Тема 5. Немецкая классическая философия
1. Философия И.Канта. Характеристика эпохи и задачи философии. «Критика чистого разума»: общая характеристика. Учение об априорных формах познания. «Вещь в себе». Этика Канта и ее значение.
2. Философская система В.Г.Гегеля. Диалектика. Сущность диалектики и ее роль в истории философии. Развитие - центральное понятие диалектики. Мир как развивающееся целое. Начало, результат и процесс развития. Понятие мирового разум». Противоречие как двигатель развития. Категории диалектики.
Природа и дух - ступеЯ! развития мира. Диалектический метод в системе Гегеля.
Тема 6. Постклассическая философия
1. Диалектический и исторический материализм Маркса. Система понятий диалектического и исторического материализма. Значение марксизма для культуры XX века. Марксизм и коммунизм.
2. Учение Ф.Ницше. Эстетический характер философии Ницше. Иррационализм. Ницшеанство и фашизм.
3. Некоторые проблемы русской философии. «Русская идея» и ее развитие во времени. Чаадаев «Первое философическое письмо». Славянофилы и западники. Философская система В.Соловьева «Оправдание добра»: общая характеристика. Русская идея в философии В. Соловьева. Проблема судьбы (В.Соловьев «Судьба Пушкина»).
Тема7. Философия в современном мире.
Соловьев В. «Исторические дела философии».
ЛИТЕРАТУРА
Тексты, которые студент обязан проработать, перечислены в планах семинарских занятий.
К теме 1.
Рассел Б. История западной философии. М., 2004.
Роберт П. Вольф. О философии. - М. 1996
Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. - С-Пб., 1993. - С.67-142.
К теме 2.
Спиркин А. Г. Философия. М., 2007.
Мамардашвили М. Лекции по античной философии. - М., 1997.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. /Кн.1. Античность, 1994. - С. 125-128.
Радугин А.А. Философия: курс лекций. -М., 1995. - С. 18-24, 55-58.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.
К теме 3.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В четырех книгах. М., 1994 -97. Средневековье. - С. 8-25.
К теме 4.
Соколов В. В. Европейская философия XV - XVII в. - М., 1984.
Соловьев Э.В. Прошлое толкует нас. -М., 1991.-С. 127-184.
К теме 5.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. - М., 1989.
К теме 6.
Зеньковский В.В. История русской философии. - М., 1991.
Лосский Н. О. История русской философии. - М., 1991.
Современная буржуазная философия - М., 1978.
Справочнаяая литература (ко всем темам).
Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М.,1994.
История философии в кратком изложении. - М., 1991
Философский энциклопедический словарь. — М., 2008.
Планы семинарских занятий
В планах к каждому занятию жирным шрифтом выделяются вопросы, которые будут вынесены на экзамен. Звездочкой выделяются вопросы, которые требуют для своего ответа дополнительных размышлений.
ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ И КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ
Семинарское занятие 1.
Организационное.
Работа с философским текстом. Конспектирование. Специфика прочтения философского текста.
Семинарское занятие 2.
Этапы формирования психики человека.
Текст для самостоятельного изучения: Ильенков Э.В. «Откуда берется_ум».
Вопросы и задания к тексту:
1. В чем состоит существенное отличие философии и психологии от наук биологического цикла?
2. Чем интересен для ученого опыт социолизации слепоглухих детей?
3. Выделите этапы формирования психики человека и охарактеризуйте каждый из них.
4. Дайте сравнительный анализ психики животного и психики человека.
5. Значение труда в процессе социолизации человека.
6.* Почему Ильенков говорит о возникновении психики, а не ее пробуждении?
7. Разъясните смысл понятия «совместно-разделительная деятельность».
Семинарское занятие 3.
Стадии развития ума и цель изучения философии.
Текст для самостоятельного изучения: Ильенков Э.В. «Учиться мыслить»
Вопросы и задания к тексту:
1. Почему в своем развитии человек должен «воспроизводить процесс духовного развития человечества»?
2. Почему люди часто «застревают на стадиях, которые давно пройдены человечеством»?
3. Кто такие педанты-догматики?
4. Как соотносятся понятия «проблема» и «вопрос»?
5. Назовите и охарактеризуйте стадии развития ума.
6. Покажите связь между догматизмом и скептицизмом.
7. Докажите, что статья Ильенкова является образцом диалектического мышления.
8. Объясните необходимость изучения классических философских текстов для того, чтобы научиться мыслить.
ТЕМА 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Семинарское занятие 4.
Философ и смысл его деятельности.
Текст для самостоятельного изучения: Платон «Апология Сократа» Дополнительная литература: Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. «Платон. Аристотель». - М, 1995. Кесседи Ф.Х. Сократ М., 1988. Вопросы и задания к тексту:
1. Перечислите обвинения, которые были выдвинуты против Сократа.
2. Воспроизведите аргументы Сократа в свою защиту.
3. Как Сократ относился к натурфилософам и софистам.
4. Что Сократ понимал под невежеством?
5. Чему учил Сократ и в чем видел свое призвание? В чем состоит мудрость Сократа?
6. Почему Сократа приговорили к смерти?
7. Почему Сократ стал символом философа?
8. Опишите ситуацию суда над Сократом в терминах «догматизм», «скептицизм», «диалектическое мышление».
9. * Объясните название текста.
10. Объясните последние слова Сократа на суде.
Помимо текста студенты должны знать биографию Сократа и понимать сущность его метода решения философских вопросов.
Семинарское занятие 5.
Учение Платона о душе (1-е занятие).
Текст для самостоятельного изучения: Платон «Федон». Вопросы и задания к тексту:
1. Восстановите события (время, место действия, действующие лица, сюжет), о которых идет речь в диалоге «Федон». Как они связаны с сюжетом «Апологии Сократа»?
2. Сформулируйте основную тему диалога. Как Платон решает проблему соотношения души и тела?
3. Почему Сократ отвергает самоубийство? Понял ли Сократа Клеом-брот?
4. Воспроизведите возражения Кебета Сократу по вопросу о желанно-сти смерти для философа.
5. В каком смысле философ желает умереть и заслуживает такую участь?
6. Воспроизведите первое доказательство бессмертия души.
- Что такое противоположности и почему они предполагают друг друга?
- Какой тезис доказывает Платон исходя из наличия противоположностей?
- Как Платон делает вывод о бессмертии души?
7. Воспроизведите второе доказательство бессмертия души.
- Объясните тезис Платона: «Знание есть припоминание».
- На каком примере Платон рассматривает врожденное знание?
- * Приведите свой пример врожденного знания.
8. Объясните опыт соыиолизации слепоглухих детей с точки зрения Платона.
9. Воспроизведите третье доказательство бессмертия души.
10. Объясните фразу: «Всем предназначено место, соответствующее их главной в мире заботе».
11. Воспроизведите четвертое доказательство бессмертия души.
12. Не противоречит ли четвертое доказательство первому?
13. Этические выводы из учения Платона о душе. Докажите, что Платон создает систему ценностей, которая противоречит ценностям языческого мира.
Семинарское занятие 9.
Учение Платона о любви (1-е занятие).
Текст для самостоятельного изучения: Платон «Пир». Вопросы и задания к тексту:
1. Восстановите события, о которых идет речь в диалоге «Пир».
2. Охарактеризуйте мифические персонажи, о которых идет речь в диалоге: Хаос, Эрот, Афродита, Уран, Диона, Урания, Полигамния, Мне-мосина, Арес, Музы, Апполон, Порос, Метила, Пения.
3. РечьФедра:
- Федр о древнейшем происхождении Эрота.
- Первоисточником каких благ является Эрот для людей?
- Почему лучше любить, чем быть любимый?
4. Речь Павсания:
- Как речь Павсания связана с речью Федра?
- Назовите критерий прекрасной любви.
5. Речь Эрикеимаха:
- Как Эрот причастен к врачебному искусству, музыке?
- Что такое гармония? Где мы уже встречались с подобными взглядами?
- Как речь Эрикеимаха связана с предыдущей речью?
6. Речь Аристофана:
- Дайте анализ мифа об андрогине, используя учение о символе Лосе-
ва.
7. Речь Агафона. Понял ли Агафон что такое Эрот?
Семинарское занятие 6.
Структура бытия и познания по Платону.
Текст для самостоятельного изучения: Платон «Государство».// Книга V. - C.473d-480. Книга VI. - С 484-497, 505-511. Книга УЛ. - С.514-518, 534-535. (Нумерация на правых полях книги).
Дополнительная литература:
Введенский А.И. Лекции по древней философии. - С. 227-241.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность-С.102-108,111-115.
Вопросы и задания к тексту:
1. Знание и мнение.
2. Кто такие философы? Свойства философской души? Философы и софисты?
3. Место философов в обществе: а) по понятию, б) по действительности.
4. Учение Платона о бытии и его познании:
- Видимый мир и способы его познания.
- Мир умопостигаемый и способы его познания.
- Идея блага как причина бытия и познания.
5. Миф о пещере и его философская интерпретация.
6. Что Платон называет диалектикой?
ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Семинарское занятие 14.
Философия Бэкона (1-е занятие).
Текст для самостоятельного изучения: Бэкон Ф; Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы в книге Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. Т.2.
Дополнительная литература: История философии в кратком изложении.
Вопросы и задания к тексту:
1. Какова по Бэкону конечная цель человеческого познания?
2. В чем видит Бэкон основные недостатки предшествующего способа познания?
3. Оценка Бэконом древнегреческой философии.
4. Объясните понятия «предвосхищение природы» и «истолкование природы». В чем их различие?
Семинарское занятие 7.
Философия Бэкона
1. Что Бэкон называет «идолами разума». Раскройте сущность каждого из видов «идолов разума». Приведите примеры: по Бэкону и подобранные самостоятельно.
2. Какую цель преследует Бэкон, анализируя «идолы разума»?
3. Понятие научного опыта. Виды опыта и требования, предъявляемые к научному опыту.
4. Понятие научной индукции.
Семинарское занятие 16. Философия Декарта (1-е занятие).
Текст для самостоятельного изучения: Декарт Р. «Первоначала философии». Соч. Т. 1. - С 301-313.
Дополнительная литература: Соколов В.В. Философия духа и материи Рене Декарта. В книге Декарт Р. Соч. в 2- х томах. Т. 1. - С.3-21.
Вопросы и задания к тексту:
1. Биография Декарта.
2. Как Декарт понимает философию? В чем он видит «полезность» философии?
3. Понятие «первоначало философии» у Декарта. На каких первоначалах основывает Декарт свою философию?
4. Структура философии по Декарту.
5. Какие рекомендации дает Декарт к чтению философских текстов?
Семинарское занятие 8.
Философия Декарта (2-е занятие).
Тексты для самостоятельного изучения: Декарт Р. «Правила для руководства ума» (правило I-IV) и «Рассуждения о методе» (начиная с предпоследнего абзаца»). Соч.. Т.1. - С.78-91,259-262. Декарт Р.. «Первоначала философии». Соч.. Т. 1.
Дополнительная литература: Соколов В.В. Философия духа и материи Рене Декарта. В книге Декарт Р.. Соч. в 2- х томах. Т. 1. - С.3-21.
Вопросы и задания к тексту:
1. Как Декарт обосновывает единство наук? Какое правило познания он при этом формулирует?
2. Как Декарт оценивает опытное знание? Дедукцию? В чем он видит причину заблуждений?
3. Что Декарт называет интуицией? Чем интуиция отличается от дедукции? Как соотносятся интуиция и дедукция в процессе познания?
4. Что Декарт понимает под методом? Почему в познании необходим метод? Как Декарт определяет предмет математики и отношение математики с другими науками?
5. Основные правила метода Декарта.
Дополнительная литература: Соколов В.В. Философия духа и материи Рене Декарта. В книге Декарт Р.. Соч. в 2- х томах. Т. 1.
Вопросы и задания к тексту:
1. Принцип сомнения у Декарта.
2. Как Декарт понимает мышление?
3. Что такое «ясное и отчетливое восприятие»?
4. Почему возможны заблуждения?
5. Бог в философии Декарта:
- Каким образом человек приходит к идее существования Бога?
- Доказательства бытия Бога.
- Как связаны знания человека и Бог.
6. Как Декарт определяет понятие субстанции?
7. Какие субстанции характеризуют сотворенный мир? Как они соотносятся с высшей субстанцией
Семинарское занятие 8.
Социальное учение Т.Гоббса.
Текст для самостоятельного изучения:
Гоббс Т. Левиафан. Гл. XIII, XIV, XVII, XVIII, XXI// Гоббс Т.. Соч. в 2-х томах. Т.2. - М., 1991.
Дополнительная литература:
Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. III. - СПб., 1994.
Нарский И.С. Западноевропейская философия'XYIII в. - М., 1974.
Соколов В.В. Бытие, познание, человек и общество в философа ской доктрине Томаса Гоббса // Гоббс Т. Соч. в 2-х томах. Т. 1. (Вступительная статья). - М., 1989.
Вопросы и задания к тексту:
1. Понятие естественного состояния человека у Гоббса.
2. Понятие естественного закона и естественного права. Основной естественный закон.
3. Понятие договора у Гоббса. Ограниченность договорных отношений в условиях естественного состояния,
4. Гоббс о необходимости государства.
5. Сущность общественного договора. Понятие суверена и его прав.
6. Понятие свободы у Гоббса. Свобода в государстве.
ТЕМА 6. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Семинарское занятие 10.
Русская идея.
Текст для самостоятельного изучения: Чаадаев П.Я. «Философическое письмо».
Дополнительная литература: Чаадаев П.Я. «Апология сумасшедше-
го».
Вопросы и задания к тексту:
1. Объясните смысл эпиграфа к «Философическому письму».
2. Чаадаев о роли религии в жизни отдельного человека и общества.
3. Отношение Чаадаева к теории «официальной народности».
4. Россия и Запад: сравнительная характеристика.
5. Отношение Чаадаева к реформам Петра I.
6. Основные особенности русской культуры и истории.
7. Задачи и будущее России в свете взглядов Чаадаева.
Экзамен
Всего в билете три вопроса. Первый вопрос - по лекционному курсу. Второй вопрос по семинарам. Третий вопрос по обязательному тексту.
Примерные вопросы экзамена
Теоретические вопросы
1. Предмет философии.
2. Проблема первоначала бытия в философии: постановка, решение в различных типах философии.
3. философия Китая. Школы в китайской философии.
4. Индийская философия. Школы индийской философии.
5. Школы философии в Древней Греции.
6. Учение о первовеществе в философии милетской школы.
7. Учение о всеобщей изменчивости в философии Гераклита.
8. Атомистическое учение Демокрита.
9. Учение о бытии в философии Элейской школы. Апории Зенона.
10. Метафизическая философия: идейные предпосылки, основные предпосылки, основные принципы, модель мира, представители.
11. Личность Сократа. Место Сократа в истории философии.
12. Учение Платона о Бытии.
13. Космология, теория познания и этика Платона.
14. Философия Аристотеля (онтология, учение о душе и этика).
15. Христианская апологетика: основная проблематика и идейные истоки.
16. Основные принципы религиозно – философского мышления и мировоззрения.
17. Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика.
18. Религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. Проблема взаимоотношения разума и веры.
19. Концепция субъекта в философской системе И. Канта.
20. Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики.
Вопросы по текстам
1. Этапы формирования психики человека. (Ильенков Э. В. « Откуда берется ум».)
2. Сократ о Боге и сущности человека. Этика Сократа. (Платон. Апология Сократа.)
3. Сократ о сущности познания. (Платон. Апология Сократа.)
4. Платон о соотношении души и тела. ( Платон. Федон.)
5. Первое( «взаимопереход противоположностей») и второе( «знание как припоминание) доказательства бессмертия души. (Платон. Федон.)
6. Третье( «самотождество идеи души») и четвертое («душа как эйдос жизни») доказательства бессмертия души. ( Платон. Федон.)
7 .Критика Ф. Бэконом старой методологии. Учение Ф. Бэкона об идолах разума. ( Ф. Бэкон. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы.)
8. Методология Ф. Бэкона: учение об опыте, учение об индукции. ( Ф. Бэкон. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы.)
9. Декарт о цели и предмете научного познания. ( Декарт. Правила для руководства ума.)
10. Декарт об интуиции и дедукции в процессе познания. (Декарт. Правила для руководства ума.)
11. Понятие о методе у Декарта. Основные правила метода. (Декарт. Правила для руководства ума. Рассуждение о методе.)
12. Космология, теория познания и этика Платона.
13. Любовь и ее распад в современном западном обществе. (Э. Фромм . Искусство любить.)
14.Учение Гоббса о естественном состоянии человека: «война всех против всех», естественное право и естественные законы, договор. (Гоббс. Левиафан.)
15. Учение Гоббса об общественном состоянии человека: необходимость государства, способ его образования, понятие суверена. ( Гоббс. Левиафан.)