Общая характеристика взглядов.
Широта взглядов и занятий Бодена позволяет охарактеризовать его как одного из последних представителей французского Возрождения. Он заложил основы исторической методологии, занимался разработкой интеллектуальных экспериментов и дал сильный толчок развитию французского национализма.
Работая в рамках направления социальной теории, Боден оказал большое влияние на развитие теории политики. Он испытал сильное влияние Аристотеля. Воодушевляющей для него является национальная идея. Практическую пользу прогрессивной идеи национального государства Боден обосновывал опираясь на тезис о том, что критерием истины является польза. Однако впоследствии рост национальных государств заставил его подвергнуть сомнению собственные идеологические стереотипы (спорный тезис).
Боден обращает внимание на социальную функцию законов и роль контекста в определении значения каждого из них. Боден стоит у истоков социологии права, социологической юриспруденции. В его практицизме и склонности строить теорию на основе массива фактов очевидно влияние Макиавелли.
Боден придерживался пантеистического взгляда на мир, утверждая тождество Бога и Природы (в некотором роде, это продолжение греческого "всё полно богов"). Мировоззрение Бодена характеризуется фундаментальным скептицизмом. Он обращает внимание на политическое и социальное значение факта веры человека - неважно, какой.
"Метод к лёгкому постижению истории".
Ключевая работа Бодена в области исторической методологии. Рост интереса к историческому знанию во времена Бодена привёл к росту интереса к методам анализа истории. Эпоха Бодена характеризуется достаточно развитой историографией.
Упадок веры во времена Бодена и рост книгопечатания привели к появлению нового класса читателей. Целью своей работы (спорный тезис) Боден ставит распространение среди них гражданских идей.
Задаваясь вопросом о том, каковы цель и характер истории, Боден пишет, что история как дисциплина не должна восприниматься как развлечение или толковаться лишь в духе христианской апологетики. Для государства необходимо прозрачное понимание истории и политического образования.
Боден рассматривает категорию истории очень широко и придаёт ей большую значимость, понимая её гораздо шире государственной пропаганды в рамках общей системы исторического образования. История как запасник памяти является средством поддержания и приумножения благосостояния общества. Это источник мудрости монарха, и она не должны быть односторонне узкой. История - это фиксация жизни человека в обществе, закономерностей управления его жизнью и его отношения к правителям.
Конкретные исторические факты ценны лишь тогда, когда они связаны с универсальными принципами, разрозненные факты не представляют ценности. На основе понимания универсальных принципов можно понять и принцип изменения, развития общества: понимая вектор социального развития, правитель будет успешен. Социальные изменения являются закономерными и предсказуемыми при должном внимании к истории. Боден формулирует концепцию исторического прогресса, отрицая грехопадение и миф о золотом веке.
Законы, как и исторические факты, также основаны на универсальных принципах. Общие рациональные принципы справедливы и являются проявлением естественного права.
Боден не делает из своих интеллектуальных построений космополитических выводов. "История даёт опыт, но есть и различия". Боден является родоначальником исторической школы права, выступая в качестве предшественника Монтескьё и его географических воззрений. Определяющая роль климата для объяснения специфики законодательства - его идея.
Боден постулирует существование трёх условных климатических поясов - Юга, Центра и Севера - и развивает идею гомогенности каждой из живущих в них групп народов, которым он даёт сверхпростые характеристики. Источником этой мысли, разумеется, является 7-я книга "Политики". Климатический вызов определяет технологическое превосходство северян, к которым Боден относит французов.
Боден - основатель этнографии и физической географии. Эти его идеи впоследствии легла в основу циклизма (Мейер, Шпенглер).