Список обязательных философских текстов

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания и рекомендации по организации работы для студентов факультета ветеринарной медицины

Вологда – Молочное

2010г.

УДК I (071)

ББК 87 р30

Ф-561

Автор:

кандидат философских наук, доцент зав.каф. философии Симонян Э. Г.

Рецензент:

кандидат философских наук, доцент кафедры теории государства и права МГЮА филиал в городе Вологде Ковров Э. Л.

Общие указания и методические рекомендации по организации работы по курсу «Философия» для студентов факультета ветеринарной медицины

предисловие

Настоящая программа составлена в соответствии с Законом России о высшем образовании, Государственным образовательным стандартом, а также на основе программы курса «Философия». Расчет часов сделан исходя из объёма, выделяемого на курс примерным учебным планом, (всего - 34 ч., лекции — 17 ч., семинарские занятия - 17 ч.). Самостоятельная работа студента ветеринарного факультета является важной формой его учебной деятельности ( в связи с тем, что на факультете объем часов очень маленький), от ее правильной организации зависит успешное освоение программного материала по курсу «Философия»

Задача философии — сформировать мировоззрение будущего специа­листа, которое формируется в двух аспектах. Во-первых, как система цен­ностей, определяющая практическое отношение к миру. Во-вторых, как система понятий, определяющих теоретическое отношение к миру. В ко­нечном счете философия подводит студента к пониманию выбранной им профессиональной сферы. Философия - единственный предмет учебного цикла, который ставит учащегося в отношение с самим собой.

В результате изучения философии студент должен:

- понимать сущность философии и знать структуру философского мышления;

- понимать смысл историко-философского процесса, давать характе­ристику его этапов и называть представителей;

- давать характеристику основных подходов к бытию, раскрывать эти подходы на примерах учений и школ в истории философии;

- понимать сущность диалектического метода и использовать этот метод для решения теоретических и практических задач;

- иметь навык работы с философскими текстами.

Основу курса составляет изучение античной философии, которая яв­ляется школой философии. Отдельные философские проблемы рассматри­ваются в рамках курса истории философии и не выносятся для отдельного изучения. Важно, чтобы студент осознавал цель изучаемого предмета и способы ее достижения, овладел навыками правильного прочтения философского текста.

Цель изучения философии.

Первое условие успешного освоения курса «Философия» - четкое осознание цели ее изучения. К сожалению, многие студенты считают, что философия, как учебная дисциплина - вещь совершенно бесполезная. Та­кому пониманию соответствует безразличное, а порой и враждебное к ней отношение. Причиной этого является резкое снижение общего уровня культуры студентов, тогда как занятия философией предполагают доста­точно высокую ступень такого развития. Главное, что должен осознать приступающий к изучению данного курса студент: философия нужна всем людям без исключения, она носит всеобщий характер. С философией не сталкивается только тот, кто не думает о своем месте в мире, об окружаю­щих людях, о самом себе и своем призвании. Ведь философия - попытка ответить на самые существенные вопросы человеческого бытия. С помо­щью философии человек пытается найти свое место в Мире, открыть Ис­тину, которая сделает его свободным. Философия не нужна только тем, кто давно превратился в объект манипуляции и перестал развиваться, кто не знает себя как свободный дух, кто стал рабом обстоятельств и других лю­дей. Разговоры о том, что философия не нужна, так как отвлекает от изу­чения необходимых для будущей профессии предметов, ничего не стоят. За этими разговорами стоит обыкновенная лень и невежество. Философия необходима, так как ее целью является формирование целостного ми­ровоззрения будущего специалиста. Именно философия подводит уча­щегося к пониманию выбранной им профессиональной сферы. Благодаря занятиям философией осуществляется синтез всего накопленного уча­щимся материала и разрозненные знания, умения и навыки занимают свое место в целостной системе личного опыта.

2. Правильная организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа с философским текстом

Изучение философии проводится на историко-философском мате­риале. Знакомясь с учениями различных философов, студент должен об­ращать внимание не столько на исторические особенности этих учений, сколько на общефилософское значение выработанных в этих учениях идей. Изучение философии начинается с прочтения и проработки фило­софских текстов. От студента требуется понимание основной мысли тек­ста, умение показать, как эта мысль развертывается и доказывается. К со­жалению, способность следовать за чужой мыслью - необходимый, но ред­кий дар современной школы. Ошибочно считается, что проработанный и прочитанный текст это одно и тоже. Очень часто, работа студентов огра­ничивается подчеркиванием в ксерокопии наиболее важных мест. Но уме­ние следовать за чужой мыслью необходимо развивать, а формируется оно в процессе прочтения и конспектирования текста. Более того, большинство студентов вообще не обладают навыками конспектирования. Таковыми считается бессмысленное переписывание текста или его тезисное изложе­ние. Как же пишется настоящий конспект?

Тетрадный лист делится на две неравные части. Одну третью (ле­вую) часть тетрадного листа необходимо оставить под поля. Две трети для записей, которые появятся в результате проработки текста. Записи, кото­рые студент делает по мере прочтения текста, бывают двух видов. Это ли­бо цитаты, которые берутся в кавычки, либо пересказ текста своими словами. Цитировать следует только наиболее существенные места текста -выводы, определения и наиболее удачные выражения, о которых говорит­ся: «лучше не скажешь» Все остальное можно и нужно пересказывать своими словами потому, что такой пересказ - первый шаг к пониманию со­беседника. Буквальное воспроизведение чужой мысли свидетельствует лишь о хорошей памяти.

Главная работа с текстом происходит на полях конспекта. Это место, где читатель встречается с автором текста. Первое, что должен сделать студент для правильной организации самостоятельной работы с текстом - осознать, что текст по философии - личный диалог мыслителя про­шлого с читателем. Во время диалога мы, во-первых, следим за мыслью говорящего. Во-вторых, пытаемся ее осмыслить. В-третьих, пытаемся вы­работать собственное отношение к предмету разговора. Отсюда тройст­венная функция полей конспекта. Первая задачу, когда читатель слушает автора и пытается запомнить ход его мыслей, решается составлением на полях конспекта плана текста. Он позволяет следить за ходом авторской аргументации. После составления плана у студента имеется логический каркас текста. Благодаря этому текст предстает как целостность, а все его части связаны самостоятельной работой самого студента. Таким конспек­том легко пользоваться: с помощью плана можно легко найти нужное ме­сто, если такая потребность возникла. Вторая задача, когда читатель пыта­ется осмыслить сказанное автором, решается работой со словарями или энциклопедией. Результат этой работы также фиксируется на полях кон­спекта. Философские тексты написаны очень сложным языком. Необходи­мо этот язык понимать, то есть вкладывать в термины тот же смысл, что и создатель текста. Для этого на поля выносятся философские термины и иностранные слова. Студент должен знать, что существует «Философский энциклопедический словарь», пятитомная «Философская энциклопедия» и «Словарь иностранных слов». Работа с понятиями - необходимое условие правильного конспектирования, но одного словаря для этой работы мало. Существуют так называемые контекстуальные определения понятий. Час­то автор вкладывает в понятие особый смысл, но не дает явного определе­ния. В этом случае читатель пробует дать на полях определение, которое вытекает из контекста. Третья задача, когда читатель вырабатывает свою точку зрения на предмет текста, решается благодаря тому, что настоящий читатель не может воспринимать текст пассивно. У него рождаются во­просы, появляются сомнения или возражения. Эта деятельность находит свое выражения на полях конспекта, в виде знаков (например, восклица­тельных или вопросительных). Желательно, чтобы каждый читатель имел собственную систему таких знаков. Кроме того, читатель вступает в диа­лог с автором. У него рождаются собственные мысли, которые он заносит на те же поля. Таким образом, конспект без полей и не конспект вовсе, а груда бесполезной информации. Если полей в конспекте нет, то встреча студента и философа не состоялась. Текст прочитан, но не понят, а это главная задача, которую мы ставим перед собой.

Но что означает требование понимания текста? В буквальном значе­нии слова, «понять» - сделать своим. Студент обязан повторить духовный опыт, зафиксированный в тексте, воспроизвести его в себе, сделать истину текста своей. Возможно ли это вообще? Вспомним, как трудно понять да­же близкого человека. А если перед нами текст, написанный несколько ты­сяч лет назад? Иная культура, менталитет... И все-таки это возможно, так как писал человек для людей. Представим себе истину текста как центр различных значений, расположенных вокруг нее в виде концентрических кругов. Степень моего понимания текста будет зависеть от того, насколько близко я нахожусь к центру, насколько я сам вовлечен в происходящее. Здесь лежит главная трудность, связанная со спецификой философского знания. Философская истина не исключает меня как познающего субъекта. То о чем я философствую должно иметь ко мне прямое отношение. Если это не так, если предмет философствования меня не касается, то он не име­ет значения. Истина текста остается для меня закрытой. Это означает, что конспектирование текста необходимое, но недостаточное условие для его понимания.

Понятно, что на экзамене никто не будет требовать у студента конспектов прочитанных текстов. Студент сам организовывает свою ра­боту в соответствии с привычками и возможностями. Однако студент дол­жен знать, как правильно необходимо работать с текстом.

Содержание аудиторных занятий

ЛИТЕРАТУРА

Тексты, которые студент обязан проработать, перечислены в планах семинарских занятий.

К теме 1.

Рассел Б. История западной философии. М., 2004.

Роберт П. Вольф. О философии. - М. 1996

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. - С-Пб., 1993. - С.67-142.

К теме 2.

Спиркин А. Г. Философия. М., 2007.

Мамардашвили М. Лекции по античной философии. - М., 1997.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. /Кн.1. Античность, 1994. - С. 125-128.

Радугин А.А. Философия: курс лекций. -М., 1995. - С. 18-24, 55-58.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.

К теме 3.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В четырех книгах. М., 1994 -97. Средневековье. - С. 8-25.

К теме 4.

Соколов В. В. Европейская философия XV - XVII в. - М., 1984.

Соловьев Э.В. Прошлое толкует нас. -М., 1991.-С. 127-184.

К теме 5.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. - М., 1989.

К теме 6.

Зеньковский В.В. История русской философии. - М., 1991.

Лосский Н. О. История русской философии. - М., 1991.

Современная буржуазная философия - М., 1978.

Справочнаяая литература (ко всем темам).

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М.,1994.

История философии в кратком изложении. - М., 1991

Философский энциклопедический словарь. — М., 2008.

Планы семинарских занятий

В планах к каждому занятию жирным шрифтом выделяются вопросы, которые будут вынесены на экзамен. Звездочкой выделяются вопросы, ко­торые требуют для своего ответа дополнительных размышлений.

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ И КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ

Семинарское занятие 1.

Организационное.

Работа с философским текстом. Конспектирование. Специфика про­чтения философского текста.

Семинарское занятие 2.

Этапы формирования психики человека.

Текст для самостоятельного изучения: Ильенков Э.В. «Откуда бе­рется_ум».

Вопросы и задания к тексту:

1. В чем состоит существенное отличие философии и психологии от наук биологического цикла?

2. Чем интересен для ученого опыт социолизации слепоглухих детей?

3. Выделите этапы формирования психики человека и охаракте­ризуйте каждый из них.

4. Дайте сравнительный анализ психики животного и психики чело­века.

5. Значение труда в процессе социолизации человека.

6.* Почему Ильенков говорит о возникновении психики, а не ее про­буждении?

7. Разъясните смысл понятия «совместно-разделительная деятель­ность».

Семинарское занятие 3.

Стадии развития ума и цель изучения философии.

Текст для самостоятельного изучения: Ильенков Э.В. «Учиться мыс­лить»

Вопросы и задания к тексту:

1. Почему в своем развитии человек должен «воспроизводить процесс духовного развития человечества»?

2. Почему люди часто «застревают на стадиях, которые давно прой­дены человечеством»?

3. Кто такие педанты-догматики?

4. Как соотносятся понятия «проблема» и «вопрос»?

5. Назовите и охарактеризуйте стадии развития ума.

6. Покажите связь между догматизмом и скептицизмом.

7. Докажите, что статья Ильенкова является образцом диалектиче­ского мышления.

8. Объясните необходимость изучения классических философских текстов для того, чтобы научиться мыслить.

ТЕМА 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Семинарское занятие 4.

Философ и смысл его деятельности.

Текст для самостоятельного изучения: Платон «Апология Сократа» Дополнительная литература: Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. «Платон. Аристотель». - М, 1995. Кесседи Ф.Х. Сократ М., 1988. Вопросы и задания к тексту:

1. Перечислите обвинения, которые были выдвинуты против Сократа.

2. Воспроизведите аргументы Сократа в свою защиту.

3. Как Сократ относился к натурфилософам и софистам.

4. Что Сократ понимал под невежеством?

5. Чему учил Сократ и в чем видел свое призвание? В чем состоит мудрость Сократа?

6. Почему Сократа приговорили к смерти?

7. Почему Сократ стал символом философа?

8. Опишите ситуацию суда над Сократом в терминах «догматизм», «скептицизм», «диалектическое мышление».

9. * Объясните название текста.

10. Объясните последние слова Сократа на суде.

Помимо текста студенты должны знать биографию Сократа и пони­мать сущность его метода решения философских вопросов.

Семинарское занятие 5.

Учение Платона о душе (1-е занятие).

Текст для самостоятельного изучения: Платон «Федон». Вопросы и задания к тексту:

1. Восстановите события (время, место действия, действующие лица, сюжет), о которых идет речь в диалоге «Федон». Как они связаны с сюже­том «Апологии Сократа»?

2. Сформулируйте основную тему диалога. Как Платон решает про­блему соотношения души и тела?

3. Почему Сократ отвергает самоубийство? Понял ли Сократа Клеом-брот?

4. Воспроизведите возражения Кебета Сократу по вопросу о желанно-сти смерти для философа.

5. В каком смысле философ желает умереть и заслуживает такую участь?

6. Воспроизведите первое доказательство бессмертия души.

- Что такое противоположности и почему они предполагают друг друга?

- Какой тезис доказывает Платон исходя из наличия противополож­ностей?

- Как Платон делает вывод о бессмертии души?

7. Воспроизведите второе доказательство бессмертия души.

- Объясните тезис Платона: «Знание есть припоминание».

- На каком примере Платон рассматривает врожденное знание?

- * Приведите свой пример врожденного знания.

8. Объясните опыт соыиолизации слепоглухих детей с точки зрения Платона.

9. Воспроизведите третье доказательство бессмертия души.

10. Объясните фразу: «Всем предназначено место, соответствующее их главной в мире заботе».

11. Воспроизведите четвертое доказательство бессмертия души.

12. Не противоречит ли четвертое доказательство первому?

13. Этические выводы из учения Платона о душе. Докажите, что Пла­тон создает систему ценностей, которая противоречит ценностям языче­ского мира.

Семинарское занятие 9.

Учение Платона о любви (1-е занятие).

Текст для самостоятельного изучения: Платон «Пир». Вопросы и задания к тексту:

1. Восстановите события, о которых идет речь в диалоге «Пир».

2. Охарактеризуйте мифические персонажи, о которых идет речь в диалоге: Хаос, Эрот, Афродита, Уран, Диона, Урания, Полигамния, Мне-мосина, Арес, Музы, Апполон, Порос, Метила, Пения.

3. РечьФедра:

- Федр о древнейшем происхождении Эрота.

- Первоисточником каких благ является Эрот для людей?

- Почему лучше любить, чем быть любимый?

4. Речь Павсания:

- Как речь Павсания связана с речью Федра?

- Назовите критерий прекрасной любви.

5. Речь Эрикеимаха:

- Как Эрот причастен к врачебному искусству, музыке?

- Что такое гармония? Где мы уже встречались с подобными взглядами?

- Как речь Эрикеимаха связана с предыдущей речью?

6. Речь Аристофана:

- Дайте анализ мифа об андрогине, используя учение о символе Лосе-

ва.

7. Речь Агафона. Понял ли Агафон что такое Эрот?

Семинарское занятие 6.

Структура бытия и познания по Платону.

Текст для самостоятельного изучения: Платон «Государство».// Кни­га V. - C.473d-480. Книга VI. - С 484-497, 505-511. Книга УЛ. - С.514-518, 534-535. (Нумерация на правых полях книги).

Дополнительная литература:

Введенский А.И. Лекции по древней философии. - С. 227-241.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность-С.102-108,111-115.

Вопросы и задания к тексту:

1. Знание и мнение.

2. Кто такие философы? Свойства философской души? Философы и софисты?

3. Место философов в обществе: а) по понятию, б) по действительно­сти.

4. Учение Платона о бытии и его познании:

- Видимый мир и способы его познания.

- Мир умопостигаемый и способы его познания.

- Идея блага как причина бытия и познания.

5. Миф о пещере и его философская интерпретация.

6. Что Платон называет диалектикой?

ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Семинарское занятие 14.

Философия Бэкона (1-е занятие).

Текст для самостоятельного изучения: Бэкон Ф; Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы в книге Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. Т.2.

Дополнительная литература: История философии в кратком изложе­нии.

Вопросы и задания к тексту:

1. Какова по Бэкону конечная цель человеческого познания?

2. В чем видит Бэкон основные недостатки предшествующего способа познания?

3. Оценка Бэконом древнегреческой философии.

4. Объясните понятия «предвосхищение природы» и «истолкование природы». В чем их различие?

Семинарское занятие 7.

Философия Бэкона

1. Что Бэкон называет «идолами разума». Раскройте сущность каждого из видов «идолов разума». Приведите примеры: по Бэкону и подобранные самостоятельно.

2. Какую цель преследует Бэкон, анализируя «идолы разума»?

3. Понятие научного опыта. Виды опыта и требования, предъявляе­мые к научному опыту.

4. Понятие научной индукции.

Семинарское занятие 16. Философия Декарта (1-е занятие).

Текст для самостоятельного изучения: Декарт Р. «Первоначала фи­лософии». Соч. Т. 1. - С 301-313.

Дополнительная литература: Соколов В.В. Философия духа и мате­рии Рене Декарта. В книге Декарт Р. Соч. в 2- х томах. Т. 1. - С.3-21.

Вопросы и задания к тексту:

1. Биография Декарта.

2. Как Декарт понимает философию? В чем он видит «полезность» философии?

3. Понятие «первоначало философии» у Декарта. На каких первона­чалах основывает Декарт свою философию?

4. Структура философии по Декарту.

5. Какие рекомендации дает Декарт к чтению философских текстов?

Семинарское занятие 8.

Философия Декарта (2-е занятие).

Тексты для самостоятельного изучения: Декарт Р. «Правила для ру­ководства ума» (правило I-IV) и «Рассуждения о методе» (начиная с пред­последнего абзаца»). Соч.. Т.1. - С.78-91,259-262. Декарт Р.. «Первоначала фи­лософии». Соч.. Т. 1.

Дополнительная литература: Соколов В.В. Философия духа и мате­рии Рене Декарта. В книге Декарт Р.. Соч. в 2- х томах. Т. 1. - С.3-21.

Вопросы и задания к тексту:

1. Как Декарт обосновывает единство наук? Какое правило познания он при этом формулирует?

2. Как Декарт оценивает опытное знание? Дедукцию? В чем он видит причину заблуждений?

3. Что Декарт называет интуицией? Чем интуиция отличается от де­дукции? Как соотносятся интуиция и дедукция в процессе познания?

4. Что Декарт понимает под методом? Почему в познании необхо­дим метод? Как Декарт определяет предмет математики и отношение ма­тематики с другими науками?

5. Основные правила метода Декарта.

Дополнительная литература: Соколов В.В. Философия духа и мате­рии Рене Декарта. В книге Декарт Р.. Соч. в 2- х томах. Т. 1.

Вопросы и задания к тексту:

1. Принцип сомнения у Декарта.

2. Как Декарт понимает мышление?

3. Что такое «ясное и отчетливое восприятие»?

4. Почему возможны заблуждения?

5. Бог в философии Декарта:

- Каким образом человек приходит к идее существования Бога?

- Доказательства бытия Бога.

- Как связаны знания человека и Бог.

6. Как Декарт определяет понятие субстанции?

7. Какие субстанции характеризуют сотворенный мир? Как они соот­носятся с высшей субстанцией

Семинарское занятие 8.

Социальное учение Т.Гоббса.

Текст для самостоятельного изучения:

Гоббс Т. Левиафан. Гл. XIII, XIV, XVII, XVIII, XXI// Гоббс Т.. Соч. в 2-х томах. Т.2. - М., 1991.

Дополнительная литература:

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. III. - СПб., 1994.

Нарский И.С. Западноевропейская философия'XYIII в. - М., 1974.

Соколов В.В. Бытие, познание, человек и общество в философа ской доктрине Томаса Гоббса // Гоббс Т. Соч. в 2-х томах. Т. 1. (Всту­пительная статья). - М., 1989.

Вопросы и задания к тексту:

1. Понятие естественного состояния человека у Гоббса.

2. Понятие естественного закона и естественного права. Основной ес­тественный закон.

3. Понятие договора у Гоббса. Ограниченность договорных отноше­ний в условиях естественного состояния,

4. Гоббс о необходимости государства.

5. Сущность общественного договора. Понятие суверена и его прав.

6. Понятие свободы у Гоббса. Свобода в государстве.

ТЕМА 6. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Семинарское занятие 10.

Русская идея.

Текст для самостоятельного изучения: Чаадаев П.Я. «Философиче­ское письмо».

Дополнительная литература: Чаадаев П.Я. «Апология сумасшедше-

го».

Вопросы и задания к тексту:

1. Объясните смысл эпиграфа к «Философическому письму».

2. Чаадаев о роли религии в жизни отдельного человека и общества.

3. Отношение Чаадаева к теории «официальной народности».

4. Россия и Запад: сравнительная характеристика.

5. Отношение Чаадаева к реформам Петра I.

6. Основные особенности русской культуры и истории.

7. Задачи и будущее России в свете взглядов Чаадаева.

Экзамен

Всего в билете три вопроса. Первый вопрос - по лекционному курсу. Второй вопрос по семинарам. Третий вопрос по обязательному тексту.

Примерные вопросы экзамена

Теоретические вопросы

1. Предмет философии.

2. Проблема первоначала бытия в философии: постановка, решение в различных типах философии.

3. философия Китая. Школы в китайской философии.

4. Индийская философия. Школы индийской философии.

5. Школы философии в Древней Греции.

6. Учение о первовеществе в философии милетской школы.

7. Учение о всеобщей изменчивости в философии Гераклита.

8. Атомистическое учение Демокрита.

9. Учение о бытии в философии Элейской школы. Апории Зенона.

10. Метафизическая философия: идейные предпосылки, основные предпосылки, основные принципы, модель мира, представители.

11. Личность Сократа. Место Сократа в истории философии.

12. Учение Платона о Бытии.

13. Космология, теория познания и этика Платона.

14. Философия Аристотеля (онтология, учение о душе и этика).

15. Христианская апологетика: основная проблематика и идейные истоки.

16. Основные принципы религиозно – философского мышления и мировоззрения.

17. Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика.

18. Религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. Проблема взаимоотношения разума и веры.

19. Концепция субъекта в философской системе И. Канта.

20. Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики.

Вопросы по текстам

1. Этапы формирования психики человека. (Ильенков Э. В. « Откуда берется ум».)

2. Сократ о Боге и сущности человека. Этика Сократа. (Платон. Апология Сократа.)

3. Сократ о сущности познания. (Платон. Апология Сократа.)

4. Платон о соотношении души и тела. ( Платон. Федон.)

5. Первое( «взаимопереход противоположностей») и второе( «знание как припоминание) доказательства бессмертия души. (Платон. Федон.)

6. Третье( «самотождество идеи души») и четвертое («душа как эйдос жизни») доказательства бессмертия души. ( Платон. Федон.)

7 .Критика Ф. Бэконом старой методологии. Учение Ф. Бэкона об идолах разума. ( Ф. Бэкон. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы.)

8. Методология Ф. Бэкона: учение об опыте, учение об индукции. ( Ф. Бэкон. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы.)

9. Декарт о цели и предмете научного познания. ( Декарт. Правила для руководства ума.)

10. Декарт об интуиции и дедукции в процессе познания. (Декарт. Правила для руководства ума.)

11. Понятие о методе у Декарта. Основные правила метода. (Декарт. Правила для руководства ума. Рассуждение о методе.)

12. Космология, теория познания и этика Платона.

13. Любовь и ее распад в современном западном обществе. (Э. Фромм . Искусство любить.)

14.Учение Гоббса о естественном состоянии человека: «война всех против всех», естественное право и естественные законы, договор. (Гоббс. Левиафан.)

15. Учение Гоббса об общественном состоянии человека: необходимость государства, способ его образования, понятие суверена. ( Гоббс. Левиафан.)

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания и рекомендации по организации работы для студентов факультета ветеринарной медицины

Вологда – Молочное

2010г.

УДК I (071)

ББК 87 р30

Ф-561

Автор:

кандидат философских наук, доцент зав.каф. философии Симонян Э. Г.

Рецензент:

кандидат философских наук, доцент кафедры теории государства и права МГЮА филиал в городе Вологде Ковров Э. Л.

Общие указания и методические рекомендации по организации работы по курсу «Философия» для студентов факультета ветеринарной медицины

предисловие

Настоящая программа составлена в соответствии с Законом России о высшем образовании, Государственным образовательным стандартом, а также на основе программы курса «Философия». Расчет часов сделан исходя из объёма, выделяемого на курс примерным учебным планом, (всего - 34 ч., лекции — 17 ч., семинарские занятия - 17 ч.). Самостоятельная работа студента ветеринарного факультета является важной формой его учебной деятельности ( в связи с тем, что на факультете объем часов очень маленький), от ее правильной организации зависит успешное освоение программного материала по курсу «Философия»

Задача философии — сформировать мировоззрение будущего специа­листа, которое формируется в двух аспектах. Во-первых, как система цен­ностей, определяющая практическое отношение к миру. Во-вторых, как система понятий, определяющих теоретическое отношение к миру. В ко­нечном счете философия подводит студента к пониманию выбранной им профессиональной сферы. Философия - единственный предмет учебного цикла, который ставит учащегося в отношение с самим собой.

В результате изучения философии студент должен:

- понимать сущность философии и знать структуру философского мышления;

- понимать смысл историко-философского процесса, давать характе­ристику его этапов и называть представителей;

- давать характеристику основных подходов к бытию, раскрывать эти подходы на примерах учений и школ в истории философии;

- понимать сущность диалектического метода и использовать этот метод для решения теоретических и практических задач;

- иметь навык работы с философскими текстами.

Основу курса составляет изучение античной философии, которая яв­ляется школой философии. Отдельные философские проблемы рассматри­ваются в рамках курса истории философии и не выносятся для отдельного изучения. Важно, чтобы студент осознавал цель изучаемого предмета и способы ее достижения, овладел навыками правильного прочтения философского текста.

Цель изучения философии.

Первое условие успешного освоения курса «Философия» - четкое осознание цели ее изучения. К сожалению, многие студенты считают, что философия, как учебная дисциплина - вещь совершенно бесполезная. Та­кому пониманию соответствует безразличное, а порой и враждебное к ней отношение. Причиной этого является резкое снижение общего уровня культуры студентов, тогда как занятия философией предполагают доста­точно высокую ступень такого развития. Главное, что должен осознать приступающий к изучению данного курса студент: философия нужна всем людям без исключения, она носит всеобщий характер. С философией не сталкивается только тот, кто не думает о своем месте в мире, об окружаю­щих людях, о самом себе и своем призвании. Ведь философия - попытка ответить на самые существенные вопросы человеческого бытия. С помо­щью философии человек пытается найти свое место в Мире, открыть Ис­тину, которая сделает его свободным. Философия не нужна только тем, кто давно превратился в объект манипуляции и перестал развиваться, кто не знает себя как свободный дух, кто стал рабом обстоятельств и других лю­дей. Разговоры о том, что философия не нужна, так как отвлекает от изу­чения необходимых для будущей профессии предметов, ничего не стоят. За этими разговорами стоит обыкновенная лень и невежество. Философия необходима, так как ее целью является формирование целостного ми­ровоззрения будущего специалиста. Именно философия подводит уча­щегося к пониманию выбранной им профессиональной сферы. Благодаря занятиям философией осуществляется синтез всего накопленного уча­щимся материала и разрозненные знания, умения и навыки занимают свое место в целостной системе личного опыта.

2. Правильная организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа с философским текстом

Изучение философии проводится на историко-философском мате­риале. Знакомясь с учениями различных философов, студент должен об­ращать внимание не столько на исторические особенности этих учений, сколько на общефилософское значение выработанных в этих учениях идей. Изучение философии начинается с прочтения и проработки фило­софских текстов. От студента требуется понимание основной мысли тек­ста, умение показать, как эта мысль развертывается и доказывается. К со­жалению, способность следовать за чужой мыслью - необходимый, но ред­кий дар современной школы. Ошибочно считается, что проработанный и прочитанный текст это одно и тоже. Очень часто, работа студентов огра­ничивается подчеркиванием в ксерокопии наиболее важных мест. Но уме­ние следовать за чужой мыслью необходимо развивать, а формируется оно в процессе прочтения и конспектирования текста. Более того, большинство студентов вообще не обладают навыками конспектирования. Таковыми считается бессмысленное переписывание текста или его тезисное изложе­ние. Как же пишется настоящий конспект?

Тетрадный лист делится на две неравные части. Одну третью (ле­вую) часть тетрадного листа необходимо оставить под поля. Две трети для записей, которые появятся в результате проработки текста. Записи, кото­рые студент делает по мере прочтения текста, бывают двух видов. Это ли­бо цитаты, которые берутся в кавычки, либо пересказ текста своими словами. Цитировать следует только наиболее существенные места текста -выводы, определения и наиболее удачные выражения, о которых говорит­ся: «лучше не скажешь» Все остальное можно и нужно пересказывать своими словами потому, что такой пересказ - первый шаг к пониманию со­беседника. Буквальное воспроизведение чужой мысли свидетельствует лишь о хорошей памяти.

Главная работа с текстом происходит на полях конспекта. Это место, где читатель встречается с автором текста. Первое, что должен сделать студент для правильной организации самостоятельной работы с текстом - осознать, что текст по философии - личный диалог мыслителя про­шлого с читателем. Во время диалога мы, во-первых, следим за мыслью говорящего. Во-вторых, пытаемся ее осмыслить. В-третьих, пытаемся вы­работать собственное отношение к предмету разговора. Отсюда тройст­венная функция полей конспекта. Первая задачу, когда читатель слушает автора и пытается запомнить ход его мыслей, решается составлением на полях конспекта плана текста. Он позволяет следить за ходом авторской аргументации. После составления плана у студента имеется логический каркас текста. Благодаря этому текст предстает как целостность, а все его части связаны самостоятельной работой самого студента. Таким конспек­том легко пользоваться: с помощью плана можно легко найти нужное ме­сто, если такая потребность возникла. Вторая задача, когда читатель пыта­ется осмыслить сказанное автором, решается работой со словарями или энциклопедией. Результат этой работы также фиксируется на полях кон­спекта. Философские тексты написаны очень сложным языком. Необходи­мо этот язык понимать, то есть вкладывать в термины тот же смысл, что и создатель текста. Для этого на поля выносятся философские термины и иностранные слова. Студент должен знать, что существует «Философский энциклопедический словарь», пятитомная «Философская энциклопедия» и «Словарь иностранных слов». Работа с понятиями - необходимое условие правильного конспектирования, но одного словаря для этой работы мало. Существуют так называемые контекстуальные определения понятий. Час­то автор вкладывает в понятие особый смысл, но не дает явного определе­ния. В этом случае читатель пробует дать на полях определение, которое вытекает из контекста. Третья задача, когда читатель вырабатывает свою точку зрения на предмет текста, решается благодаря тому, что настоящий читатель не может воспринимать текст пассивно. У него рождаются во­просы, появляются сомнения или возражения. Эта деятельность находит свое выражения на полях конспекта, в виде знаков (например, восклица­тельных или вопросительных). Желательно, чтобы каждый читатель имел собственную систему таких знаков. Кроме того, читатель вступает в диа­лог с автором. У него рождаются собственные мысли, которые он заносит на те же поля. Таким образом, конспект без полей и не конспект вовсе, а груда бесполезной информации. Если полей в конспекте нет, то встреча студента и философа не состоялась. Текст прочитан, но

Наши рекомендации