Государство как «политический организм» в «Policraticus» Иоанна Солсберийского.
Иоанн Солсберийский известный английский схоласт и богослов 12 века. Он принимал деятельное участие в борьбе между светской и церковной властью, которая происходила в Англии в середине 12 века. Епископ Кентерберийский Томас Беккет пытался отстоять привилегии церкви от посягательств короля Генриха 2 Плантагенета. Король издал Кларендонские постановления, в которых ставил под контроль светских властей церковные суды, ограничил свободу передвижения духовных лиц, а так же присвоил себе право самому назначать на духовные должности. Эти постановления фактически ставили Церковь в зависимое положение от государства, а так же изолировали её от Рима. Иоанн вместе с Бекетом боролись против притязаний короля на привилегии Церкви. Главным трудомИоанна, который был написан на злобу дня и являлся предостережением Генриху 2, для того, чтобы тот не стал тираном, стал трактат «Поликратик». В нем были высказаны тираноборческие идеи и идея государства, как «политического организма».
Иоанн противопоставляет Государя и Тирана. Государь должен обладать следующими качествами 1) терпение и умеренность;2)не должен быть скупым;3)добродетельность;4) мудрость и благоразумие. Государь как сосредоточение публичной власти, должен использовать её только на благо народа. Государь является своего рода слугой Церкви, из рук которой принимает меч для охраны народа и Церкви. Деятельность государя направлена на достижение истинного блаженства – жизни основанной на добродетели. Воля государя имеет силу закона.
Иоанн проводит аналогию между обществом и живым организмом, где правитель – голова, он подчиняется только Богу и наместникам Бога на земле, т.е. священнослужителям, ибо и в человеческом теле голова управляется душою, от головы зависит здоровье тела, а подданные части тела: Подчиняя князя закону, И.С. дает в государстве значительный простор и свободе. Он говорит, что нет ничего славнее свободы.
• Сердце – совет (или сенат) – собрание мудрых опытных людей
• Душа – церковь, которая придает всему организму жизнь
• Глаза, уши, язык – судьи и наместники правителя
• Руки – воины и чиновники
• Внутренние органы – секретари и казначеи
• Ноги – земледельцы
При этом Иоанн высказывает интересную мысль, что подданные как части тела могут повлиять на главу, превратить хорошего правителя в тирана, например двор короля своей лестью и ложью.
В конце нужно отметить, что тираноборческие взгляды Иоанна не были популярны и были в некотором роде маргинальны.
Тираноборческие идеи Иоанна Солсберийского, как важнейшая часть его социально-политического учения, представляют собой синтез античных и христианских представлений о власти. «Вся власть от Господа Бога» и государь, как символ божественного величия, управляет своими подданными по Его милости, на основании закона (божественного и человеческого) и справедливости. И хотя государь по своему достоинству ниже (minor) священства, он, тем не менее, обладает значительной свободой в выборе, и его воля имеет силу закона. Но в случае если правитель начинает попирать нормы, определенные церковью, притеснять подданных и ущемлять духовенство, он становится тираном. Впрочем, никто не способен избежать соблазна использовать пусть малую, но все же власть, только себе на благо. Тираном, как пишет Иоанн, может стать любой, не только простолюдин или король, но и священник. Все дело в масштабе и последствиях. Однако и будучи тираном, нечестивый государь по-прежнему остается слугой и «орудием» Бога. Согласно Иоанну, все, что исходит от Создателя, несет только благо. Зло на первый взгляд истребляющее род людской, в действительности лишь искореняет его пороки. Так и тиран, как «воплощение зла на земле», дается Богом либо для покаяния человека в прегрешениях, либо в укрепление его веры. Следовательно, замечает Иоанн, всякую власть, и благую, и худую, необходимо принимать со смирением. Подданные должны переносить бремя тирании лишь до тех пор, пока она не угрожает самому существованию христианской церкви. В этом случае человек является только орудием, а не самостоятельным инициатором воздаяния, время и место которого определяет Господь. Таким образом, главным критерием целесообразности и законности «убийства тирана» является нарушение безопасности церкви. Именно поэтому убить, такого тирана долг каждого христианина, но здесь Иоанн делает оговорку: убивать тирана не должны его подданные, связанные с ним вассальной клятвой, так как это повредит их чести; так же тирана нужно убить открыто без использования хитростей (допустим ядов). Иоанн говорит о том. что победить тирана должен другой христианский правитель. А определять, кто является тираном должен Папа Римский, как некий арбитр.
Впрочем, Иоанн никогда не проповедовал непременного пролития крови узурпатора. Напротив, если он принесет покаяние и отдастся на милость церкви, то, в силу этого, избежит кары Всевышнего.