Произведения и стихотворения
Когда еще был жив шейх Абу-л-Хасан Харакани, несколько мюридов записывали его речь и выступления. Эти речи и выступления потом были собраны в книге под названием «Hyp ул-улум» ("Свет наук").
У шейха были и другие произведения об ирфане и суфизме.
Рассказывают, что шейх Абу-л-Хасан Харакани иногда сочинял стихотворения, и некоторые стихотворения приписывают ему. Четверостишие, приводимое ниже, одно из них:
Тайны извечности ни ты познаешь, ни - я.
Это слово загадку ни ты прочтешь, ни - я.
За занавесом есть разговор про меня и про тебя,
Когда опустится занавес, ни ты останешься, ни - я.
Шейх Абу-л-Хасан Харакани скончался в день ашура 10 мохаррама 425/2 декабря 1033 года в 74 года в деревне Харакан, и похоронили его там же.
Завершаем статью о шейхе Абу-л-Хасане Харакани его же словами: «После веры, которую Бог дает рабу, нет ничего величайшего, чем чистое сердце и правдивый язык».
АБУ САЙД АБУ-Л-ХАЙР
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ
Фазлаллах сын Ахмеда, который позже стал известен миру как Абу Сайд, родился 1-го мухаррама 357г./1 января 967 г. в Мехне. Место рождения Абу Сайда Мехне, который иногда называют и Мейхене, городок по дороге из Мерва в Серахс. Это селение, приютившееся в степи Хаваран на севере Хорасана возле гор Хазар Масджед, считается одним из важных административных центров селений Хаваранской степи. В настоящее время это территория Т\ркменистана, село называется Маане и находится в 200 км. на юго-востоке от Ашгабата.
ОТЕЦ
Отец Абу Сайда был верующим человеком, последователем идей шафиитского толка. Он занимался продажей лекарств и был обеспеченным человеком. Среди своих земляков он был известен как Абу-л-Хайр. Он был в хороших отношениях с суфиями Мехне, был знаком с их учением, ходил на их собрания. А иногда водил с собой и своего малолетнего сына Фазлаллаха на их меджлис. Абу Сайд, таким образом, впервые познакомился с учением суфиев еще в детские годы. Затем он изучал суфийские учения и идеи у суфия Бишр Ясин, который был другом его отца, и этот суфий оказал на него сильное влияние.
Рассказывают, что известный суфий того времени шейх Абу-л-Касим Горгани, когда увидел маленького Абу Сайда с отцом, предсказал ему славное будущее.
НАЧАЛО УЧЕБЫ
Отец, который всерьез думал о будущем сына, отдал его учиться с малых лет. Абу Сайд поначалу занимался чтением Корана. Затем, чтобы учиться языку и литературе он стал брать уроки у видного литературоведа того времени Абу Сайд Аннази и настолько хорошо изучил арабскую литературу, что уже в детском возрасте выучил наизусть 30 тысяч бейтов арабской поэзии. Отец Абу Сайда понял, что оставаться в таком маленьком селении, как Мехне, нельзя, это не даст сыну никакой пользы, необходимо послать его для продолжения учебы в другие места.
ПО ДОРОГЕ НАУКИ
Мерв, в котором занимались научной деятельностью многие ученые, в то время был одним из важных городов исламского мира. Поэтому отец отправил сына в Мерв, чтобы он смог учиться у этих великих людей. Когда Абу Сайду исполнилось 17 лет, он поехал в Мерв с целью изучения фикха. В Мерве он стал учеником Абу Абдаллаха Хизры и шесть лет учился у него фикху. Абу Абдаллах Хизры имел большие познания и в ирфане. Абу Сайд воспользовался этим и изучил у него также ирфан. После смерти учителя Абу Сайд продолжал обучаться фикху у Абу Бакра Каффала. Одновременно он участвовал в маджлисах рассказчиков хадисов и изучал хадисы.
Абу Сайд учился очень старательно, занимался днем и ночью. Сам он об этом пишет так:
«Еще пять лет я учился у имама Каффала настолько, что ночью занимался, днем повторял и приходил на занятия с красными глазами...»
Абу Сайд после одиннадцатилетней учебы в Мерве, когда ему было около 30 лет, поехал в Серахс, чтобы присутствовать на собраниях Абу Али Ахмед Захида. Абу Али Захид был широко образованным человеком: он был комментатором, знатоком принципов фикха, рассказчиком хадисов, знал историю. Поэтому Абу Сайд ходил к нему и ежедневно занимался у него по три часа, осваивая различные науки. Рассказывают: «Наш шейх утром у Абу Али... изучал комментарии, после полуденного намаза изучал принципы (фикха) и после намаза, совершаемого до захода солнца, изучал вести о Пророке».
ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ИРФАНУ
В то время, когда Абу Сайд был поглощен изучением наук, маршрут его жизни вдруг резко изменился. Известный суфий из Серахса-Лукман Серахси порекомендовал ему встретиться и послушать одного из знаменитых суфиев Хорасана - пира Абу-л-Фазл Хасана. Однажды Абу Сайд пошел в ханках Абу-л-Фазла и на том собрании (маджлисе) от его выступления пришел в экстаз, так сильно повлияли на него речи Абу-л-Фазла. Сам наставник также понял это и сказал ему: «Опьянен ты и не знаешь, что впереди и что позади... Встань и ищи уединения». После этого события Абу Сайд изменился. Его учитель Абу Али Захид также рекомендовал ему пройти тот путь, который он выбрал, после чего Абу Сайд оставил официальные науки и обратился к ирфану и суфизму. Рассказывают, что он все свои книги зарыл и посадил дерево на этом месте.