Тема 5. Немецкая классическая философия

1. Философия И.Канта. Характеристика эпохи и задачи философии. «Критика чистого разума»: общая характеристика. Учение об априорных формах познания. «Вещь в себе». Этика Канта и ее значение.

2. Философская система В.Г.Гегеля. Диалектика. Сущность диалек­тики и ее роль в истории философии. Развитие - центральное понятие диалектики. Мир как развивающееся целое. Начало, результат и процесс развития. Понятие мирового разум». Противоречие как двигатель разви­тия. Категории диалектики.

Природа и дух - ступеЯ! развития мира. Диалектический метод в сис­теме Гегеля.

Тема 6. Постклассическая философия

1. Диалектический и исторический материализм Маркса. Система понятий диалектического и исторического материализма. Значение мар­ксизма для культуры XX века. Марксизм и коммунизм.

2. Учение Ф.Ницше. Эстетический характер философии Ницше. Ирра­ционализм. Ницшеанство и фашизм.

3. Некоторые проблемы русской философии. «Русская идея» и ее раз­витие во времени. Чаадаев «Первое философическое письмо». Славянофи­лы и западники. Философская система В.Соловьева «Оправдание добра»: общая характеристика. Русская идея в философии В. Соловьева. Проблема судьбы (В.Соловьев «Судьба Пушкина»).

Тема7. Философия в современном мире.

Соловьев В. «Исторические дела философии».

ЛИТЕРАТУРА

Тексты, которые студент обязан проработать, перечислены в планах семинарских занятий.

К теме 1.

Рассел Б. История западной философии. М., 2004.

Роберт П. Вольф. О философии. - М. 1996

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. - С-Пб., 1993. - С.67-142.

К теме 2.

Спиркин А. Г. Философия. М., 2007.

Мамардашвили М. Лекции по античной философии. - М., 1997.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. /Кн.1. Античность, 1994. - С. 125-128.

Радугин А.А. Философия: курс лекций. -М., 1995. - С. 18-24, 55-58.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.

К теме 3.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В четырех книгах. М., 1994 -97. Средневековье. - С. 8-25.

К теме 4.

Соколов В. В. Европейская философия XV - XVII в. - М., 1984.

Соловьев Э.В. Прошлое толкует нас. -М., 1991.-С. 127-184.

К теме 5.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. - М., 1989.

К теме 6.

Зеньковский В.В. История русской философии. - М., 1991.

Лосский Н. О. История русской философии. - М., 1991.

Современная буржуазная философия - М., 1978.

Справочнаяая литература (ко всем темам).

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М.,1994.

История философии в кратком изложении. - М., 1991

Философский энциклопедический словарь. — М., 2008.

Планы семинарских занятий

В планах к каждому занятию жирным шрифтом выделяются вопросы, которые будут вынесены на экзамен. Звездочкой выделяются вопросы, ко­торые требуют для своего ответа дополнительных размышлений.

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ И КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ

Семинарское занятие 1.

Организационное.

Работа с философским текстом. Конспектирование. Специфика про­чтения философского текста.

Семинарское занятие 2.

Этапы формирования психики человека.

Текст для самостоятельного изучения: Ильенков Э.В. «Откуда бе­рется_ум».

Вопросы и задания к тексту:

1. В чем состоит существенное отличие философии и психологии от наук биологического цикла?

2. Чем интересен для ученого опыт социолизации слепоглухих детей?

3. Выделите этапы формирования психики человека и охаракте­ризуйте каждый из них.

4. Дайте сравнительный анализ психики животного и психики чело­века.

5. Значение труда в процессе социолизации человека.

6.* Почему Ильенков говорит о возникновении психики, а не ее про­буждении?

7. Разъясните смысл понятия «совместно-разделительная деятель­ность».

Семинарское занятие 3.

Стадии развития ума и цель изучения философии.

Текст для самостоятельного изучения: Ильенков Э.В. «Учиться мыс­лить»

Вопросы и задания к тексту:

1. Почему в своем развитии человек должен «воспроизводить процесс духовного развития человечества»?

2. Почему люди часто «застревают на стадиях, которые давно прой­дены человечеством»?

3. Кто такие педанты-догматики?

4. Как соотносятся понятия «проблема» и «вопрос»?

5. Назовите и охарактеризуйте стадии развития ума.

6. Покажите связь между догматизмом и скептицизмом.

7. Докажите, что статья Ильенкова является образцом диалектиче­ского мышления.

8. Объясните необходимость изучения классических философских текстов для того, чтобы научиться мыслить.

ТЕМА 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Семинарское занятие 4.

Философ и смысл его деятельности.

Текст для самостоятельного изучения: Платон «Апология Сократа» Дополнительная литература: Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. «Платон. Аристотель». - М, 1995. Кесседи Ф.Х. Сократ М., 1988. Вопросы и задания к тексту:

1. Перечислите обвинения, которые были выдвинуты против Сократа.

2. Воспроизведите аргументы Сократа в свою защиту.

3. Как Сократ относился к натурфилософам и софистам.

4. Что Сократ понимал под невежеством?

5. Чему учил Сократ и в чем видел свое призвание? В чем состоит мудрость Сократа?

6. Почему Сократа приговорили к смерти?

7. Почему Сократ стал символом философа?

8. Опишите ситуацию суда над Сократом в терминах «догматизм», «скептицизм», «диалектическое мышление».

9. * Объясните название текста.

10. Объясните последние слова Сократа на суде.

Помимо текста студенты должны знать биографию Сократа и пони­мать сущность его метода решения философских вопросов.

Семинарское занятие 5.

Учение Платона о душе (1-е занятие).

Текст для самостоятельного изучения: Платон «Федон». Вопросы и задания к тексту:

1. Восстановите события (время, место действия, действующие лица, сюжет), о которых идет речь в диалоге «Федон». Как они связаны с сюже­том «Апологии Сократа»?

2. Сформулируйте основную тему диалога. Как Платон решает про­блему соотношения души и тела?

3. Почему Сократ отвергает самоубийство? Понял ли Сократа Клеом-брот?

4. Воспроизведите возражения Кебета Сократу по вопросу о желанно-сти смерти для философа.

5. В каком смысле философ желает умереть и заслуживает такую участь?

6. Воспроизведите первое доказательство бессмертия души.

- Что такое противоположности и почему они предполагают друг друга?

- Какой тезис доказывает Платон исходя из наличия противополож­ностей?

- Как Платон делает вывод о бессмертии души?

7. Воспроизведите второе доказательство бессмертия души.

- Объясните тезис Платона: «Знание есть припоминание».

- На каком примере Платон рассматривает врожденное знание?

- * Приведите свой пример врожденного знания.

8. Объясните опыт соыиолизации слепоглухих детей с точки зрения Платона.

9. Воспроизведите третье доказательство бессмертия души.

10. Объясните фразу: «Всем предназначено место, соответствующее их главной в мире заботе».

11. Воспроизведите четвертое доказательство бессмертия души.

12. Не противоречит ли четвертое доказательство первому?

13. Этические выводы из учения Платона о душе. Докажите, что Пла­тон создает систему ценностей, которая противоречит ценностям языче­ского мира.

Семинарское занятие 9.

Учение Платона о любви (1-е занятие).

Текст для самостоятельного изучения: Платон «Пир». Вопросы и задания к тексту:

1. Восстановите события, о которых идет речь в диалоге «Пир».

2. Охарактеризуйте мифические персонажи, о которых идет речь в диалоге: Хаос, Эрот, Афродита, Уран, Диона, Урания, Полигамния, Мне-мосина, Арес, Музы, Апполон, Порос, Метила, Пения.

3. РечьФедра:

- Федр о древнейшем происхождении Эрота.

- Первоисточником каких благ является Эрот для людей?

- Почему лучше любить, чем быть любимый?

4. Речь Павсания:

- Как речь Павсания связана с речью Федра?

- Назовите критерий прекрасной любви.

5. Речь Эрикеимаха:

- Как Эрот причастен к врачебному искусству, музыке?

- Что такое гармония? Где мы уже встречались с подобными взглядами?

- Как речь Эрикеимаха связана с предыдущей речью?

6. Речь Аристофана:

- Дайте анализ мифа об андрогине, используя учение о символе Лосе-

ва.

7. Речь Агафона. Понял ли Агафон что такое Эрот?

Семинарское занятие 6.

Структура бытия и познания по Платону.

Текст для самостоятельного изучения: Платон «Государство».// Кни­га V. - C.473d-480. Книга VI. - С 484-497, 505-511. Книга УЛ. - С.514-518, 534-535. (Нумерация на правых полях книги).

Дополнительная литература:

Введенский А.И. Лекции по древней философии. - С. 227-241.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность-С.102-108,111-115.

Вопросы и задания к тексту:

1. Знание и мнение.

2. Кто такие философы? Свойства философской души? Философы и софисты?

3. Место философов в обществе: а) по понятию, б) по действительно­сти.

4. Учение Платона о бытии и его познании:

- Видимый мир и способы его познания.

- Мир умопостигаемый и способы его познания.

- Идея блага как причина бытия и познания.

5. Миф о пещере и его философская интерпретация.

6. Что Платон называет диалектикой?

ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Семинарское занятие 14.

Философия Бэкона (1-е занятие).

Текст для самостоятельного изучения: Бэкон Ф; Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы в книге Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. Т.2.

Дополнительная литература: История философии в кратком изложе­нии.

Вопросы и задания к тексту:

1. Какова по Бэкону конечная цель человеческого познания?

2. В чем видит Бэкон основные недостатки предшествующего способа познания?

3. Оценка Бэконом древнегреческой философии.

4. Объясните понятия «предвосхищение природы» и «истолкование природы». В чем их различие?

Семинарское занятие 7.

Философия Бэкона

1. Что Бэкон называет «идолами разума». Раскройте сущность каждого из видов «идолов разума». Приведите примеры: по Бэкону и подобранные самостоятельно.

2. Какую цель преследует Бэкон, анализируя «идолы разума»?

3. Понятие научного опыта. Виды опыта и требования, предъявляе­мые к научному опыту.

4. Понятие научной индукции.

Семинарское занятие 16. Философия Декарта (1-е занятие).

Текст для самостоятельного изучения: Декарт Р. «Первоначала фи­лософии». Соч. Т. 1. - С 301-313.

Дополнительная литература: Соколов В.В. Философия духа и мате­рии Рене Декарта. В книге Декарт Р. Соч. в 2- х томах. Т. 1. - С.3-21.

Вопросы и задания к тексту:

1. Биография Декарта.

2. Как Декарт понимает философию? В чем он видит «полезность» философии?

3. Понятие «первоначало философии» у Декарта. На каких первона­чалах основывает Декарт свою философию?

4. Структура философии по Декарту.

5. Какие рекомендации дает Декарт к чтению философских текстов?

Семинарское занятие 8.

Философия Декарта (2-е занятие).

Тексты для самостоятельного изучения: Декарт Р. «Правила для ру­ководства ума» (правило I-IV) и «Рассуждения о методе» (начиная с пред­последнего абзаца»). Соч.. Т.1. - С.78-91,259-262. Декарт Р.. «Первоначала фи­лософии». Соч.. Т. 1.

Дополнительная литература: Соколов В.В. Философия духа и мате­рии Рене Декарта. В книге Декарт Р.. Соч. в 2- х томах. Т. 1. - С.3-21.

Вопросы и задания к тексту:

1. Как Декарт обосновывает единство наук? Какое правило познания он при этом формулирует?

2. Как Декарт оценивает опытное знание? Дедукцию? В чем он видит причину заблуждений?

3. Что Декарт называет интуицией? Чем интуиция отличается от де­дукции? Как соотносятся интуиция и дедукция в процессе познания?

4. Что Декарт понимает под методом? Почему в познании необхо­дим метод? Как Декарт определяет предмет математики и отношение ма­тематики с другими науками?

5. Основные правила метода Декарта.

Дополнительная литература: Соколов В.В. Философия духа и мате­рии Рене Декарта. В книге Декарт Р.. Соч. в 2- х томах. Т. 1.

Вопросы и задания к тексту:

1. Принцип сомнения у Декарта.

2. Как Декарт понимает мышление?

3. Что такое «ясное и отчетливое восприятие»?

4. Почему возможны заблуждения?

5. Бог в философии Декарта:

- Каким образом человек приходит к идее существования Бога?

- Доказательства бытия Бога.

- Как связаны знания человека и Бог.

6. Как Декарт определяет понятие субстанции?

7. Какие субстанции характеризуют сотворенный мир? Как они соот­носятся с высшей субстанцией

Семинарское занятие 8.

Социальное учение Т.Гоббса.

Текст для самостоятельного изучения:

Гоббс Т. Левиафан. Гл. XIII, XIV, XVII, XVIII, XXI// Гоббс Т.. Соч. в 2-х томах. Т.2. - М., 1991.

Дополнительная литература:

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. III. - СПб., 1994.

Нарский И.С. Западноевропейская философия'XYIII в. - М., 1974.

Соколов В.В. Бытие, познание, человек и общество в философа ской доктрине Томаса Гоббса // Гоббс Т. Соч. в 2-х томах. Т. 1. (Всту­пительная статья). - М., 1989.

Вопросы и задания к тексту:

1. Понятие естественного состояния человека у Гоббса.

2. Понятие естественного закона и естественного права. Основной ес­тественный закон.

3. Понятие договора у Гоббса. Ограниченность договорных отноше­ний в условиях естественного состояния,

4. Гоббс о необходимости государства.

5. Сущность общественного договора. Понятие суверена и его прав.

6. Понятие свободы у Гоббса. Свобода в государстве.

ТЕМА 6. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Семинарское занятие 10.

Русская идея.

Текст для самостоятельного изучения: Чаадаев П.Я. «Философиче­ское письмо».

Дополнительная литература: Чаадаев П.Я. «Апология сумасшедше-

го».

Вопросы и задания к тексту:

1. Объясните смысл эпиграфа к «Философическому письму».

2. Чаадаев о роли религии в жизни отдельного человека и общества.

3. Отношение Чаадаева к теории «официальной народности».

4. Россия и Запад: сравнительная характеристика.

5. Отношение Чаадаева к реформам Петра I.

6. Основные особенности русской культуры и истории.

7. Задачи и будущее России в свете взглядов Чаадаева.

Экзамен

Всего в билете три вопроса. Первый вопрос - по лекционному курсу. Второй вопрос по семинарам. Третий вопрос по обязательному тексту.

Примерные вопросы экзамена

Теоретические вопросы

1. Предмет философии.

2. Проблема первоначала бытия в философии: постановка, решение в различных типах философии.

3. философия Китая. Школы в китайской философии.

4. Индийская философия. Школы индийской философии.

5. Школы философии в Древней Греции.

6. Учение о первовеществе в философии милетской школы.

7. Учение о всеобщей изменчивости в философии Гераклита.

8. Атомистическое учение Демокрита.

9. Учение о бытии в философии Элейской школы. Апории Зенона.

10. Метафизическая философия: идейные предпосылки, основные предпосылки, основные принципы, модель мира, представители.

11. Личность Сократа. Место Сократа в истории философии.

12. Учение Платона о Бытии.

13. Космология, теория познания и этика Платона.

14. Философия Аристотеля (онтология, учение о душе и этика).

15. Христианская апологетика: основная проблематика и идейные истоки.

16. Основные принципы религиозно – философского мышления и мировоззрения.

17. Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика.

18. Религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. Проблема взаимоотношения разума и веры.

19. Концепция субъекта в философской системе И. Канта.

20. Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики.

Вопросы по текстам

1. Этапы формирования психики человека. (Ильенков Э. В. « Откуда берется ум».)

2. Сократ о Боге и сущности человека. Этика Сократа. (Платон. Апология Сократа.)

3. Сократ о сущности познания. (Платон. Апология Сократа.)

4. Платон о соотношении души и тела. ( Платон. Федон.)

5. Первое( «взаимопереход противоположностей») и второе( «знание как припоминание) доказательства бессмертия души. (Платон. Федон.)

6. Третье( «самотождество идеи души») и четвертое («душа как эйдос жизни») доказательства бессмертия души. ( Платон. Федон.)

7 .Критика Ф. Бэконом старой методологии. Учение Ф. Бэкона об идолах разума. ( Ф. Бэкон. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы.)

8. Методология Ф. Бэкона: учение об опыте, учение об индукции. ( Ф. Бэкон. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы.)

9. Декарт о цели и предмете научного познания. ( Декарт. Правила для руководства ума.)

10. Декарт об интуиции и дедукции в процессе познания. (Декарт. Правила для руководства ума.)

11. Понятие о методе у Декарта. Основные правила метода. (Декарт. Правила для руководства ума. Рассуждение о методе.)

12. Космология, теория познания и этика Платона.

13. Любовь и ее распад в современном западном обществе. (Э. Фромм . Искусство любить.)

14.Учение Гоббса о естественном состоянии человека: «война всех против всех», естественное право и естественные законы, договор. (Гоббс. Левиафан.)

15. Учение Гоббса об общественном состоянии человека: необходимость государства, способ его образования, понятие суверена. ( Гоббс. Левиафан.)

Наши рекомендации