Истина» в философии и науке. Основные концепции истины. Истина и заблуждение.

Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. В структуре знания можно выделить два слоя:

Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, способа переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка.

Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу.

Объективная истина - содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества.

Исторические подходы отделения в наших знаниях того, что не зависит от человека и человечества, от того, что зависит:

1. логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Истинным может быть лишь знание о вечных и неизменных идеях (Платон). При таком подходе мы отказываем в истинности всем знаниям о материальных изменчивых процессах, знаниям о природе и обществе, так как эти знания не могут быть получены или проверены путем одних лишь логических рассуждений.

2. чувственное созерцание и наблюдение. Однако чувственное восприятие не может дать нам абстрактных знаний, и тем более не может служить средством их проверки, критерием их соответствия действительности.

Объективная истина выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которого объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности.

Фундаментальные положения теории истины:

1. объективный мир, отражаемый в знании, постоянно развивается и изменяется;

2. практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются;

3. знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина.

Развитие человеческого познания есть постоянная смена одних относительных истин другими, более точно и полно выражающими объективную истину. Процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины.

Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. Таким образом, относительная и абсолютная истины - это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине.Каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная истина - это предел бесконечной последовательности истин относительных.

Основные концепции истины:

1)классическая концепция(теория корреспонденции) -аспект соответствия; -аспект критерия; -исторический аспект

2) априорская концепция

3) когерентная теория

4)прагматическая концепция

5) конвенционалистская концепция

6) экзистенционалистская концепция

В античности центральной была проблема отношения мнения и знания, истины и заблуждения. Знания понимались в единстве с его предметом. Для европейской философии 17-18вв. гл. стала проблема связи «Я» и внешнего мира, внешнего и внутреннего опыта. Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания. Это привело к появлению рационализма и эмпиризма. Р. применял методы науки, проводил аналогию с геометрическими аксиомами. Э. признавал чувственный опыт единственным источником знаний, утверждал, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.

В немецкой классическойфилософии проблемы теории познания связывались с исследованием исторического развития форм практической и познавательной деятельности. Кант строит такую теорию, которая была бы независимой от всяких допущений о реальности. Он определял зависимость реальности от самого познания.

В западной философии 20в. существовало две особенности:

1) идеалистический эмпиризм сочетается с онтологизмом (с опр. допущением о реальности и ее свойствах) понятие элементарных данных, чувственности истолковывается как относящееся к некоторым объективно существующим чувственным сущностям. Теория познания сочетает в себе черты субъективного и объективного идеализма.

2) появление направлений (логический позитивизм, неопозитивизм) которые отрицают осмысленность теории познания.

Теория познания марксистско-ленинской философии рассматривала познаваемый материальный мир, объективную реальность, как существующий вне и независимо от сознания.

Диалектический материализм исходит из того, что мир познаваем и отвергает утверждение о его непознаваемости. Особенность диалектико-материальной теории познания: ее развитие осуществлялось на основе материалистически истолкованного тезиса о единстве диалектики, логики и теории познания.

Агностицизм - философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Человеческие чувства ограничены по своим возможностям, поэтому нельзя «полностью» познать постоянно изменяю.

Сущетвуют разные определенияистины:

истина - соответствие знаний действительности;

истина - опытная подтверждаемость;

истина - свойство самосогласованности знаний.

Существуют разные формы истины:

Абсолютная истина - такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. В применение к достаточно развитому научно теоретическому познанию абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о предмете.

Относительная истина - неполное знание о том же самом предмете.

Концептуальная истина - соответствие убеждений индивида тому или иному комплексу религиозных или естественнонаучных догматов.

Научная истина - адекватность представления о положениях, как следствиях научных теорий.

Объективная истина - такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от воли и желания субъекта. Она определяется содержанием отражаемого объекта.

Относительная истина - не содержит полного представления об изучаемом предмете и содержат такие элементы, которые могут быть изменены в процессе познания (в будущем)

Операционная истина - правильность представления субъекта о методах и средствах познания.

Предметная истина - поток информации, идущей от материальных систем микро-, макро- и мегамиров.

Экзистенциальная истина - соответствующие действительности знания духовно-жизненных ценностей людей, таких идеалов как идеалы добра, красоты, справедливости и т.п.

Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

Заблуждения не следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Источником лжи м. б. и логически неправильное мышление.

Наши рекомендации