Политическая теория Иоанна Солсберийского.

Сочинение, в котром И.С. излагает свои политические взгляды, называется «Поликратикус». Он говорит здесь о множестве разнородных предметов, и между прочим о различии князя и тирана. Это различие, по его мнению, состоит в том, что князь повинуется закону и на основании закона управляет народом, тиран же наоборот. Поэтому подданные справедливо переносят всю свою власть на князя. Действуя так, люди следуют указаниям природы, которая устраивая микрокосм, т.е. человека, соединила все чувства в голове и подчинила последней все члены. Таким образом, князь есть власть общественная; он вместе с тем и образ Божества на земле, ибо всякая власть происходит от Бога, и сопротивляющийся власти повелению Бога сопротивляется. Но управляя по закону, князь должен свою правду подчинить высшей правде Божьей, источнику всякого закона. Правда есть сообразность вещей, все соизмеряющая разумом, требующая в равных вещах равные права, для всех одинаковая, воздающая каждому свое. Закон же – ее толкователь, вследствие чего он властвует над всеми делами, божественными и человеческими. Поэтому все подчиняются закону. Хотя римские юристы говорят, что князь изъят от закона, однако не в том смысле, что ему дозволено неправедное, а в том, что он должен соблюдать справедливость не за страх наказания, а по любви к правде. Ему дозволено только то, что внушают закон или правда, или чего требует общая польза. В этом только воля его имеет силу закона, а не во всяком случае, как утверждают льстецы. Князь – служитель общественной пользы и раб правды. Поэтому апостол говорит, что он не без причины держит меч, безвинно карая виновных.

В этих нравственных началах, истекающих отчасти из самого существа христианства, особенно же в этих понятиях и законе являются уже признаки позднейшего времени, но Иоанн Солсберийский соединяет с этим теорию двух мечей. Князь, говорит он, получает меч, данный ему для наказания преступников, из рук церкви, ибо сама она не держит меча крови. Ей принадлежит и этот меч, но она владеет им рукою князя, которому дает власть принуждать тело, сохраняя за собой меч духовный, поручаемый священнику. Поэтому князь – служитель священника, он исполняет ту часть святительской должности, которая недостойна рук иерея. Ибо хотя всякая должность, исполняющая священные законы, имеет значение религии и освящается благочестием, однако та, которая состоит в наказании виновных и представляет как бы образ палача, считается низшею. Вообще, как говорит апостол Павел, благословляющий выше благословляемого, и сообщающий власть первенствует над тем, кому власть сообщается. Но по праву, кто дает, тот может и отнять. Поэтому князь, не исполняющий своих обязанностей, может быть низложен священником.

Далее И.С., ссылаясь на Плутарха, сравнивает государство с организмом, а духовенство с управляющею телом душою. Князь в этом организме занимает место головы. Он подчиняется только Богу и наместникам Бога на земле, т.е. священнослужителям, ибо и в человеческом теле голова управляется душою. Сенат занимает место сердца, судьи и начальники областей – место глаз, ушей и языка, чиновники и воины – место рук и ног и т.д. От головы зависит здоровье тела.

Подчиняя князя закону, И.С. дает в государстве значительный простор и свободе. Он говорит, что нет ничего славнее свободы.

Доказавши, что князь должен подчиняться закону и уважать свободу, И.С. переходит к тирану, который представляет совершенно противоположное явление. Тиран тот, кто насильственною властью угнетает народ. Князь сражается за закон и за свободу народа, тиран уничтожает законы и обращает народ в рабство. Князь – образ Бога на земле, он должен быть любим и уважаем; тиран – образ зла или дьявола, он чаще всего должен быть убиваем.

Однако и тираны бывают орудиями Бога для наказания злых и исправления и испытания добрых. Всякая власть, происходя от Бога, есть благо; само зло Бог делает средством к достижению добра; но по существу своему тирания – величайшее зло. Тирания есть злоупотребление данной Богом власти. Тиран является общественным врагом, которго поэтому всякий вправе лишить жизни. Только против священнослужителя как духовного лица непозволительно действовать материальным оружием, разве когда он будет лишен сана и станет простирать на церковь Божью свою окровавленную руку. Однако это право подвергается некоторым ограничениям: не следует посягать на жизнь того, с кем мы связаны религиозным обетом. В заключение, И.С. признает, что для угнетенных лучший способ освободиться от тирана – молиться Богу об избавлении, ибо грехи подданных суть силы тирана.

Наши рекомендации