В библиотеке саманидского амира
В это время саманидский амир Нух ибн Мансур заболел, его мучили колики. Придворные врачи не смогли вылечить правителя, поэтому вызвали молодого известного врача Ибн Сину. Он вылечил амира. Таким образом, он привлек внимание окружающих амира, наладил отношения с дворцом и стал часто приходить в библиотеку амира, где мог изучать научную литературу. Однако эта знаменитая библиотека через некоторое время сгорела. Молодой Ибн Сина между 387/996-97 -389/998-99 годами работал в правлении дворца саманидов. Первое научное произведение, которое было посвящено науке аруза (метрика стихов), было написано в то время, когда ему было 20 лет.
ВО ДВОРЦЕ РОДА МАМУНА
Ибн Сина до 22 лет оставался в Бухаре. Однако положение в Бухаре постепенно менялось, и звезда счастья саманидов была в состоянии заката, потому что начали усиливаться газнавиды. В это время скончался отец Ибн Сины, и он, увидев смутное положение, оставил Бухару и отправился в Ургенч (город на севере современного Туркменистана, который в прошлом входил в Хорезм). Хорезм и его окрестности в то время находились под владычеством династии рода Мамун, и правителем был Абу-л-Аббас Мамун Хорезм-шах. У Хорезм-шаха был визирь Абу-л-Хасан Сохейли. Этот амир и визирь были благородными людьми и уважали ученых, это стало причиной того, что знаменитые ученые приезжали во дворец Хорезм-шахов. Среди таких ученых были Абу Сахл Масихи, Абу-л-Хайр Хаммар, Абу Наср Аррак и Абу Райхан Бируни. Под покровительством государства эти люди жили в достатке и занимались наукой.
Визирь Сохейли встретил радушно и Ибн Сину. Этот молодой ученый в 392/1001-02 году вошел в круг ученых дворца Хорезм-шахов, и Сохейли назначил ему жалованье.
БЕГСТВО ИЗ ХОРЕЗМА
Ибн Сина некоторое время оставался под покровительством визиря Сохейли в Ургенче и со спокойной душой начал заниматься наукой. Однако эта жизнь не была постоянной. Султан Махмуд Газнави, известный правитель газнавидов слышал, о том, что несколько известных ученых собрались в Ургенче под покровительством маленького государства Хорезм-шахов. Ему захотелось пригласить этих ученых к себе, так как в то время амиры и падишахи гордились присутствием в своем дворце ученых и прославлялись этим.
Султан Махмуд послал человека в Ургенч и попросил Хорезм-шаха прислать к нему ученых своего двора, в том числе и Ибн Сину. Хорезм-шах собрал ученых и рассказал, в чем дело. Многие из них приняли приглашение и согласились поехать во дворец султана Махмуда. Но Ибн Сина и Абу Сахл сказали: «Мы не поедем». Что было дальше, читаем в «Чахар-макале» Низами Арузи Самарканди: «Затем ходжа снарядил Абу Али и Абу Сахла, дал им в дорогу проводника, и они выступили по гурганской дороге по направлению в Гурган. Однако в Хорезмской пустыне они сбились с пути. Абу Сахл умер в пустыне, а Абу Али вместе со своим проводником смог доехать до Абиверда (город, остатки которого находятся в Туркменистане - Прим. переводчика). Оттуда он перебрался в Тус, а далее в Нишабур.
Но султан Махмуд сильно разгневался за побег на Абу Али и стал искать его. Абу Наср Аррак был художником, он нарисовал на бумаге портрет Абу Али и пригласил художников, чтобы они срисовали с него сорок портретов и разослали их по областям».
ОСТАНОВКА В ГУРГАНЕ
С другой стороны, Абу Али оставил Хорасан и отправился в Гурган (город в современном Иране) для присоединения ко двору Шамс ул-Маали Кабус Вошмгир, который был одним из амиров государства рода Зияр. Однако в это время восстало войско Кабуса, и его сместили с престола и заточили в зиндан. На трон посадили его сына Манучехра. В связи с этими событиями Ибн Сина остался в Гургане незамеченным и как известный врач стал лечить больных. Через некоторое время человек, по имени Абу Мухаммед Ширази любящий науку, обратил внимание на его знания и купил для него соседний дом. Он попросил Абу Али написать книгу, поэтому Абу Али на некоторое время остался в Гургане. Однако случилось такое событие, в результате которого амир узнал его. Низами Арузи так описывает это событие:
«Заболел один из молодых родственников амира. Врачи приступили к его лечению и приложили все усилия и старания, но пациент не пошел на поправку. И вот один из приближенных амира сообщил о присутствии молодого врача в городе. Амир сказал: «Найдите его и приведите к больному, пусть возьмется за его лечение: одни руки /и впрямь/ бывают благословеннее других».
Люди амира пришли и привели Абу Али к больному. Абу Али... увидел юношу поразительной красоты, стройного... Тогда он присел рядом и взял его руку, чтоб узнать пульс... Потом сказал: Мне нужен человек, который знал бы все дома и кварталы Гургана». Привели... Абу Али положил руку на пульс больного и сказал: «Ну-ка называй...» Тот начал называть кварталы Гургана, пока не дошел до одного квартала, при упоминании которого пульс больного странно дрогнул. Тогда Абу Али сказал: «Назови улицы этого квартала». Тот человек называл, пока не дошел до названия одной из улиц, при котором это странное движение повторилось вновь. Абу Али попросил назвать имена жителей этой улицы, пока не дошел до имени, при упоминании которого это движение повторилось снова. Затем Абу Али сказал: «Этот юноша влюблен в девушку, которую зовут так-то, из такого-то дома, такой-то улицы, такого-то квартала. И лекарство для него - соединение с этой девушкой, и исцеление его - свидание с ней».
Амир, удивленный этим лечением, оказал ему всякие почести. Но это тоже продолжалось недолго. Прошло немного времени, и Абу Али был вынужден оставить Гурган, так как лазутчики султан Махмуда искали его. С другой стороны, Манучехр также начал дружить с ним, и Абу Али, может быть, боялся того, что амир сдаст его людям султан Махмуда Газнави. Особенно Манучехр не был ученым и не оказывал им высоких почестей. Поэтому Ибн Сина оставил Гурган и отправился в Рей.
Одним из особых событий, произошедшим в Гургане, для Абу Али было его знакомство с Абу Обейд Джузджани, который стал его учеником. Абу Обейд, который был самым знаменитым учеником Ибн Сины, через некоторое время написал книгу о жизнеописании, включающую события жизни Ибн Сины от рождения до смерти. То, что относится к рождению, детству, юношеству, молодости, до прибытия в Гурган, Ибн Сина рассказывал ему сам. Остальное Абу Обейд написал сам и собрал в трактате под названием «Трактат об истории жизни».
В ГОРОДЕ РЕЙ
Ибн Сина в 404/1013-14 году, когда ему было 34 года, оставил Гурган и отправился в Рей. В Рее он поступил на службу к амиру рода Бундов - Маджд уд-Доуле и его матери Ширин, по прозвищу Сеййеде Умм ул-Молук. Эта семья - мать и сын оказали ему почести. Ибн Сина на некоторое время остался в Рее и лечил Маджд уд-Доуле, который болел меланхолией /раздражительностью/, и после этого его авторитет повысился. Однако Ибн Сина остался в Рее ненадолго. Когда султан Махмуд намеревался отправиться в Иран, Абу Али Сина, опасаясь его, опять вынужден был оставить Рей и отправиться в Казвин, а через некоторое время оставил и Казвин и оттуда поехал в Хамадан.