Гносеология как философское учение о человеческом познании. Научное и вненаучное знание.

Теория познания иначе называется гносеологией. Гносеология — это знание о знании. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого познания, его основных закономерностей, определение целей и возможностей человеческого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельности, анализирует структуру человеческого знания, основные свойства знания (Что есть истина важнейший вопрос гносеологии), роль биологических и социальных факторов познания, исследует закономерности развития человеческого знания и т.д.

Основные теоретико-познавательные установки:

1)гносеологический оптимизм - мир познаваем и человек располагает средствами, позволяющими получить о нем верное представление

2) скептицизм (рассматривающий, познающий) - отрицание возможности достижения истинного(доказательного и всеобщего) знания

3) агностицизм – (непознаваемый) – отрицание возможности познания сущности вещей.

Уровни и формы познания:

1)чувственное познание:ощущение (Данность и непосредственность; Несомненность и неоспоримость; Атомарность), восприятие (Целостность и структурность; Категоризация и осмысление), представление (Связь с мышлением; Следствие «когнитивной карте»), воображениие.

2)рациональное познание:понятие, суждение, умозаключение.

3)интуиция(чувственная, рациональная и мистическая)

Субъект и объект познания. В докантовсой философии под субъектом познания понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом же, то на что направлена познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения объекта и субъекта. Кантовский субъект – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Кантовскийобъект – это продукт деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. Познание есть результат сложного и никогда не заканчивающегося процесса, в который включены субъект и объект. Вклад субъекта может быть перспективным, селективным и конструктивным.

Познание как отражение действительности. Отражение: Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводят особенности отражаемого объекта. Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но тех, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем, является отличительной чертой научного познания. Эта черта позволяет разграничить научное и обыденное стихийно-эмпирическое познание и вывести ряд конкретных определений, характеризующих природу научного исследования. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ее объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования. Системность и обоснованность научного знания - еще один существенный признак, отличающий его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей. Еще одно существенное отличие - это различие в методах познавательной деятельности.

Различия эмпирического и теоретического уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие:

1) характер предмета исследования;

2) тип применяемых средств исследования;

3) особенности метода.

Специфические признаки научного познания

1.Наука имеет дело с идеализированными объектами

2.Наука оперирует определенными средствами воздействия на материальный мир

3.Наука всегда опирается на определенные методы

4.Важнейшие методы науки - гипотезы и теории

5.Наука ориентируется на будущее

6.Наука знание предметно и объективно

Критерии научности

1. Воспроизводимость,2. Проверяемость, 3. Проблемность, 4. Мобильность, 5. Критичность, 6. Практичность, 7. Имперсональность, 8. Системность

Научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость. Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, имеет собственные источники и средства познания. Многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии.

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

1. ненаучное,понимаемое как несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

2. донаучное, выступающее предпосылочной базой научного;

3. паранаучное -несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности

4 лженаучное -сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, Лженаука - это ошибочное знание

5 квазинаучное -знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика, власть

6. антинаучное -утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

7 псевдонаучное -представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств.

Другая особенность вненаучного знания - бесписьменный характер. Особую форму вненаучного и внерационального знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее являлась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода.


Наши рекомендации