Стратегии конфликтного поведения
Большинство конфликтологов признают типологию поведенческих стратегий («конфликтных привычек»), предложенную Томасом (Thomas K.W.) и Килменном (Kilmann R.H.). Они выделяют 5 основных способов поведения людей в конфликте, которые зависят от того, насколько оппоненты хотят удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно и индивидуально):
УХОД (уклонение) - это сознательный отказ человека участвовать в дальнейшем развитии конфликта. Данный способ сводится к уклонению от разрешения конфликта вместо того, чтобы отстаивать свои интересы.
Уход может быть уместен, если конфликт не затрагивает прямых интересов придерживающегося этой тактики человека. Но он может толкнуть противника на преждевременную сдачу позиций, завышение требований или ответный уход вместо участия в совместном решении проблемы. Следствием ухода может также стать непомерное разрастание проблемы конфликта.
ПОДАВЛЕНИЕ (приспособление, уступчивость) - это стремление поддерживать добрые отношения со своим оппонентом любой ценой. Эта тактика разумна при незначительных разногласиях и в тех случаях, когда дружеские отношения с противоположной стороной важнее, чем предмет конфликта.
СОПЕРНИЧЕСТВО (настойчивость, принуждение, выигрыш - проигрыш) - это тактика поведения, цель которой - достижение победы одной конфликтующей стороны над другой. Субъект конфликта, использующий давление, стремится удовлетворить собственные интересы часто в ущерб интересам других, вынуждая противоположную сторону принять его решении проблемы. Данная модель поведения может быть результативной, если использующий ее участник конфликта уверен в том, что он сильнее, и ему не важны отношения с другой стороной.
Кроме того, эта стратегия необходима в тех ситуациях, когда «определенное лицо, облаченное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия. Она, несомненно, оправдана, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Однако стратегия «выиграть / проиграть» редко приносит долгосрочные результаты - проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже саботировать его».[61]
КОМПРОМИСС - это технология «уступок сближения», или торг. Компромисс – это обмен уступками (размен уступок). В результате компромисса стороны частично удовлетворяют свои интересы, и частично – интересы оппонента. Метод ПРИСН (последовательных и реципрокных инициатив в снижении напряжения), предложенный Ч. Остудом, по сути, представляет собой технику компромисса и включает в себя следующие правила:
- делать искренние, публичные заявления о том, что одна из сторон хочет остановить эскалацию конфликта;
- объяснить, что примирительные шаги обязательно будут осуществлены; сообщить, что, как и когда будет сделано;
- выполнять обещанное;
- побуждать оппонента к обмену уступками, но не требовать их в качестве условий выполнения собственных обещаний;
- уступки должны осуществляться в течение достаточно длительного времени и даже в том случае, если другая сторона не отвечает взаимностью. Они не должны приводить к увеличению уязвимости стороны, их осуществляющей.
Недостатки компромисса: решение, принятое в результате компромисса, как правило, бывает половинчатым и урезанным, не отвечающим в полной мере интересам конфликтующих сторон; в процессе обсуждения своих позиций стороны могут использовать различные уловки, например, слишком раздуть свою позицию или сдать ее значительно раньше своего соперника. Поэтому участникам конфликта нетрудно найти возможность отказаться от компромиссного решения, что ставит под вопрос окончательный характер компромиссного завершения конфликта.
СОТРУДНИЧЕСТВО (интеграция, выигрыш - выигрыш) - технология поиска нового решения, наиболее приемлемого для обеих сторон и улучшающего их взаимоотношения. Сотрудничество – это совместный поиск взаимоприемлемого решения проблемы конфликта. При этом каждая сторона действует в конфликтной ситуации совместно с другой, учитывая ее интересы и акцентируя внимание на достижении взаимовыгодного результата, проявляя при этом уважение к личности партнера.
Именно сотрудничество является наиболее приемлемым способом регулирования конфликтов. Оно подразумевает наличие двусторонней связи, выявление и учет общих интересов конфликтующих сторон, достижение взаимопонимания, принятие эффективных решений, что является основными принципами функционирования паблик рилейшнз, призванного налаживать отношения между организацией и общественностью.