Билет №61. Политическая теория Джона Уиклифа.
Джон Уиклиф (Виклиф) (1320 или 1324 — 31 декабря 1384) – английский богослов из семьи небогатого дворянина, профессор (доктор, защитивший диссертацию) Оксфордского университета, первый переводчик Библии на среднеанглийский язык. С самого начала богословской карьеры (лето 1374 года) выражал антиклерикальные взгляды (парадокс Оксфордского профессора), продиктованные попыткой «защитить» положение английской монархии, находившейся под серьезным влиянием Католической Церкви (что имело подоплеку, так как Папский престол находился в Авиньоне, а в тот момент шла Столетняя война).
По сути, Уиклиф явился первым мыслителем, смевшим посягнуть на само религиозное учение Католичества.
Средневековые катаклизмы, повлиявшие на европейскую философскую традицию, оказавшие значение и для Уиклифа:
1) Столетняя Война. 2) Чума. 3) Раскол Римской Курии.
Уиклиф предвосхитил общеевропейскую Реформацию, пытаясь восстановить базовые религиозные принципы (истинная вера). Основные элементы реформы Христианского учения зарождались еще в период обучения (осуждение Римской Курией). В 1414 г. на Констанцском соборе было принято решение изъять прах Джона, умершего от инсульта, и сжечь его, что со временем превратилось в английскую погребальную традицию.
Основные работы (написанные в легком и искреннем стиле): «О гражданском владении», «О Божьем владении», «Определение прав господства», «О церкви», «О евхаристии», «О богохульстве», «Триалог». Большинство из перечисленного – памфлеты, которые являлись основной формой выражения взглядов Уиклифа.
Стоит отметить, что Уиклиф никогда не стремился возглавить радикальные движения, однако можно выделить ряд последовательных нетипичных черт философской парадигмы Джона Уиклифа:
1) Иерархия Церкви и ее сохранение не заботили английского богослова.
2) Вера в собственную миссию.
3) Первый прецедент индивидуалистической трактовки религии.
4) Предпринятая попытка возвращения к ранним христианским верованиями, которая осуществима посредством радикального изменения учения.
5) Реформирование возможно на основе (с помощью) национальной власти.
Новый феодализм Уиклифа.
Джон Уиклиф разделял мнение о том, что феодальное устройство идеально подходит для реформирования Церкви, её экономической компоненты, что может быть продиктовано необходимостью восстановления национального хозяйства после экономического отката.
Бог в системе Уиклифа представлен в качестве высшего и непосредственного властелина государства и Церкви. Бог является одновременно и политическим и теологическим абсолютом, способным явиться фактором примирения Церкви и светской власти.
Ход рассуждений, радикальная трактовка которых приводит к появлению уиклифианского коммунизма: Папа и монархи держат власть от Бога (ни одна из властей не может рассматриваться как высшая), следовательно, идея высшего божественного права отсутствует как таковая. Монарх как вассал Бога, монарх не обладает абсолютной властью. Прикосновение к божественному (праведность) ведет к получению власти и имущества (все вещи – в общем владении, все благие люди обладают всем, коммунизм земных благ).
Уиклиф стремится к ниспровержению церковной иерархии в пользу индивидуальной души (община благих людей – идея, имеющая аристократический характер). Уиклиф настаивает на том, что владение всеми вещами является свойством души (антиномия, связанная с отсутствием материальной привязки данного положения), порождающим духовную свободу. Теоретическая близость к киническим и стоическим идеям.
Все христиане должны «внешне» принимать своих правителей. Долг праведника – следовать за правителем, следовательно, принятие государя напрямую связано с владением имуществом. Аристократия признается Уиклифом как лучшее средство для борьбы с коррупцией, поэтому деятельность светских судей имеет в его проектах аристократический, закрытый характер. Монархия признается в качестве лучшего устройства из доступных в детерминированных условиях. Идея тираноубийства почти не замечается в философских воззрениях Уиклифа.
Радикальные и контрарные (по отношению к другим мыслителям эпохи) постулаты Уиклифа:
1) Папство должно быть уничтожено полностью в случае продажности наивысшего духовенства.
2) Институт светской власти является необходимым в любом контексте (отвержение системы Оккама).
3) Папа не может быть конечным судьей праведности.
4) Основополагающий национализм Уиклифа.
5) Индивид не имеет критериев, согласно которым он был бы способен судить правителя (необходимое подчинение), а власть правителя исходит из выполнения обязательств.
Воззрения Уиклифа являлись базовыми идеями выступавших за Реформацию чехов во время Гусистских войн. Джон явился первым философом, поставившим вопрос изменения догматов веры в европейской католической традиции.