Категория бытия в философии.

Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия». Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т.д. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. «Бытие» как исходная интегральная характеристика мира слишком абстрактное, бедное понятие, оно становится содержательным, конк­ретно-всеобщим понятием только в контексте других категорий фило­софии и значительная, если не большая часть философского знания, представляет собой ничто иное, как учение о бытии, или онтологию. В зависимости от решения философских вопросов мира выделяют идеализм и материализм, монизм и плюрализм, детер­минизм и индетерминизм и т.д.

По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состоя­ний, или материальный природный мир, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека. В этом отношении бытие человека это диалектическое единство объ­ективно-предметного и субъективного, тела и духа.

Своеобразием отличается и бытие вещей, создаваемых человеком. Весь мир материальной культуры принадлежит к объективному, физи­ческому миру, но в то же время все продукты человеческой деятельно­сти в своем происхождении, существовании и способе функционирования опосредованы человеческим духом, сознанием, и этим бытие «второй природы», создаваемой человеком, отличается от способа бытия самой природы, частью которой является человек. Двояким существованием характеризуется и духовный мир челове­ка. Его можно подразделить на субъективный и объективный дух. Субъективный дух это внутренний психический мир человека со всеми уровнями его существования от бессознательного до самосознания. Этот мир является достоянием отдельного индивида. К формам объективного духа относятся все формы обще­ственного сознания: наука, религия, мораль, искусство и т.д.

Имеются, помимо отмеченного, еще и уровни бытия (как природ­ного, так и социального, как материального, так и идеального); эти уровни — существование в возможности и существование в действи­тельности. Возможность не есть небытие, оно обладает статусом существования, бытия. Возможность есть потенциальное бытие, действительность — актуальное бытие. Эти уровни бытия иногда трактуются как формы бытия: «потенциальная форма бытия» и «актуальная форма бытия».

Фактически все раз­личия в философских воззрениях касаются, в первую очередь, различий в понимании разных форм бытия, различной трактовки их взаимоот­ношения и взаимодействия и прежде всего это различие в вопросе о том, какая из форм бытия является основной, исходной, а какие формы бытия производны, вторичны, зависимы от основной формы бытия. Так материализм считает основной формой природное бытие, а осталь­ные производными, зависимыми от природного бытия, хотя и воздей­ствующими на это бытие. Субъективный идеализм основной формой считает субъективное бытие; объективный идеализм в качестве таковой принимает объективный дух. Внутри этих течений существуют разли­чия в понимании исходных форм бытия.

Материальное бытие.

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

Определений понятия материи множество. Многие философы считают, что в качестве исходного определения понятия материи следует взять следующее: материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и ото­бражаемая им.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:

Материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

Объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального) духа;

Субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

Позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Материя лежит в основе деления философов на материалистов и идеалистов, ведь каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае это материалистический монизм, во втором – идеалистический монизм.

Существуют также философские учения, которые стоят на позициях дуализма. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум, в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание, считают материалисты, принадлежит не к какому – то потустороннему миру, а к материальному миру, оно является естественным свойством высокоорганизованной материи.

Понятие материи не дается человеку a priori, не с него, как понятия, начинается формирование мировоззрения человека и далеко не в каждом индивидуальном мировоззрении оно, между прочим, имеется. Материя как понятие — это, прежде всего результат внутриличностного осмысления мира и его личностных оце­нок.

В мире существуют три уровня организации материи: неживая, живая, социально-организованная. На неживом уровне выделяют три большие «области» организации материи: макромир (наш мир, мир привычных нам величин), микромир мир чрезвычайно малых частиц), мегамир (большой мир, или мир огромных величин). Например в микромире следует особо выделить уровень элементарных частиц. Как известно, свыше ста известных в настоящее время химических элементов образуют все простые и сложные вещества. Но надо иметь в виду и другое: микроскопические объекты существенно отличаются от макротел.

Характерными чертами материи являются:

наличие движения;

самоорганизация;

размещенность в пространстве и времени;

способность к отражению.


Наши рекомендации