Диалектический метод в познании действительности
Диалектический метод или противопоставляют формально-логическому, или считают его высшей ступенью логики, которая надстраивается над формальной логикой. Есть суждения, которые утверждают, что формальная логика отражает статику взаимосвязей предметов и явлений, а диалектическая логика исследует их динамику. С этой точки зрения, диалектический метод ближе к жизни природы, общества и человека, а формально-логический метод отражает ее существенные связи в мышлении.
В познании принципы диалектики играют роль своеобразных требований, которым мышление должна подчиняться для успешного проникновения в сущность изучаемых предметов и явлений. Так, диалектический принцип развития требует рассмотрения предмета исследования в движении от простого к сложному, в процессе его изменения, в его истории. Диалектический принцип всеобщей взаимосвязи предметов и явлений предполагает, что при их изучении необходимо учитывать связи и отношения их с окружающей средой. Действительно, предметы и явления в своем развитии вступают в бесконечные отношения и связи с окружающими их предметами и явлениями. Если эти обстоятельства не будут учтены, то возникает опасность, что мы допустим ошибки при отражении в своем сознании изучаемых объектов.
Законы диалектики при их применении к изучению исследуемого объекта превращаются в требования диалектического метода, использование которых если не гарантирует абсолютный успех в достижении познавательных целей, то, по крайней мере, направляет познание по правильному пути, т. е. указывает на условия, при которых этот успех возможен.
Так, закон единства и «борьбы» противоположностей отвечает на вопрос «Почему происходит развитие?» и показывает источник развития. Если мы не знаем источник развития изучаемого объекта, то, как мы можем правильно понять его изменения, превращения, происходящие в нем процессы, предвидеть ход их движения. Основой развития предметов и явлений является их взаимодействие, а их источником – противоречия, которые присущи любому сложному телу и процессу. Только осознав это требование диалектического метода, мы можем правильно понять и отобразить в своем мышлении сущность и содержание изучаемого объекта.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос «Как происходит развитие?» и показывает форму, механизм развития изучаемого объекта. Объект в своем развитии характеризуется двумя важными изменениями – количественными и качественными, которые выступают в единстве и взаимодействии, что составляет его меру. Меру изменяет количество, а всякое изменение меры приводит к изменению качества. Если не учитывать данное обстоятельство, то нельзя правильно понять механизм развития изучаемого объекта – соответственно невозможно верно отразить в мышлении указанную сторону его развития. Следовательно, и здесь требование диалектического метода имеет основание в самой развивающейся действительности.
Закон отрицания отрицанияотвечает на вопрос «Куда идет развитие?» и показывает направленность развития. Направленность, преемственность, спиралевидность – основные характеристики этого закона. Борьба нового со старым постоянно происходит в сложных развивающихся объектах. Она и придает определенную направленность его развитию. Однако отрицание новым старого, затем нового новейшим, т. е. отрицание отрицания невозможно без преемственности. Не все в старом уничтожается новым, которое строится на элементах старого, не потерявших своей жизненности и необходимости. Такое положение дел в диалектическом методе отражается в понятии «снятие». Без применения требований диалектического закона отрицания отрицания понимание развития изучаемого объекта будет неполным.
Так называемые парные категории диалектики в своей взаимосвязи также выступают в качестве требований диалектического метода. При изучении того или иного объекта исследователь в той или иной степени использует их. Общее и единичное, сущность и явление, форма и содержание, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность позволяют исследователю всесторонне охватить предмет изучения и в совокупности с законами диалектики представить его в полном объеме в развитии.
В последние годы некоторыми исследователями диалектический метод был отвергнут на том основании, что он использовался марксистами для обоснования своего революционного учения. Однако нельзя забывать, что диалектический метод не может за это «нести ответственности». Во-первых, он был разработан Г. Гегелем на основе обобщения всего достигнутого мировой философией в этой области, а К. Маркс и Ф. Энгельс уже использовали готовый к применению инструмент познания. Во-вторых, диалектический метод – такое же духовное достижение человечества, как и вся философия в целом. Диалектический метод как инструмент познания не устарел и вряд ли когда-либо устареет.
Из всего вышесказанного можно вывести следующие требования,присущие диалектическому методу: 1) объективность; 2) всесторонность; 3) рассмотрение предмета в развитии; 4) конкретно-исторический подход; 5) учет потребностей практики; 6) умение найти главное звено в цепи связей.
Требование о б ъ е к т и в н о с т иуказывает на то, что объекты, которые изучает исследователь, существуют вне нашего сознания и не зависят от него. Они существуют сами по себе, но наши органы чувств и наше мышление устроены так, что в состоянии их познать, ибо они – явления одного порядка, т. е. как материальные объекты созданы природой во взаимосвязи и взаимосогласованности.
Требование в с е с т о р о н н о с т иимеет в своей основе взаимодействие и взаимосвязь предметов и явлений окружающего мира. Каждый предмет, каждое явление тысячами нитей взаимосвязаны с другими окружающими их объектами и процессами. Однако познание не может отобразить все связи и взаимоотношения изучаемого объекта, на это не хватит не только одной человеческой жизни, но и всей истории человечества, что и подтверждает современная наука, которая все еще находится в пути, т. е. продолжает изучать тот же мир, который изучали еще древние мудрецы. Исследователь, понимая данное обстоятельство, должен стремиться отобразить как можно больше связей изучаемого объекта с окружающей средой. Выполнение этого требования предостережет его от ошибок.
Необходимость р а с с м о т р е н и я п р е д м е т а в р а з в и т и и диктует свои правила подхода к изучаемому объекту как находящемуся в постоянных изменениях, которые и должны быть отображены в мышлении исследователя. При этом нужно иметь в виду, что все в подлунном мире течет, все изменяется. Если мы не учтем данное обстоятельство и проигнорируем диалектическое развитие мира, то вполне возможно, что не сможем решить стоящие перед нами познавательные задачи.
К о н к р е т н о – и с т о р и ч е с к и йп о д х о д к изучаемому объекту требует рассматривать его, учитывая условия, место и время, в которых он пребывает. Каждый объект, каждый процесс находятся в цепи других объектов, других процессов, что и составляет их условия. Каждый из них занимает в этой цепи определенное место и фиксируется во времени. Без учета этих обстоятельств мы рискуем вообще не понять сущность изучаемого нами объекта.
Требование у ч е т а п о т р е б н о с т е й п р а к т и к и исходит из того факта, что большинство научных изысканий проводятся в интересах удовлетворения человеческих потребностей как материального, так и духовного порядка. Иногда это обстоятельство не осознается. Человеку кажется, что он исходит из чисто научных или духовных интересов. Но все, что человек создает, пусть даже для удовлетворения своих духовных потребностей, в той или иной степени воздействует на окружающих его людей и способствует изменению общественных условий, т. е. служит той же практике человеческого бытия.
Умение найти г л а в н о е в ц е п и с в я з е йосвобождает исследователя или практика от необходимости затраты своей энергии и своего времени на решение ненужных с точки зрения общественной выгоды или своей личной пользы задач. Как уже было сказано, все в мире взаимосвязано, и, естественно, имеются связи и отношения существенные и второстепенные, несущественные. Умение найти главное в цепи связей требует от человека развития способности отличать существенное от несущественного, выделять важное от второстепенного в решении встающих перед ним проблем.
Применение диалектического метода сопряжено с пониманием тех ошибок, которые могут увести мышление в сторону от решения научной проблемы. Ошибки, ведущие от истины к заблуждению, осознавалось учеными с древнейших времен, их пытались выявить и указать на них, с тем, чтобы последующие поколения ученых не допускали их. Вот некоторые из них.
Догматизм (от греч. – учение) – оперирование в познании неизменными понятиями и положениями, оторванными от жизни, от конкретно-исторических условий, места и времени. Так, например, было бы догматизмом вернуться в наше время к коммунистическим идеям начала XX в., ибо изменились условия общественной жизни, время изменило и самих людей, которые осознали, что многие положения революционных теорий того времени были утопичны и их применение в наше время не реально.
Релятивизм (от лат. – относительность) – переоценка при отражении внешнего мира момента изменчивости в его процессах. Сторонники релятивизма полагают, что качественная нестабильность любых явлений абсолютна, что вещи существуют лишь в отношении к воспринимающему их субъекту, т. е. о сущности вещей мы не можем ничего сказать (например, Беркли). Объект, по мнению релятивистов, не может быть познан сразу и целиком, что приводит к тому, что знание о нем все время меняется. Теоретические положения, говорят они, не могут поспевать за изменяющимся миром, поэтому они ложны, т. е. они не отражают действительное положение дел, любая теория произвольна.
Софистика (от греч. – ложное умозаключение) – мысленное выхватывание явлений из их закономерных связей, произвольное объявление их второстепенных черт основными, определяющими. Софистика возникла в Древней Греции как инструмент ораторского искусства, когда возникала необходимость придать ложному положению вид истины. Однако и в наше время софистика как сознательное или бессознательное умозаключение встречается в выступлениях и письменных трудах отдельных личностей, преследующих свои, чаще неблаговидные, цели. Так, например, когда некто утверждает, что приватизация квартир – это благо, которого не было в прошлом, ибо эта процедура дает владельцу квартиры сразу десятки тысяч долларов – это софистика. Квартиру он имел и раньше и если она у него единственная, то продать ее он все равно не может – жить где-то надо.
Эклектика (от греч. – выбираю) – сознательное или бессознательное соединение в одной концепции теории разнородных взглядов, положений, которые несовместимы по своей сущности, ибо взяты из разных теоретических или культурных систем. Эклектика характеризуется неумением выделять основные закономерности развития природы и общества, следовательно, и объяснять процессы их развития. Этим недостатком страдают некоторые учебные пособия по философии, когда при раскрытии тех или иных философских проблем их авторы пытаются соединить материалистические положения с идеалистическими, выбрасывают диалектику, заменяя ее метафизическими рассуждениями, взятыми из различных источников, иногда несовместимых принципиально.
Таким образом, диалектический метод, зарождение которого уходит в глубину веков, к временам древнегреческой философии, и в наше время может служить эффективным инструментом познания окружающего мира. Он при умелом использовании помогает избежать ошибок в мышлении, которые возникают сознательно или бессознательно при решении тех или иных научных проблем, и не только. Диалектический метод тесно связан с жизненными процессами, с решением проблем повседневной, производственной и общественной деятельности.
Контрольные вопросы
1. Что такое методология, метод и методика?
2. Каково соотношение понятий «методология», «метод» и «методика»?
3. Раскройте содержание методов, применяемых на эмпирическом уровне.
4. Раскройте содержание методов, применяемых на теоретическом уровне.
5. Что представляет собой системный подход в познании?
6. Что представляет собой синергетический подход в познании?
7. Что такое диалектический метод?
8. В чем сущность диалектического метода?
9. Каковы требования диалектического метода?
10. Какие ошибки мышления подстерегают исследователя?
Логические задачи по теме
1. Какую «среднюю линию» имеет в виду автор следующих строк: «Юм считал, что между детерминизмом и индетерминизмом нет средней позиции: либо мир представляет собой жесткий каузальный механизм, тогда свобода воли невозможна, либо он не механизм, в этом случае открывается возможность для свободы воли, но тогда следует признать существование в нем провалов, из которых непонятно, как появляются случайности. Поппер утверждает, что такая средняя линия существует и можно привести объективные основания для свободы воли?»
2. Объясните, на основании анализа какой ситуации делает следующие выводы автор: «Очень скоро, однако, стало ясно, что разработка этих, как и более общих, вопросов — о месте и роли общественных наук в современном мире, путях их дальнейшего развития — требует самого серьезного внимания к проблемам методологии, характеризующей принципы и механизмы как организации и развития, так и применения знаний, их положений, выводов, рекомендаций».
Библиографический список
Горелов, А. А. Философия: учеб. пособие / А. А. Горелов. – М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 285–292.
Кармин, А. С. Философия / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. – СПб.: Изд-во ДНК, 2001. С. 398–416.
Миголатьев, А. А. Философия: адаптированный учебник. 20 ключевых тем. 80 основных вопросов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 269–283.
Михайлова, И. Б. Методы и формы научного познания / И. Б. Михайлова. – М.: Мысль, 1968.
Основы современной философии. Изд. 2-е доп. – СПб.: Лань, 1999. С. 192–197.
Сичивица, О. М. Методы и формы научного познания / О. М. Сичивица. – М.: Высш. шк., 1972. – С. 80–106.
Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарика, 1998. – С. 496–520.
Философия. Ч. 2. Основные проблемы философии: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999. С. 84–122.
Тема 10