Раздел II. История взаимоотношений науки и религии. Наука и религия в истории культуры.

Тема 4. Проблема зарождения протонаучных знаний. Мифология и преднаука: история и современность. Преднаука и религия в древнем мире. Занятия 7-8.

Многообразие человеческого знания. Обыденное знание и наука. Наука и религия. Наука и философия. Научное и внененаучное знание.

Основные представления о возникновении науки: «преднаука» в контексте размышлений об историческом возрасте науки. «Преднаука» как накопление знаний о природе. «Преднаука» и «предфилософия» в контексте мифологической картины мира.

Миф и пралогическое мышление. Мирочувствование и мироотношение. Эмоционально-практическое освоение мира. Генезис мифологического сознания. Космология и космогония. Первобытная магия. Магия, религия, наука. Процесс постепенного вычленения позитивного научного знания при сохранении зависимости этого знания от религиозно-мифологических и философских компонентов на примере Древней Месопотамии, Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции, Древнего Рима.

Ирригационное земледелие и его социальные последствия в контексте мифологической системы знаний. Астролатрия и астрология. Определение сезонов сельскохозяйственных работ. Системы счета времени, лунно-солнечный, лунный и солнечный календарь. Коррекции календаря. Сезонные ритуалы. Появление письменности и ее значение. Писцы и накопление протонаучных знаний. Жречество и протонаучное знание. Эксклюзивизм и кастовая замкнутость. Представление о тайном и сокрытом знании. Практика гадания и предсказания. Знахарство, целительство и медицина. Нумерология, математика и геометрия. Организация астрономических наблюдений. Звездные таблицы. Система посвящения и корпус «священных знаний». Техническое развитие древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока.

Тема 5. Философия, наука и религия в античности. Занятия 9-10.«Теологи» и «фюсиологи» («физики»). От космологии и космогонии к натурфилософии. Представление о гармонии как Космосе. Формирование научных знаний и их рациональный характер. Стремительность развития древнегреческой науки.

Натурфилософия: от мифа к «логосу». Милетская школа и развитие протонаучных знаний. Вопрос о форме Земли и ее месте во Вселенной. Мифологическая и религиозная основа учения Пифагора о числовой основе мироздания. Гераклит о движении и изменении. Элейская школа, развитие логики и апории Зенона. Учение о нус у Анаксагора. Значение атомизма Демокрита. Взгляды на природу пространства и времени. Проблема гармонии, симметрии и упорядоченности космоса. Феномен несоизмеримости и иррациональные числа. Софистика и развитие искусства аргументации. Религиозные и научные представления у Платона. Метафизическое и конкретно-научное знание у Аристотеля, классификация наук. Учение о причинности Аристотеля.

Евдокс Книдский и доказательство шарообразности земли. Гелиоцентрическая система Аристарха Самосского (III в. до н.э.). Обвинения в безбожии. Измерение объема конуса и шара. Ошибки астрономических представлений Аристотеля. Астрономия александрийских академиков. Эратосфен (II в. до н.э.): измерение радиуса и определение размеров земного шара. Гиппарх (II в до н.э.) и развитие астрономических знаний – определение положения звезд, размеров Луны, продолжительности солнечного года и т.д. Значение «Начала» Евклида и его «Геометрия». Значение календарной реформы Гая Юлия Цезаря (I в. до н.э.) и утверждение юлианского календаря. Карта звездного неба Клавдия Птолемея (II в. н.э.) и утверждение геоцентрической системы Аристотеля-Птолемея.

Тема 5. Религия, наука и вненаучное знание в Средние века и эпоху Возрождения. Занятия 11-12.

Утверждение христианства и становление новой картины мира. Научное знание в условиях господства христианской картины мира. Общая духовная и интеллектуальная атмосфера эпохи Средневековья. Две встречи поздней античной науки и христианства:

Первая встреча: II-IV вв. Формирование христианского отношения к науке. Две тенденции: размежевание с античной наукой как с комплексом «языческих» философско-теологических идей и христианизация унаследованного от античности научного знания.

Библейская космология. Теоцентризм и телеология. Включение античной науки в христианскую культуру в форме компилятивно-энциклопедической традиции. Представления о природе в раннем христианстве. Натурфилософия как неоплатоническая философия природы и ее христианизация. Патристика о мироздании (Августин) и человеке (Григорий Нисский «Об устроении человека»). Оформление христианской системы образования. Классификация наук Боэция. Западная и восточная средневековая наука. Шартрская школа (X в.): право, математика, логика, медицина. Средневековые университеты.

Вторая встреча:XII-XIII вв. Значение аристотелизма для оформления христианской метафизики и натурфилософии эпохи зрелой схоластики. Арабо-мусульманская научно-философская традиция (фальсафа) и ее влияние на христианское знание. Аль-Фараби, ибн Сина и ибн Рушд. Авэрроизм и теория двойственной истины. Проблема детерминизма. Номинализм, реализм и концептуализм. Значение спора об универсалиях в философском и теологическом аспектах. Проблема разума и веры.Рациональные доказательства бытия Бога и мистическое богопознание. Фома Аквинский:схоластическое стремление к синтезу теологии и научного знания. Инквизиция и борьба с ересью. Инквизиционные процессы над учеными.

Магия как феномен средневековой культуры. Алхимия и протонаучное знание. Традиция герметизма. «Натуральная магия» Р. Бэкона. Гуманизм и пантеизм в философской мысли Возрождения. Ренессанс и становление новоевропейской философии и науки. Антропоцентризм и изучение природы. Значение «науки о незнании» Н. Кузанского. Связь магии и медицины – труды Агриппы, принцип аналогий Парацельса. Пико дела Мирандола против астрологического детерминизма. Леонардо да Винчи и его изобретения. Астрономия, копрениканский переворот и смены картины мира.

Тема 6. Коперниканский переворот. Наука и религия в новоевропейской парадигме. Занятия 13-16.

Рождение науки Нового времени и утверждение новой картины мира. Значение астрономической теории Коперника для формирования нового типа отношений между наукой и религией. «О вращении небесных сфер»: революция в мироориентации. Утверждение геоцентрической системы мира. Католическая реакция: сожжение Джордано Бруно. Значение открытий Галилея и Кеплера: формирование теоретической физики и законов механики. Метод научной идеализации. Допущение множества обитаемых миров. Автономия науки. Ньютоновский переворот: «Начала натуральной философии» Ньютона. Закон всемирного тяготения, дифференциальное и интегральное исчисление. Классическая механика как эталон науки и как универсальный метод познания. Лапласовский детерминизм и его трактовки. Механицизм как редукционизм.

Религия перед вызовом Нового времени. Деизм как вариант примирения христианской теологии и новых научных данных. Поиск новых способов примирения науки и религии. «Естественная теология».

Философия Нового времени как сфера соприкосновения науки и религии. Бог и природа. Механицизм и метафизика Декарта. Рост авторитета математических наук. Пантеизм Спинозы и критика Библии. Гносеологический рационализм Лейбница и наука Нового времени. Учение о предустановленной гармонии. Эмпиризм и его тесная связь с развитием естественных наук. Опытное знание Фр. Бэкона. Сенсуализм Дж. Локка и значение его учения о разуме для понимания «естественной религии».

Г. Чербери и развитие идеи о «религии разума». Понимание религии Ньютоном и Дж. Локком. Свободомыслие Э. Коллинза и Дж. Толланда. Агностицизм Д. Юма и его «Диалоги о естественной религии». Деизм, стихийный материализм и атеизм эпохи Просвещения. П. А. де Гольбах и К. А. Гельвеций. Наука и религия в понимании представителей немецкой классической философии. Трактовка религии И. Кантом в сочинении «Религия в пределах только разума» и ее значение для теологии. Значение философии Гегеля для формирования новой картины мира: важность принцип диалектического развития.

Механистичность и метафизичность классической науки и ее познавательные установки. Научность и объективность как объектность. Значение автономного субъекта, проблема свободы и детерминизма. Деизм. Вселенная как самостоятельный механизм, подчиненный строгим физическим законам. Нацеленность человека на преобразование природы. Появление новых дисциплин, значение эволюционизма для естествознания и социальных наук. Тенденции к отходу от классической рациональности.

Тема 7. Теория эволюции и религия. Занятия 17-18.

Идея развития в органической и неорганической природе Ж.Б. Ламарка. Теория эволюции Ч. Дарвина и еезначение. Основные положения. Взгляды Дарвина на религию. Научная полемика вокруг «Происхождения видов». Дарвинизм и дальнейшее развитие науки. Влияние дарвинизма на современную культуру и мировоззрение. Понятие креационизма. Креационистские направления в католицизме. Протестантские модели креационизма. Полемика эволюционизма и креационизма в вопросе о происхождении жизни. Современный креационизм. Попытки синтеза эволюционизма и креационизма. Креационизм и современное естествознание. Креационизм и образование: полемика по вопросу о преподавании в школе теории эволюции. Актуальность полемики креационизма и эволюционизма. Значение теории эволюции. Современный теологический модернизм и включение эволюционизма в современную теистическую христианскую парадигму.

Тема 8. Наука и религия в России. Занятия 19-24.

Просвещение в России: М. В. Ломоносов и наука XVIII века. Наука, религия и образование в России. Наука и религия в России XIX – начала XX вв. Русские ученые-естественники XIX века о религии (И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, И.П. Павлов и т.д.). Наука и религия в зеркале космизма (В. Вернадский, К. Циолковский). Религиозно-мистические учения и наука в России рубежа XIX-XX вв. Наука и религия в советский период. Наука и религия в России конца XX – начала XXI вв.

Тема 9. Неклассическая и постнеклассическая наука и религия. Занятия 25-26.

9.1. Неклассическая парадигма. Изменение места и роли науки в обществе (кон. XIX в.) и кризис установок классической рациональности. Научная революция рубежа XIX-XX вв. – теория относительности, квантовая механика, генетика (10-20-е гг. ХХ в.): изменение представлений о пространстве, времени и причинности, формирование новых познавательных установок. Генезис социально-гуманитарных научных дисциплин. Наука как важнейший социальный институт. Кибернетика и НТР (сер. ХХ в.). Феномен ндустриального техногенного общества.

Понимание диалектического развития как социального прогресса. Позитивизм и марксизм как редукционизм. Закон 3-х стадий О. Конта: от религии к науке. Вебер о расколдовывании мира. Эволюционизм Г. Спенсера. Марксистское понимание религии.

Кумулятивизм. Принцип соответствия Н. Бора и стремительное развитие физики. Материя и энергия – наука и псевдонаучный спиритуализм. Наука и религия в понимании А. Эйнштейна. Гейзенберг о споре материализма и идеализма. А. Пуанкаре о различии языка поэтов и математиков.

Б. Рассел о религии. Проблема «языковых игр» и «критика естественного языка» Л. Витгенштейна: «Секулярное значение Евангелия» П. Ван Бюрена. Поппер о тривиальности истины. Фальсификация. Мертон о религиозных истоках науки. Прагматизм Д. Дьюи. У. Джеймс: позитивизм и значение «Многообразия религиозного опыта». Логический позитивизм. Верификация как подтверждение. Двусмысленность факта и законны науки. Понятие «системного подхода». Структурализм и функционализм: взгляд на религию. Постпозитивизм. Метафизика и матабиология. Парадигма и научная революция по Т. Куну. П. Фейрабенд о методологическом анархизме. Проблема единства естественнонаучного и гуманитарного знания.

Проблема истины и смена познавательных установок: от метафизического к диалектическому. Отказ от механицизма: системность и развитие. Изменение представлений о реальности (различные описания одной и той же реальности), о причинности (проблема детерминизма) и истине (относительность истины).

9.2. Постнеклассическая парадигма. Понятие постнеклассической науки (кон. 1980-х гг., акад. В.С. Степин). Синергетические программы И. Пригожина («сложность, темпоральность и целостность»). Современное становление нелинейного естествознания.

Основные характеристики постнеклассического этапа развития науки. Изменение характера научной действительности, связанное с компьютеризацией и информатизацией. Распространение междисциплинарных исследований. Повышение значения политических и социально-экономических факторов развития науки. Понимание объекта науки как сложной саморазвивающейся системы, способной к самоорганизации. Включение ценностных факторов в науку. Использование методик гуманитарных исследований в естественной сфере.

Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Концепция нестабильного неравновесного мира, феномен онтологической неопределенности и многоальтернативности развития, идея стихийно-спонтанного структурогенеза, возникновения порядка из хаоса. Классификации и типологии хаоса. Открытие динамического хаоса.

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок в эпоху техногенной цивилизации. Поиск нового типа цивилизационного развития. Наука и религия на современном этапе: проблема диалога мировоззрений. Роль науки, религии и философии в преодолении современных глобальных кризисов. Религия и научная этика. Теологический модернизм в современном мире. Процесс-теология и т.д.

Дифференциация и интеграция наук: проблема целостного взгляда на мир. Мировоззренческое значение теории синергетики. Теории «глобального эволюционизма»: предпосылки создания модели универсальной эволюции, (космогенез, геогенез, биогенез и антропосоциогенез) как единого процесса на основании общих законов. Ориентация науки на изучение сложных развивающихся систем. Синергетика и современная теология.

Тема 10. Паранаука и религия. Занятия 27-28.

Понятие «паранауки». Эзотерика. Спиритизм. Теософский синтез научного знания, философии и мистико-религиозных учений. Антропософия. «Живая этика» и рериховское движение. «Агни-йога». Оккультизм и мистицизм в ХХ веке. Антисциентизм, религиозные и паранаучные аспекты молодежной контркультуры. Восточный мистицизм. НРД: мистическое («абсолютное») знание и расширение границ познания. «New Age» и паранаучное знание. Астрология и астрономия. Дианетика. Сайентология. «Интегральная Йога». Нумерология. Уфология. Особенности современной паранауки. Представители науки против паранауки. Традиционные конфессии против паранауки. Специфика совремеменного массового сознания. Возможные причины популярности паранауки в современном мире.

Тема 11. Наука и богословие: обсуждение актуальных проблем современности. Этика и ответственность ученого. Занятия 29-30.

Понятие биоэтики. Теологическое осмысление клонирования, генной инженерии, абортов, эвтаназии и т.д. Проблемы искусственного продления жизни, компьютеризации и роботизации общества. Наука и религия о будущем человечества: эсхатология и научно-философский футуризм.

Современный эволюционизм и креационизм о происхождении и развитии жизни. Креационизм и астрономия: теория «большого взрыва» и библейская концепция Творения ex nihil. Современная физика и теология. Теория относительности А. Эйнштейна и квантовая механика: теологическая рефлексия. Физика и восточная мистика: «Дао физики». Теологическое осмысление геологической истории Земли: вопрос о возрасте Земли и человечества. Химия, генетика и антропология. Проблема возникновения человека. П. Тейяр де Шарден: «теология эволюции». Второй Ватиканский собор: католическая модель общественного развития и отношение к науке. Реабилитация ученых, осужденных инквизицией. Современные протестантские концепции о примирении науки и религии. Теология культуры П. Тиллиха. «Естественное обоснование» религии. Концепции Д. Дьюи, Э. Фромма и т.д. Современное православное понимание науки и прогресса.

Отношение Церкви к освоению космического пространства. Теория множественности миров и различные современные религиозные позиции. Антропный принцип и экотеология (С. Бергман и Р. Крисиансен). Проблемы войны и мира: теологический аспект. Религия и информационные технологии. Современная телеология и «доказательства» бытия Бога в ХХI веке. Современные теологические попытки примирения с наукой. Проблема конфликта/диалога мировоззрений. Модели современного образования. Современные ученые о возможности примирения. Этика и ответственность ученого.

Примерный список вопросов к экзамену.

1. Наука как социо-культурный феномен и особенности научного мировоззрения.

1. Основные характеристики научного знания и классификации наук.

2. Структура научных революций и понятие парадигмы.

3. Мифологическая, религиозная и научная картины мира.

4. Проблема зарождения протонаучных знаний. Рудиментарная наука.

5. Научные прозрения в цивилизациях Древнего Востока.

6. Наука и религия в античном мире.

7. Античная астрономия и демифологизация Вселенной.

8. Значение древнегреческой науки для утверждения рациональной картины мира.

9. Аристотелевско-Птолемеевская система и христианская картина мира.

10. Христианизация античного знания.

11. От средневековой магии и алхимии к науке.

12. Конфликт религии и наука в Средние века.

13. Герметическая традиция Ренессанса.

14. Арабо-мусульманская философия, теология и наука.

15. Аверроизм и его значение. Проблема веры и разума и способы ее решения в период схоластики.

16. Коперниканская революция и значение.

17. Становление коперниканской модели и смена картин мира.

18. Инквизиция в борьбе с наукой.

19. Классическая наука Нового времени в конфликте с религией.

20. Философия Нового времени между наукой и метафизикой.

21. Наука и религия в эпоху Просвещения.

22. Значение теории эволюции Ч. Дарвина. Дарвин о религии.

23. Естественная теология.

24. Актуальность полемики между эволюционизмом и креационизмом: основные проблемы.

25. Религиозный эволюционизм де Шардена и отношение Католической Церкви к научному эволюционизму.

26. От протестантского фундаментализма к «процесс-теологии»: креационизм и/или эволюционизм.

27. М. В. Ломоносов и наука XVIII века в России.

28. Значение Российских Университетов для становления передовой научной мысли.

29. Русские ученые-естественники XIX века в полемике с Православной Церковью.

30. Русский космизм: между религией и наукой.

31. Критика религии в советский период: миф о «научном атеизме».

32. Неклассическая наука и ее значение. Смена познавательных установок и новый взгляд на религию.

33. Парадоксы квантовой физики и восточный мистицизм.

34. Революции астрофизики. Проблема Большого взрыва.

35. Постнеклассическая научная парадигма и религия.

36. Синергетическая модель и ее интерпретации: наука и паранаучный мистицизм.

37. Понятие паранауки. Многообразие вненаучного знания и религиозный эклектизм современного массового сознания.

38. Когнитивные науки: их актуальность и значение для современного религиоведения.

39. Религия в век науки: основные актуальные проблемы и пути к примирению.

40. Официальная позиция Русской Православной Церкви в отношении науки и образования в России, частные мнения и «Письмо десяти».

41. Конфликт науки и религии в сфере образования и современная проблема преподавания религиоведческих дисциплин.

42. Мировоззрение, этика и социальная ответственность ученого. Научный гуманизм и религия.

Литература

Распределение литературы по темам и вопросы для обсуждения!!!

Наши рекомендации