Церковь и государство в трактате «О граде Божием»
Труд «О граде Божием» был написан Августином в 413-427 гг. и стал одним из основных трудов философа, в котором он представил свой взгляд на историю философии. А. разрабатывает учение, в кот.интерпретирует чел. природу и историч. процесс. Он стал первым европейским христианским историописом.
Всю историю А. делил на шесть периодов. Последний, существующий период – от рождения Христа до Страшного суда. А. разработал линейную концепцию истории. Он пишет, что греховность человека – причина всего зла. Т. о., земное существование – это подготовка к лучшей жизни на небесах. Драма земного существования и борьбы – это лишь прелюдия.
Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей — Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога. «Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди, входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасён после Страшного суда. По Августину, каждому человеку заранее определено, к какому Граду он принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда. Учение Августина о предопределении положило начало важному направлению христианского богословия (в частности, предопределение играет важнейшую роль в кальвинизме).
В трактате «О Граде Божием» А. излагает идеологическое оправдание церкви и ее влияния на государство. Его задача – доказать, что Рим пал не в следствие религиозного заблуждения (логическая посылка, которая по Августину явл. важнейшим ошибкой при объяснии исторических процессов). Наоборот, А. считал, что христианство стало единственной силой, которая смогла бы объединить Рим.
По А. за падение Рима несет ответсвенность не христианство, а прежде всего язычество. Но такого оправдания было недостаточно. Тогда А. переносит ответственность на неверующих. Осн. тезисы: 1). Все в мире происходит в соответствии с волей Господней. 2). Люди тоже ответственны за свои поступки. 3). Идея предопределения.
На диалектику «града Божьего» и «града земного» повлиял опыт философа перехода от порочной к праведной жизни.
По мнению А., церковь – смертна, а г. Б. – бессмертен. Основной интерес церкви заключается в движении к благой жизни.
За все недостатки града земного несет ответственность гос-во. Основная ф-ция гос-ва – стремление к миру, которое у Августина приравнивается со стремлением к Богу.
В любом случае, г.Б. превосходит г.з. – поэтому церковная власть превосходит над властью светской. Высшая справедливость для А. – это христианский образ жизни. И церковь – это единственный толкователь происходящего на земле.
По истине, власть принадлежит церкви. Церковь оставляет законотворчество и обеспечение жизни гос-ву, но она должна контролировать гос-во и правителя.
Если же чел. привержен лишь г.Б., ему необходимо отрешение от всех земных благ.
Почему гос-во легитимно? Гос-во – защитник собственности. Собственность явл. правовым отношением. Владение – лишь одно из отношений собственности. Гос-во выполняет ф-цию защитника собственности. Даже преступники, добившиеся собственности, хотят вершить благо. В то же время он считал, что светская государственная власть дана людям свыше, чтобы в мире был хоть какой-то порядок, поэтому в соответствии с принципом «Богу — богово, кесарю — кесарево» люди должны подчиняться законному правителю.
Коммунистические идеи.
Другой важной темой книги является борьба против ересей. Защита порядка делает А. защитником мира, достижения единства взглядов между духовной и светской властью. Разрушение мира отвращает людей от справедливости, христианства. Государство в праве организовывать вооруженные экспедиции во имя благой цели (обращение еретиков в ист. христианство). А. оправдывает войны за мир и справедливость. Но он не симпатизирует империалистическим войнам. Несправедливое гос-во не заслуживает самого имени гос-во. Именно такое гос-во ведет захватническую войну. Его возмездие – гос-во справедливое, кот.установит справедливость. Высшая цель справедл. гос-ва – мир и социальная гармония на земле. Поэтому и война тоже может быть высшей целью для достижения мира.