Сын влиятельного руководителя
Известный философ, ученый и математик Абу Наср Мухаммед, сын Тархана, родился около 260/873-74 года в области Фараб (Фарьяб), которая находилась в Мавераннахре, а ныне находится в Афганистане, поэтому и прославился как Фараби. Семья Фараби была авторитетной и влиятельной. Тархан - псевдоним отца или деда в переводе означает «влиятельный начальник, руководитель», «человек, который может без разрешения войти к шаху». Отец Фараби был командующим войском и ответственным за охрану некоторых из приграничных городов.
НА ПОСТУ СУДЬИ
В Мавераннахре Фараби начал изучать арабский язык, фикх, хадис и тафсир - комментарии Корана. Он достиг успехов в этих науках, в результате чего стал казием (судьей) и работал на этом посту некоторое время. Затем его внимание привлекла книга по философии, и он начал заниматься логикой и философией. Наконец, для изучения гуманитарных наук он оставил родные места и отправился в Багдад. В то время Багдад был научным и культурным центром исламского мира, и наука там процветала.
ФАРАБИ В БАГДАДЕ
Фараби в Багдаде учился логике у одного из известнейших ученых и вскоре добился успехов в этой науке. Затем для совершенствования своих знаний он отправился в город Харран. Это город на севере Ирака, из которого в первые века ислама вышли известные ученые и переводчики. В этом городе он продолжал учиться логике, но через некоторое время вернулся в Багдад. На этот раз он в Багдаде больше занимался изучением философии. Кроме того, он изучал логику, философию, математику, музыку и даже медицину. Рассказывают, что во время проживания в Багдаде Фараби по причине финансовых трудностей вечерами занимался под факелами, которые солдаты прикрепляли на стенах. Фараби жил в Багдаде 25 лет, но в конце концов, вынужден был оставить этот город.
У САЙФ УД-ДОУЛЕ
Фараби был ученым-рационалистом и философом. Опасаясь обвинения в ереси и клевете, он, в конце концов, вынужден был оставить Багдад и отправиться в Египет, но по приглашению Сайф уд-Доуле Хамдани поехал в Алеппо (Халаб), который был одним из городов Сирии. Хамданиды были государством шиитов, которые управляли северными районами Байн ун-нахреин (Междуречья) и Сирией. Крупными городами их были Халаб и Мусел. Одним из известных амиров этой династии был Сайф уд-Доуле. Дворец Сайф уд-Доуле в то время был местом сбора ученых, языковедов, мудрецов и поэтов, которые приезжали из разных мест. Поэтому Фараби тоже поехал туда. Принимая во внимание, что Сайф уд-Доуле начал править с 333/944-45 года, можно заключить, что поездка Фараби в Алеппо состоялась после этого года.
Фараби в Алеппо пользовался большим уважением и там в нормальной обстановке смог продолжить свою научную деятельность. Хотя он и был известным ученым, все равно не обольщался лицемерием и роскошью дворца. Он мало участвовал в собраниях дворца и большую часть своего времени проводил на природе, занимался изучением и сочинением. Он из всех льгот и привилегий довольствовался только получением маленькой зарплаты из дворца, всего четыре дирхема в день. Конечно, такая спокойная жизнь продлилась недолго и спустя несколько лет завершилась смертью Фараби.
ВТОРОЙ УЧИТЕЛЬ
Фараби был одним из авторитетных и уважаемых специалистов в области логики. Он в течение долгих лет в Багдаде и Харране полностью изучил греческую логику, систематизированную известным ученым и мудрецом Аристотелем, и преподавал ее в исламских научных кружках. В связи с отрицательным отношением некоторых мусульман к этой науке, Фараби написал трактат, собрал в нем хадисы о Величайшем Пророке ислама, в которых были заметки о задачах и объектах логики. Кроме того, Фараби добавил в логику новые темы.
Фараби и Абу Али Сина считаются двумя великими философами в истории ислама. Фараби был продолжателем философского пути известного философа Абу Исхак Кинди и находился под сильным влиянием греческой философии.
Рассказывают, что однажды нашли один экземпляр трактата «Нафс» ("О душе"') Аристотеля, в котором была запись, сделанная Фараби: «Я читал эту книгу сто раз». Он сорок раз читал и книгу Аристотеля «Сама табии».
Фараби дополнил философские трактаты Аристотеля и написал комментарии к ним. Таким образом, он облегчил для мусульман понимание предмета и сути греческой философии. Рассказывают, что известный философ Абу Али Сина однажды сказал: «Некоторые философские трактаты Аристотеля о метафизике я читал несколько раз, но ничего не понял, пока не прочитал книгу-комментарий Фараби и только с ее помощью понял взгляды Аристотеля».
Несомненно, одной из причин удивительного влияния логических и философских взглядов на исламский мир были старания Фараби. Он так хорошо знал греческую философию, что решил соединить противоречивые взгляды Аристотеля и Платона, и написал об этом книгу «Ал-джам байиа рай-ил-хакимайн» ("О единстве взглядов двух мудрецов").
Фараби ввел новшества в философию. Он старался согласовывать взгляды греческой философии с исламскими идеями и принципами. Фараби достиг успехов в этом направлении, поэтому некоторые считают его основоположником исламской философии, так как он смог создать систематизированную и гармоничную философию.
За такие достижения Фараби называют «Муаллим сани» ("Второй учитель") и его работу считают продолжением идей Аристотеля, которого называют «первым учителем».
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАУК
Одной из заслуг Фараби является систематизация и характеристика распространенных наук того времени. В исламском мире он был первым человеком, приступившим к такой работе, и свою работу он подытожил в книге под названием «Ихса ул-улум» ("Подсчет наук"). Фараби в этой книге описал разные отрасли знания и науки, вкратце объяснил их объект. Книга «Ихса ул-улум» состоит из пяти глав. Первая глава - филология, вторая глава - логика, третья глава - математика, четвертая глава - естественные науки и теология, пятая глава - гражданская наука, фикх, калам.
ИДЕАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Фараби можно считать первым великим исламским философом, который высказал взгляды о политике согласно условиям исламского мира. Самой известной его книгой в этой области является «Ара ахл ул-мадинат ул-фазыла» ("Воззрения жителей идеального града'").
В этой книге он описал прослойки общества и их пути к счастью и несчастью. Он убежден, что «Мадина фазыла» ("идеальное общество") - это город и общество в нем, основанное на взаимопомощи и сотрудничестве в делах, которые ведут народ к счастью. В этой книге он раскрыл сущность человеческого характера, рассказывал о народном образовании, о путях достижения счастья, об особенностях предводителя общества и др.
НАБОЖНЫЙ МУДРЕЦ
Фараби был мыслителем верующим и набожным. Чтобы доказать существование Всевышнего, он привел философские доказательства, которыми и в настоящее время пользуются философы и мыслители.
В IX-X вв. появилась группа людей, которая отрицала пророческую миссию пророков. Самым известным из них был Ибн Раванди. Некоторые говорят, что знаменитый иранский философ и врач Мухаммед ибн Закария Рази также был приверженцем такого мнения. Фараби, который был набожным мудрецом, убежденным в Единстве бога и пророческой мысли, выступал в защиту этих верований и доказал истинность пророческой миссии с помощью фактов и аргументов. Его взгляды в этом вопросе были настолько обоснованными, что через некоторое время Абу Али Сина также последовал этим взглядам. В последние столетия даже такие ученые, как Сейид Джамал уд-Дин Асадабади и шейх Мухаммед Абдух также приняли эти взгляды. Рассказывают, что Фараби для отрицания взглядов Мухаммеда ибн Закария Рази написал книгу и назвал ее «Фи-р-рад ала-р-Рази фи илм-ил-илахи» ("Об отрицании Рази в теологии").
ИСКУСНЫЙ МУЗЫКАНТ
Фараби основательно изучил музыку и написал по музыке две книги под названием «Ая-мусики ул-кабир» ("'Большая музыка") и «Ал-мусики ус-сагир» ("Маленькая музыка"). Рассказывают, что сам Фараби изобрел музыкальный инструмент канун. Об искусстве Фараби в музыке и его славе рассказывают, что однажды во дворе Сайф уд-Доуле Хамдани ему не понравилась игра музыкантов. Тогда Сайф уд-Доуле спросил у него: «Разве ты специалист по музыке?». Он ответил положительно, потом на музыкальном инструменте, который взял с собой, сначала исполнил музыку, от которой присутствующие смеялись, затем сыграл другую музыку, от которой сидящие заплакали, потом - третью музыку, под которую слушатели, даже охранники заснули. И тогда он встал и ушел со двора.
ОТНОШЕНИЕ К ПОЭЗИИ
Хотя Фараби и не известен как поэт, однако ему приписывают стихотворения на арабском и персидском языках. Приводим один рубаи:
Тайны бытия остались неразработанными и нераскрытыми.
И та жемчужина столь благородная осталась непросверленной.
Каждый /считая себя/умным, сказал что-нибудь.
Та мысль, которая была основной, осталась невысказанной.
Конечно, язык этого стихотворения свидетельствует о том, что его автор не мог жить в 1Х-Х веках. Все-таки у нас нет достаточных подтверждений, что Фараби писал стихи.
ФИЛОСОФ МОРАЛИ
Фараби придавал большое значение морали. Он считал, что счастье и величие положения философа заключается в уединении и отшельничестве, а также был убежден в том, что результат науки и истоки счастья кроются в морали. По его мнению, ученый, который не придерживается моральных принципов, не станет счастливым и совершенным. Фараби был убежден еще и в том, что если человека не украшает нравственность, то он несчастен. Сам он следовал моральным принципам. Например, несмотря на то, что он был энциклопедически образованным ученным, он не был высокомерным, жил очень скромно, одевался просто, не интересовался богатством. Большую часть своего времени и в Багдаде, и в Сирии, он проводил в одиночестве, в раздумье, занимался исследованием и сочинением трактатов. В Алеппо (Халаб), несмотря на то, что его уважал даже сам Сайф уд-Доуле и была возможность накопить большое богатство и деньги, он не стремился к этому и довольствовался лишь получением четырех дирхемов в день на пропитание.
ОТНОШЕНИЕ К ШИИЗМУ
Фараби считают шиитом, и для доказательства этого приводим факты. Рассказывают, что когда Фараби жил в Багдаде, то общался с шиитами. Его поездка во дворец Сайф уд-Доула Хамдани, который также был шиитом - это другой факт, подтверждающий его шиизм. Также рассказывают, что те особенности предводителя общества, которые он описывал в книге «Ара ахл ул-мадинат ал-фазыла», соответствуют представлениям шиитов о предводителе общества. В завещании Фараби просил Сайф уд-Доула о том, чтобы после его смерти он совершил намаз у его тела, а это может считаться одним из фактоф, подтверждающих шиизм Фараби. Когда Фараби умер, Сайф уд-Доула совершал намаз по правилам шиитов.
ТРУДЫ
Фараби был ученым-энциклопедистом, автором множества книг число которых превосходит сто названий. Половина этих произведений относится к логике, а другая половина относится к таким наукам, как философия, математика, природоведение, музыка и другим. Самыми важными из них считаются следующие книги: «Фосус ул-хекам» ("Гамма мудрости"), «Ара ахл ул-мадинат ул-фазыла», «Ихса ул-улум», «Ал-мусики ул-кабир» и другие. Фараби большинство своих трактатов сочинил в Багдаде, а некоторые в Сирии. Следует отметить, что он многие свои книги написал в последние тридцать лет своей жизни, то есть когда он уже был с точки зрения научной подготовки зрелым.
Стиль Фараби - стиль особый. Он писал кратко и точно. Вместе с тем он предпочитал сочинение маленьких трактатов большим произведениям. Конечно, эти маленькие трактаты имеют глубокий смысл и подтверждают глубину его знаний.
Фараби свою восьмидесятилетнюю жизнь провел в раздумье, в исследованиях и сочинении. Он держался вдали от политических и общественных событий и все свое время посвящал науке.
Фараби умер в Сирии (Шам) в 339/950-51 году, и согласно завещанию Сайф уд-Доуле с несколькими людьми совершил намаз у его тела, и после этого его похоронили.
Его произведения и идеи в Х-Х1 веках распространились на западе и востоке исламского мира. Его философия была встречена с большим интересом, а некоторые его произведения были переведены на арабский и латинский языки. Эти произведения в XIX веке были переведены на живые языки Европы, и это повлияло на мировоззрение европейцев, особенно французов.
РУДАКИ
РЕБЕНОК ИЗ РУДАКА
Его имя было Джафар, отца называли Мухаммед. Точная дата его рождения не известна. По-видимому, он родился во второй половине IX века. В связи с тем, что он родился в селении Рудак, его называли Рудаки. Рудак- название деревни, расположенной между Бухарой и Самаркандом. Поэтому одни относят его к Бухаре, а другие - к Самарканду.
О детских и подростковых годах и о годах молодости Рудаки нет достаточных сведений. Однако признаки его гениальности проявились еще в раннем детстве. Рассказывают, что Рудаки было семь лет, когда он выучил наизусть Коран и в правилах чтения Корана также имел успех. В эти же годы он начал сочинять стихи.
Некоторые рассказывают, что Рудаки был слепым от рождения, но это неточно, потому что он в своих стихотворениях так воспевал природу, что слепой от рождения человек вряд ли смог бы это сделать. Больше оснований считать, что он ослеп в последние годы своей жизни. Рудаки был талантливым и умным, был хорошим музыкантом, очень хорошо играл на барбате (название музыкального инструмента) и имел пленительный голос, изучил известные науки своего времени. Однако главным образом он прославился как поэт.
ОТЕЦ ПЕРСИДСКОЙ ПОЭЗИИ
Место Рудаки в поэзии очень высокое. Его считали самым известным поэтом периода Саманидов и первым персидским поэтом. Дело не в том, что до Рудаки никто не сочинял стихи на персидском языке. Это значит, что он был первым поэтом, установившим определенные законы в персидской поэзии. Он разработал в поэзии такие формы и жанры, как дастан, газель, мадх (ода), моуэзе (наставление), марсие (элегия). Он был сильнейшим поэтом того времени и был первым поэтом, который составил из своих стихотворений диван, состоящий из двух томов. По этим причинам он удостоился таких титулов, как «отец персидской поэзии», «мастер персидской поэзии» и «султан персидской поэзии».
Одной из важных заслуг Рудаки является то, что он переложил в стихах известную книгу «Калине ва Димне». По приказу амира Наср Самани и любителя искусства визиря Абу-л-Фазл Балами он изложил эту книгу в стихах и за эту работу получил премию 40 тысяч дирхемов. К сожалению, эта книга не дошла до наших дней, осталось только несколько бейтов.
Стихотворения Рудаки охватывают различные темы. Темы любви, назидания, мотивы скорби и сострадания, восхваления, мистического уединения являются основными темами творчества Рудаки. О воздержании от зависти и алчности в отношении других он пишет так:
Мне жизнь дала совет на мой вопрос в ответ -
Подумав, ты поймешь, что вся-то жизнь - совет:
«Чужому счастью ты завидовать не смей.
Не сам ли для других ты зависти предмет?»
/Перевод В.В.Левина и С.И.Липкина/
Одно из самых известных стихотворений Рудаки - это марсие
(элегия), написанное по случаю смерти сына одного из видных
деятелей.
В этом стихотворении он призывает к терпению и отмечает
бесполезность рыданий и тяжелых переживаний по случаю смерти
дорогих людей.
Печальный друг, достойный уваженья,
Ты, втайне льющий слезы униженъя.
Ушел ушедший, и пришел пришедший,
Кто был, тот был - к чему же огорченья?
Ты хочешь сделать этот мир спокойным,
А мир желает лишь круговращенъя.
Не злись: ведь мир твоей не внемлет злости,
Не плачь: к слезам он полон отвращенья.
Рыдай, пока не грянет суд вселенский,
Но прошлому не будет возвращенья.
/Перевод В.В.Левина и С.И.Липкина/
Рудаки также сочинил марсие по случаю смерти поэта Шахида Балхи:
Он умер. Караван Шахида покинул этот бренный свет.
Смотри, и наши караваны увлек он за собою вслед.
Глаза, не размышляя, скажут: «Одним на свете меньше стало».
Но разум горестно воскликнет: « Увы, сколь многих больше нет!».
/Перевод В.В.Левина и С.И.Липкина/
Рудаки был мастером лрических газелей. Известный поэт Унсури высоко оценивал газели Рудаки и считал, что по мастерству они превосходят его собственные газели. Унсури об этом написал так:
Газель прекрасна рудакийская!
Не рудакийкие мои газели.
Современная форма и стиль написания касыд также разработаны Рудаки. Он начинал свои касыды с ташбиба и тагаззол (приведение любовных строк в начале касыды). Далее начинается восхваление мамдуха (амира или другого лица), и в конце приводятся бейты, в которых поэт молится о здоровье мамдуха и желает упрочения его в должности и счастья.
У Рудаки был диван, состоящий из двух томов. О количестве строк этого дивана существуют различные мнения. Но этот диван не дошел до наших дней, и в наше время издана примерно одна тысяча бейтов /две тысячи строк/ из творчества Рудаки.
ПРИБЛИЖЕННЫЙ АМИРА САМАНИДА
Благодаря своей широкой известности, таланту и проницательности Рудаки был избран приближенным двора амира Наср ибн Ахмед Самани (который правил с 301/913-14 года по 331/943-44 год). Условия для выбора на такую должность были такими: человек должен быть шутником, остряком, общительным, острословом, оратором, грамотным, энциклопедически образованным, а Рудаки имел все эти атрибуты. Должность приближенного, владеющего даром слова, была важнее, чем должность визиря. Рудаки имел большое влияние при дворе Саманидов, и амир Наср ибн Ахмед давал ему премии и подарки. Как говорят, когда он отправлялся куда-нибудь, его сопровождали двести рабов, и четыреста верблюдов несли его багаж.
«ВЕТЕР, ВЕЯ ОТ МУЛЬЯНА...»
Один из знаменитых рассказов из жизни Рудаки относится к стихотворению, с помощью которого он мог повлиять на амира Наср Саманида, чтобы он возвратился в Бухару. Низами Арузи Самарканди в своей книге «Чахар макале» полностью приводит этот рассказ. Но мы приводим его в сокрощении.
«Наср ибн Ахмед Саманид зиму проводил в столице Бухаре, а летом приезжал в Самарканд или в один из городов Хорасана.
И вот в какой-то из годов остановился в Бадгисе. Ему понравился прекрасный климат, обильный и хороший урожай этой области, и он четыре года пребывал там.
Так как обстановка в государстве Саманидов была стабильной, он четыре года подряд оставался там.
Постепенно амиры и начальники войска истомились от такого долгого пребывания и пожелали возвратиться в Бухару и повидать семью.
Однако у амира не было желания возвращаться, и старания начальников войск и вельмож государства получить согласие амира возвратиться в Бухару были тщетными.
Наконец, начальники войск и вельможи пришли к устаду Абу Абдаллаху Рудаки. А для падишаха среди его приближенных не было никого влиятельнее и приятнее для беседы, кроме него. Сказали: « Мы дадим тебе пять тысяч динаров, если ты придумаешь средство, чтобы падишах сдвинулся с этой земли. Наши сердца хотят видеть своих детей, и наши души стремятся к Бухаре». Рудаки согласился... Он сочинил касыду, вошел к амиру Наср и сел на свое место... взял чанг и в ладу «ушшак» запел касыду:
Ветер, вея от Мульяиа, к нам доходит.
Чары яр моей желанной к нам доходят...
Что нам брод Аму шершавый? Нам такой,
Как дорожка златотканая подходит.
Смело в воду! Белоснежным скакунам
По колено пена пьяная доходит.
Радуйся и возликуй, о Бухара:
Шах к тебе, венчанная, приходит.
Он как тополь! Ты как яблоневый сад!
Тополь в сад, благоуханная, приходит.
Он как месяц! Ты как синий небосвод!
Ясный месяц в небо раннее восходит.
/Перевод В.В.Левина и С.И.Липкина/
Когда Рудаки дошел до этого бейта, амир почувствовал такое волнение, что поднялся с трона, как был без сапог, вложил ноги в стремена скакуна и помчался в Бухару, так что набедренные латы (для охраны бедер во время сражений на коне) и сапоги догнали его на расстоянии двух фарсахов...
И потом до самой Бухары он не делал остановок. А Рудаки получил от войска эти пять тысяч динаров в двойном размере».
Низами Арузи добавляет, что до сих пор никто не сумел сочинить ответа на эту касыду.
И это правда. Так как, даже известные поэты, которые пытались сочинить стихотворения в этом размере с такой рифмой, не смогли этого сделать, и это очень удивительно! Потому что, это стихотворение простое. Причиной большого влияния этого стихотворения на саманидского амира, как предполагают, был музыкальный инструмент, на котором Рудаки играл, когда запел стихотворение. Известный иранский поэт Хафиз Ширази, который в одном из своих стихотворений использовал этот текст пишет:
Вставай, отдадим свое сердце той самаркандской турчанке,
Ветер, вея, от нее приводит нам благоуханье Мулъяна!
«ВСЕ ЗУБЫ ВЫПАЛИ МОИ, И ПОНЯЛ Я ВПЕРВЫЕ...»
Спокойная и полная достатка жизнь Рудаки не была долгой, и с низвержением Наср ибн Ахмед Самани, который был мамдухом, восхваляемым и покровителем Рудаки, его положение также изменилось.
Рассказывают, что Наср ибн Ахмед был сторонником карматов (группа шиитов исмаилитского толка). Рудаки также в своих стихотворениях симпатизировал этой группе. Поэтому после свержения этого амира Рудаки подвергся гневу и ярости, потерял свое положение, имущество, его ослепили противники Наср ибн Ахмеда, и к бедствиям старости прибавилось и бедствие слепоты.
По-видимому, именно в это время под влиянием трудностей и бедствий Рудаки написал свое известное стихотворение о старости:
Все зубы выпали мои, и понял я впервые.
Что были прежде у меня светильники живые.
То были слитки серебра, и перлы и кораллы.
То были звезды на заре и капли дождевые.
О нет, не виноват Сатурн. А кто? Тебе отвечу:
То сделал бог, и таковы законы вековые.
Ты знаешь ли, моя любовь, чьи кудри словно мускус,
О том, каким твой пленник был во времена иные?
О если б Рудаки могла ты видеть в эти годы,
А не теперь, когда я стар и дни пришли плохие.
Тогда звенел я соловьем, слагая песнопенья,
Тогда я гордо обходил сады, края земные.
Тогда я был слугой царям и многим - близким другом,
Теперь я растерял друзей, вокруг - одни чужие.
Теперь стихи мои живут во всех чертогах царских,
В моих стихах цари живут, дела их боевые.
Но изменились времена, и сам я изменился.
Дай посох: с посохом, с сумой должны брести седые.
/Перевод В.В.Левина и С.И.Липкина/
Дата смерти Рудаки, как и год рождения не известна. Рассказывают, что он скончался в своем родном селе Рудак в один из этих годов: 304/916-17, 329/940-41, 339/950-51 или 343/954-55 год. Но если иметь в виду, что Наср ибн Ахмед правил до 331/943-44 года, можно прийти к выводу, что дата смерти Рудаки также должна быть 339/950-51 или 343/954-55 год. Разговор о Рудаки завершаем одним его стихотворением:
О тех рубашках, красавица, читал я в притче седой.
Все три носил Иосиф, прославленный красотой.
Одну окровавила хитрость, обман разорвал другую,
От благоухания третьей прозрел Иаков слепой.
Лицо мое первой подобно, подобно второй мое сердце,
О, если бы третью найти мне начертано было судьбой!
/Перевод В.В.Левина и С.И.Липкина/
РАББИА