Философский образ научного знания
Традиционно под знанием понимают проверенный практикой результат познания действительности, обладание опытом и пониманием, которые являются непротиворечивыми и в субъективном и в объективном отношении, на основании которых можно построить суждения и выводы, обладающие высокой степенью достоверности. Подобное определение описывает знание только в самом общем виде и не позволяет провести четкого различия между смежными сферами. К примеру, под такое определение полностью подпадает информация, сведения, данные. В обыденном языке все эти понятия зачастую употребляются как синонимы, в науке же за ними закреплены свои определенные жесткие значения, которые сложились исторически и обусловлены метанаучными теоретическими и методологическими пресубпозициями.
Прежде всего, следует отметить, что анализом знания занята не только философия, но и такие науки, как социология знания, кибернетика, когнитивная психология. Внутри философии оформились как самостоятельные дисциплинарные области, эпистемология или «учение о знании» и гносеология или «учение о познании», а на междисциплинарном научном уровне – науковедение, наукометрия, аксиометрия, искусствометрия и т. д.
Понятие знания
В отличие от этих наук, философский анализ знания связан с пониманием его не как информации о внешней и независимой реальности, а как элемента мира человека, говорящего о способности его вносить идеальный порядок и смысл в реальность, создавая тем самым предпосылки ее практической трансформации. Поэтому следует рассматривать знание, прежде всего, как форму социальной и индивидуальной памяти, как результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания. Теория знания есть теория истины. Она исследует знание со стороны истинности. Она исследует отношения между знанием предметом знания, т. е. между предметом знания и бытием, о котором высказывается знание. Она изучает вопрос, относительна или абсолютна истина и рассматривает такие свойства истины, как, например, общеобязательность и ее необходимость. Это есть исследование значения знания. Другими словами круг интересов теории знания можно определить так: она изучает объективную (логическую) сторону знания. Теория знания, для того чтобы построить теорию истины, должна провести подготовительное исследование, состоящее в анализе состава знания, а так как всякое знание осуществляется в сознании, то ей приходится заниматься также вообще анализом состава сознания и развивать какое-либо учение о строении сознания. Так, например, с помощью анализа можно установить, что знание (суждение) имеет отношение к объекту, что оно принадлежит познающему субъекту, что в нем есть такие разнородные элементы, как, с одной стороны, «ощущения», а с другой стороны, отношение причинной связи, тождества, единства и т. д. Оценка роли этих разнородных элементов и отношения их друг к другу имеет огромное значение при построении теорий знания. Различные теории знания называют их различными именами. Так, одни называют эти элементы знания (ощущения, с одной стороны, и отношения причинной связи, единства, множества и т. п., с другой стороны) — чувственными и нечувственными, другие называют их апостериорными и априорными, третьи — содержанием и формой знания, а четвертые — изменчивыми и постоянными элементами знания. Под разными именами кроются весьма различные учения о свойствах этих элементов знания, а отсюда возникают также различия в учениях о свойствах истины. Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная, художественная и нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов знаний. Особое место среди них занимает н а у ч н а я истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Научную истину отличает системность, направленность на раскрытие сущности, в отличие от обыденной истины, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Можно сказать, что относительная истина — это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею. И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположностьПодготовительной работой к построению теории истины служит анализ состава знания. Легко затем прийти к мысли, что эта теория должна опираться еще на одну подготовительную работу, именно — на исследование происхождения знания. И действительно, теории знания до Канта в большинстве случаев основывались на учении о происхождении знания, т.е. имели генетический характер. Только в наше время среди гносеологов все сильнее укореняется убеждение в том, что свойства истины вовсе не зависят от происхождения знания, так что наука о происхождении знания в такой же мере не может служить основой для теории истины, в какой языкознание не может служить основой для механики.