Социальная философия. Общество как предмет философского анализа.
Социальная философия изучает человека и мир, который он создает и в котором живет. В него входят и язык и наука, право и этика, нравы и манеры, средства и способы человеческой деятельности и организации (начиная с простейших орудий труда и кончая совершенными информационными технологиями). Предметом изучения в социальной философии является не поддающиеся наглядному описанию (не фиксируемые эмпирически) элементы, которые мы обозначим как формы и социальные связи.
Социальная философия – размышления об обществе как системое вне- и над- индивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей деятельностью вместе с другими людьми.
Человеческое общество - это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот.люди, формы их совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность разл. институтов, утонченная сфера духа.
Законы развития о-ва - это повторяющиеся связи явлений общ.жизни, характеризующие основную направленность соц. развития от низшего к высшему. Развитие: с увеличением матер.и дух. благ возрастают и потребности ч-ка. Специфика общественных законов:
1) возникли вместе с возникновением о-ва
2) законы развития о-ва делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей;
3) носят более сложный характер, чем законы природы;
4) так же, как и в природе, в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним.
Общество характеризуется:
1) общностью территории проживания
2) целостностью и устойчивостью
3) самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемость
4) выработка системы норм и ценностей, лежащих в основе соц. связей, определенным уровнем развития культуры.
Уже Аристотель указывал, что человека побуждает к действию интерес. В Новое время Гоббс и Локк развивали концепцию общественного договора и договорную концепцию государства.
Социальная философия возникла в 20-40 гг прошлого века. Огюст Конт ввел понятие социология, рассматривал общество как целостный организм и система. Оно определяет развитие и деятельность составляющих его субъектов разного уровня. Социальная статика для объяснения структуры общества и социальная динамика для объяснения процессов функционирования общества. Его философия позитивна, так как опирается только на научные наблюдения. Сформулировал великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества. Общество и история прошли через три стадии.
Первая - теологическая, в которой доминирует мифологическое сознание, на основе которого формир. мораль, реш. обыденные проблемы и тд.
Вторая - метафизическая, когда больше оперируется не воображением, а понятиями, метод познания ориентируется на познание реальных явлений.
Третья, позитивная стадия есть доминирование научных наблюдений.
МАРКСИЗМ. Общество есть совокупность обществ.связей и отношений всех соц. субъектов, которая определяет содержание и направленность деятельности людей.
Проблема общ.бытия и общ. сознания. Определяющим является первое, а его основной частью явлю производство материальных благ, общ.сознание, хоть и связано с бытием, тем не менее относительно самостоятельно, имеет свою логику развития, обладает преемственностью и имеет колоссальное влияние. Делается шаг от стихийного к сознательному регулированию и направленности жизни общ.
ТЕОРИЯ КРУГОВОРОТА ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (ШПЕНГЛЕР, ТОЙНБИ) Развитие народа есть развитие его культуры, типы их могут быть разнородны и даже противоположны. Нет ничего общечеловеческого, в том числе и исторического процесса. Каждая культура есть неповторимое, уникальное и замкнутое образование. Цивилизация есть смерть культуры.
Тойнби - нельзя сравнивать экономические и другие системы в современных странах. Единство истории – ложная посылка о линейности развития. Развитие осуществлялось благодаря порывам гениев. Распад общества - вертикальный (на мелкие общества и гос–ва) и горизонтальный (классы и соц. группы). В этом случае поток соц. жизни становится неконтролируемым, спасение в гении и законе Бога, который он реализует.