Теория терпимости(толерантности).
Локк-один из крупнейших теоретиков идеи толерантности, он выводит эту проблематику на философский уровень. Главная мысль Локка-сила не может создать убеждения. Аргументация Локка: любое правительство, которое преследует кого-либо не способно заставить человека мыслить по иному, поэтому оно должно признать невозможность контроля за мыслями. То, что должно беспокоить правительство-это печатная продукция и памфлеты(проблема циркуляции идей). Чтобы обеспечит свободу, необходимо доказать, что она имеет ценность и для правительства, т.е. терпимость всегда полезна. Какую опасность несет за собой отсутствие терпимости в государстве-в первую очередь опасность утечки интеллектуального капитала. Локк защищает право предоставления политического убежища-т.е. толерантность должна иметь и внешнюю ориентацию.(такую стратегию взяли на вооружение США-особенно после 1848 года). Локк также рекомендовал держать своих политических противников на виду, путем позволения им создавать партии(тезис Макиавелли). Л. Утверждает необходимость невмешательства государства в духовные дела, он считает, что нельзя запрещать религии. Локк считает, что государство не имеет ничего общего с формой исповедания. Он отказывается от принципа официальной церкви(в отличие от Руссо).Однако он против католиков(папистов), иудеев и атеистов, т.к. они социально опасны. Паписты признают другую власть, что не допустимо(ты не признаешь законы и нормы твоего государства), а для атеистов нет ничего святого, они не связаны с государством клятвой-как следствие они так же не признают порядков. Что касается евреев, то Локк разделял народные убеждения против них. Он признавал тезис: к евреям нужно относиться с подозрением, т.к. они распяли Христа.
Почему атеисты? Т.к. они не признают моральных категорий, которые есть основа общества.(та же идея была у Т. Мора). Концепция морального консенсуса как первоосновы политического. Есть что-то, что нельзя разрушать, атеисты же разрушают это моральное основание, поэтому они опасны для государства(общества). (Можно сказать, что отсутствие этого морального консенсуса всех жителей России является причиной отсутствия единства истории в сознании наших людей)
Про толерантность важно понять главное-она не является моральной концепцией, она не нравственная категория, а чисто политическая концепция.
Основная мысль Локка-вера человека-это его личное дело и государство ни в коем случае не должно вмешиваться в эту область. Он выступал за разделение духовной и светской властей. Локк утверждает, что даже если представить себе насильное обращение в истинную веру(какой-бы она ни была) со стороны государства, то это полностью противоречит любым религиозным заповедям и не приведет к спасению обращенного человека, поскольку обращение в веру должно идти от сердца и быть добровольным. Таким образом политика насильного обращения неприемлима, в том числе и для церквей. Соответственно наилучшими условиями для спасения душ людей являются такие, при которых все люди, государство и церкви будут соблюдать толерантность по отношению друг к другу. Люди и церкви могут считать свою веру истинной и они могут обращать других, но только путем убеждения, а не насилия.
Т.е. Локк из самих же религиозных заповедей(он был христианином) выводит неприемлимость насильственных действий. Он осуждает многие моменты в истории церкви и осуждает ее действия, которые как он считает более противны Богу, чем любые сомнения в истинности веры в Него, то , что церковь называла ересью. Локк обращает внимание на пример Христа, который действовал не силой военной, но силой Евангелия.
Локк, как я уже сказал четко проводит грань между компетенцией государства и церкви. «Государства-это общество людей, установленное единственно для сохранения и преумножения гражданских благ. Гражданскими благами я называю жизнь, свободу, телесное здоровье и отсутствие физических страданий, владение внешними вещами, такими, как земля, деньги, утварь и т.д.»(Послание о веротерпимости).
Забота о спасении души правителю не принадлежит более, чем остальным людям и, как пишет Локк, нигде не написано, чтобы Бог давал ему такие полномочия. К тому же вся власть правителя заключается в принуждении, а спасение души не может быть навязано через принуждение, так как необходима глубокая вера души человека.
Теперь о компетенции церкви. «Мне представляется, что церковь есть свободное сообщество людей. Добровольно объединяющихся, чтобы сообща почитать Бога, так, как это, по их убеждению, будет ему угодно и принесет им спасение души.» Ключевое здесь, что это свободное сообщество и никто не принадлежит к нему по праву рождения. Локк утверждает, что и церкви, как и любому сообществу необходимы законы, устанавливают их организаторы сообщества или те, кому все члены сообщества дают такое право. Требования наследования священослужителей авторитета самих апостолов Локк отвергает, так как он считает невозможным определить, кто истинный наследник. Он приводит слова Христа, которые раскрывают его понимание церкви: «Где двое или трое собраны во имя мое, там я посреди них.» Таким образом ключевое условие спасения души для Локка-это свобода выбора. Единственное возможное оружие для спасения душ-это проповеди и убеждения.При этом церковь, имея своей компетенцией спасение душ(духовную власть) не должна претендовать на власть гражданскую, а также не имеет права нарушать гражданские законы государства, в противном случае государство имеет право наложить санкции на церковь, как действующую против гражданских прав людей и подвергающую опасности их собственность(в широком смысле).