? А теперь пронаблюдайте за своими ощущениями в минуты, когда вы один. Вам неизменно легче в одиночестве, нежели в окружении людей? Вам спокойнее наедине с собой? Если вы дали утвердительный ответ на эти вопросы, воспользуйтесь следующими рекомендациями.
Работайте над собой. Учитесь держаться в окружении людей так же свободно и естественно, как и в одиночестве. Не допускайте, чтобы простое присутствие другого человека вызывало в вас чувство раздражения. Медленно, но верно принуждение исчезнет, и вам не придется мучиться и заставлять себя «принимать соответствующий вид». Возможно, до сих пор вы не отдавали себе отчета в том, что делали это. По теперь, принуждение и усталость сменятся свободой и легкостью. Помните: ничто не мешает вам найти свое подлинное «я». Любое препятствие — не более чем мираж и заблуждение.
Дискомфорт, о котором мы только что говорили, возникает отнюдь не оттого, что мы оказываемся среди людей. Его источник кроется в убеждении, что мы должны вести себя с людьми определенным образом и обязаны объяснять им свое поведение. Однако мы ничего не должны друг другу, за исключением одного: быть собой. Не требуйте от людей большего, потому что никто не оценит вас так, как вы сами. Характер общения определяет наши чувства по отношению к собеседнику. Мы ощущаем одно, когда надеемся что-либо получить от него, и совершенно другое, когда не преследуем никаких целей. Следите за собой и учитесь различать эти чувства.
Знание без понимания не приносит пользы. Наблюдение за собой помогает нам понять, почему мы совершаем те или иные поступки и подчас во вред самим себе. Напряженность и дискомфорт возникают вследствие нашего стремления доказать реальность иллюзии. Более того, напряженность не является следствием конфликта между людьми — напротив, конфликт есть следствие напряженности. Когда мы выходим из-под власти заблуждений и неверных представлений о себе, наступает покой и свобода. Когда мы стараемся оправдать свои заблуждения, возникает напряженность и усталость.
Если идея требует защиты, не верьте ей — в противном случае вы встанете на путь ложного «я». Истина не нуждается в защите и оправдании, только в объяснении. Прежде чем избавиться от негативного состояния, мы должны осознать его. Всякий раз, когда мы хотим что-либо получить от других людей, мы стараемся угодить им и с этой целью прилагаем усилие. Если вы оказались в подобной ситуации, обратите внимание на то напряжение, которое вы испытываете. Оно возникает вследствие ошибочного верования. Вы полагаете, что другой человек может дать вам психологическую поддержку (утешение или радость), но это заблуждение. Отказ от подобного убеждения поможет вам избавиться от напряженности и проблем в общении.
Основное правило самонаблюдения гласит: .степень самопознания обратно пропорциональна степени интереса к себе. Чем глубже самопознание человека, тем меньше он думает о своей персоне, и наоборот. Представим себе следующую ситуацию. Вы работаете изо всех сил и внезапно ощущаете тщетность всего, что делаете. Знакомо ли вам это чувство? Если да, то прислушайтесь к голосу сердца, который тихо говорит вам: «Есть правильный путь, а есть неправильный. Неправильный ведет к поражению, а правильный — к победе». Если вы чувствуете, что ваша жизнь тщетна и пуста, это знак того, что вы выбрали неверную дорогу. Такая дорога ведет к неудаче. Осознайте свое положение, но не огорчайтесь. Признайте это как факт. Воспитание совести позволяет нам привести свои цели в соответствие с универсальными принципами. Самопознание помогает нам услышать голос совести и признать, что эти принципы универсальны и не зависят от нашей воли. Мы не можем жить в отрыве от них, подчиняясь собственным, индивидуальным законам. Всякая попытка окажется тщетной.
Самопознание открывает путь от хорошего к лучшему. Лучшее — это неожиданные возможности, новые знания и перспективы, которые дает новая мудрость. Если мы меняемся по необходимости, по настроению или в результате внутреннего конфликта, мы не найдем дороги к лучшему. И напротив, если перемена диктуется призванием, совестью и принципами, она обязательно выведет нас к нему. Человек, который знает себя и поступает в соответствии со своим призванием, принципами и велениями совести, выходит на путь честности и профессионализма. Эти качества составляют основу сильного характера. Регулярное наблюдение за своими мыслями и поступками углубляет самопознание и самосознание. Оно дает нам способность слышать голос совести и воспринимать его указания. Наши слова не расходятся с делами: мы развиваем свое подлинное «я», и наш внешний мир становится точным отражением мира внутреннего.
Постоянные самонаблюдения проясняют наше видение собственного «я» и освещают путь. Если мы выезжаем из дома рано утром, когда на улице темно, нам необходимо искусственное освещение — иначе мы не увидим дороги. Когда естественный свет приходит на смену искусственному, наша уверенность растет, и мы ощущаем легкость и свободу. Солнце встало, и мы видим намного лучше. Возьмите за правило наблюдать за своим поведением и реакциями. Заведите личный, журнал и записывайте в него результаты ежедневных и еженедельных наблюдений. Не путайте личный журнал с дневником. У журнала совсем другое назначение он помогает нам углубить самопознание. Следите за своим поведением в течение каждого дня. Обратите внимание на сопротивление и неприятие определенных идея или направления. Наблюдайте за чувствами, которые вы испытываете в этот момент. Именно сортировка, отбраковка, а не безоговорочное принятие поступающей информации или направления составляет основу движения вперед. Боевая ракета попадает в цель только в том случае, если отказывается от неверного курса. Проявляйте сопротивление, отбрасывайте ложные идеи — только так вы сможете разрушить стены, блокирующие ваше мышление. Осознайте простую истину: те же стены, которые мы воздвигаем для защиты от мнимых врагов, мешают нам стать собой и увидеть собственное «я». Начните с малого. Откажитесь от некоторых излюбленных идей и проследите за тем, как это отразится на вашей жизни. Просто наблюдайте, не стараясь обосновать то, что вы видите, и стены падут.
Самоанализ
Вспомните человека, который нанес вам большую обиду. Дни сменялись неделями, недели — месяцами, а вы не могли простить своего обидчика. Годы прошли, и вы сказали себе, что простите его, но не забудете того, что он сделал. И всякий раз, когда вы вспоминаете об этом человеке, вы снова чувствуете боль. Вы не даете себе забыть обиду и уводите ее глубоко в подсознание. Однако боль, которую вы испытываете теперь,— плод ваших собственных усилий. Вы сами культивируете эти страдания, и они становятся крепкой стеной, заслоняющей от вас ваше подлинное «я».
Спросите себя: «Могу ли я встретиться с этим человеком и рассказать ему о своих чувствах? Могу ли я попытаться положить конец парой обиде?» Прислушайтесь к голосу совести. Будьте предельно внимательны. Предположим, что вы услышали нечто подобное: «Да, но этот человек не поймет и не изменится. Я напрасно потрачу время». Если так, то продолжайте дальше. Задайте себе вопрос: «В чем корень моего страдания? Возможно, я сам культивирую эту боль? Могу ли я избавиться от нее?» Запишите ответ и зафиксируйте свои ощущения.
Мы всегда обращаемся с другими так , как с самими собой , хотя редко осознаем эту истину .
Чтобы стать собой, мы должны избавиться от страданий, отказаться от ложного удовольствия, которое получаем от собственных мук. В первое время мы будем ощущать пустоту, но это «хорошая» пустота. Мы очистили свой участок от сорняков и теперь можем засеять его добрыми семенами. Нет никакой пользы в том, чтобы страдать от боли, обиды или чувства вины.
Мы никогда не придем к подлинному самопознанию и не услышим голоса подлинной совести, если будем получать удовольствие от своих мук. Всякий раз, когда мы культивируем обиду в собственной душе или причиняем боль другим людям, мы пользуемся одной и той же энергией. Эти две модели поведения неразлучны: вторая всегда шагает рука об руку с первой как внешнее отражение внутренних процессов. Мы всегда обращаемся с другими так, как с самими собой, хотя редко осознаем эту истину. Мы должны отказаться от «культивирования» негативных состояний — только тогда наша совесть заговорит громким голосом. Но для того чтобы услышать этот голос, нам необходимо заниматься самонаблюдением и самоанализом.
Чем чаще мы наблюдаем за собой, тем больше новых, разнообразных мыслей видим в своем сознании. Представьте, что ваши мысли — это корабли в океане. Взгляните на них отстраненно, не стараясь отождествлять себя с ними. Проблемы и страдания начинаются с отождествления. Если вы скажете: «Это мой корабль», и потеряете его из вида, вы начнете беспокоиться. Если вы скажете: «Я доллсен стать капитаном этого корабля», вы будете опасаться конкуренции — хозяин судна может нанять другого человека. Не отождествляйте себя со своими мыслями — только так вы сможете избежать волнений и тревог.
Наблюдая за тем, что происходит в нашем созна нии, мы изучаем собственное мышление. Не старайтесь взять свои мысли под контроль — просто наблюдайте за тем, как они сменяют друг друга: «уверенность», «обед», «проблема», «завтра», «комфорт», «машина», «любовь», «вчера», «насилие», «телевизор», «работа», «ошибка», «желание», «боль». Если вы заметили негативные мысли, не концентрируйтесь на них — просто наблюдайте, и они уйдут. Они задерживаются только в том случае, если мы придаем им значение и приписываем мнимую ценность. Вредная мысль — это сгнивший плод. Не храните ее в своем сознании.
По мере наблюдений за собой вы заметите, что одно и то же лекарство помогает избавиться от депрессии и уладить семейные ссоры. Отказ от самооправдания влечет за собой перемену поведения: человеку, который не оправдывает себя, реже приходится сожалеть о своих поступках. Когда мы осознаем подлинную природу собственного «я», мы лучше понимаем других людей. Таким образом, мы не только меняемся сами, но становимся проводниками перемен для окружающих.
Самопознание позволяет выявить сильные и слабые стороны собственного характера. Определив свои достоинства и недостатки, люди чаще всего концентрируются на последних. В отличие от устоявшейся практики подлинное самопознание предполагает развитие сильных сторон собственной личности, а не искоренение слабых. Недостаток — это повод для развития характера. Выявление и признание собственных недостатков дает нам силу и мудрость. Всякий раз, когда нас обманывают, мы возмущаемся: обман выявляет нашу доверчивость, выставляет ее на всеобщее обозрение, и это вызывает негодование с нашей стороны. Однако вместо того чтобы предаваться негативным эмоциям, мы должны взглянуть на ситуацию с других позиций и постараться извлечь урок из того, что считаем своим унижением. Если мы усвоим подобную установку, мы постепенно избавимся от недостатка (в данном случае от излишней доверчивости). Помните: то, что уязвляет самолюбие человека, развивает его характер.
Так, правда о себе может причинить нам боль, но в то же время излечить душу. Рассмотрим другой пример. В результате самонаблюдений вы обнаружили в себе зависть. Не исключено, что вы будете отрицать этот недостаток и оправдывать себя. Но если вы признаете его и увидите в нем приобретенную привычку, которая не является частью вашего подлинного «я», это негативное качество заметно ослабеет. Самооправдание и стремление защитить себя от боли мешает нам ощутить свободу, которую дает полнота жизни. Предположим, что вы поссорились с другом. Если вы станете избегать его, вы никогда не избавитесь от беспокойства и страха. Но если вы позволите себе встретиться с ним, не думая о том, что сказать и как себя повести, вы победите боязнь.
Подземные воды однажды прорываются наружу, и, если они нечисты, эта нечистота выходит на поверхность. Так и в нашей жизни: внутренний разлад неизбежно сказывается на взаимоотношениях с людьми, и, чтобы примириться с окружающими, мы должны для начала примириться с самими собой. Отношение к себе отражается на отношении к другим людям. Гармония внутреннего мира вл