Политической философии Жан – Жака Руссо.

Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) — французский философ, писатель, мыслитель. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется, например, в Швейцарии. Также музыковед, композитор и ботаник.

Руссо был динамичной личностью, склонной к авантюрам. Считал, что его идеи воруют, поэтому не доверял людям. Он был гениальным самоучкой, возможности учиться в университете у него не было. Был поклонником «Персидских писем». Бертран Рассел писал о нем, как о романтике.

Лекция Гуторова (09.12.14). «Эссе». В нем Руссо осуждает современную ему цивилизацию. Все люди от природы равны и только институты делают их другими. Цивилизация – продукт интеллекта, интеллект – зло, из-за которого происходит развращения народа. Интеллект сдерживает добрые порывы людей. Люди, используя разумный расчет, стали жертвами корыстолюбивой предусмотрительности, стали одержимы своей безопасностью, постоянно думают о ней.

Гуторов. «О причинах неравенства» (1754). Главный источник зла есть неравенство. Из неравенства возникают богатства. Из богатств родится роскошь и праздность. Руссо призывает жить естественной жизнью, отказываться от богатства. Природный источник сострадания и жалости толкает к добродетели и общению.

Государство – продукт силы, а не общественного договора. Сильные создают правительство и действуют против слабых. Собственность – источник зла, а не блага. Собственность = кража. Цель государства – санкционирование незаконного захвата собственности. Беднота масс – вина правительства.

Гуторов. Статья «О политической экономии» (1755). Была написана по предложению Дидро (основатель кружка энциклопедистов). Говорит о необходимости создания государственного образования. Всеобщая бедность из-за невежества и отсутствия образования. Рост образования приведет к созданию разумного общества. Только при помощи правительства, через доступность образования, может установиться равенство.

В 1758 году разрывает отношения с энциклопедистами. Знакомство с ними случилось, приблизительно в 1751. Энциклопедисты стремились преодолеть консервативную идеологию, боролись с клерикализмом, стремились к принципам рационального мировоззрения и научного толкования явлений.

Как сказал Гуторов, цельность Руссо состоит в его десконструктивности.

«Об общественном договоре» (1762). В его трактовке естественное состояние - строй всеобщей свободы и равенства. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Выход из такого состояния был найден с помощью соглашения о создании государственной власти и закона, которым будут подчиняться все. Но потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Неравенство частной собственности, политическое неравенство, привело, по Руссо, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.

Бичуя такое ложное, порочное и пагубное для человечества направление развития общества и государства, Руссо выдвигает свой проект «исправления» истории - создание Политического организма (республики) как подлинного договора между народами и правителями.

Руссо отвергает идею неотчуждаемых естественных прав человека . Но Руссо полагает, что то, что отчуждается у каждого изолированного индивида в пользу образуемого по общественному договору целого (народа, суверена, государства) в виде естественных прав и свобод, возмещается ему (но уже как неразрывной части этого целого - гражданину) в виде договорно установленных (позитивных) прав и свобод. Происходит, говоря его словами, как бы "обмен"естественного образа жизни людей на гражданский образ жизни, причем отказ от одних прав и приобретение других происходит по "эквиваленту", в порядке "равноценного возмещения".

Однако все эти представления об идиллических отношениях между сувереном и подданными начисто разрушаются утверждением самого Руссо о том, что суверен не связан собственными законами и "стоит выше и судьи, и Закона". Он имеет безусловное право на жизнь и смерть подданных.

Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения французской буржуазной революции, особенно на ее якобинском этапе. Так, Декларация прав человека и гражданина 1789 года, Конституция ФР 1791 года находились под заметным влиянием идей Руссо (право народа на сопротивление угнетению, принадлежность верховной власти народу, трактовка закона как выражения общей воли)

Наши рекомендации