Восемь вспомогательных средств для очищения и просветления читты
Средство | Основное содержание |
Яма (воздержание) | 1. Не причинять зло никакому живому существу 2. Не воровать 3. Контроль над чувственными желаниями и страстями 4. Не принимать ненужные дары |
Нияма (культура) | 1. Внешнее очищение: очищение тела путем омовения и потребления только чистой пищи 2. Внутреннее очищение: очищение ума посредством воспитания дружелюбия, доброжелательности, бодрости для того, чтобы делать добро людям — не взирая на их пороки 3. Привычка довольствоваться тем, что приходит само собой — без внешних усилий 4. Умерщвление плоти (привычка переносить холод, жару и т.п.) 5. Привычка к регулярному чтению религиозной литературы 6. Размышления о Боге и смирение перед Ним |
Асаны (положения тела) | Правильные положения тела, способствующие возвращению и сохранению здоровья, предотвращению болезней, сохранению жизненной энергии и контролю за нервной системой |
Пранаяна (контроль за дыханием) | Регулирование дыхания, что необходимо для сосредоточения ума |
Пратьяхара (удаление чувств) | Удаление чувств от внешних объектов и контроль за чувствами со стороны ума |
Дхарана (внимание) | Дисциплина ума, состоящая в фиксации читты на определенном объекте |
Дхьяна (созерцание) | Равномерное течение мысли вокруг и около объекта внимания |
Самадхи (сосредоточение) | На этой ступени ум настолько глубоко погружен в объект созерцания, что принимает форму объекта и теряет себя |
обретение этих способностей ни в коем случае не являются в йоге самоцелью.
Отношение к Богу. Патанджали при рассмотрении теоретических проблем не прибегает к понятию Бога. Поклонение Богу имеет у него скорее практический характер, так как является одним из средств достижения состояния самадхи. Позднее в йоге проблема Бога обретет итеоретический характер. В частности, будут разработаны несколько доказательств существования Бога, например:
• о существовании Бога как высшего «Я» говорят веды и другие священные книги; следовательно, Бог существует;
• в любом множестве объектов, обладающих неким свойством вразличной степени, должен существовать объект, обладающий данным свойством в высшей степени. В мире есть существа, обладающие познанием и могуществом в различной степени. Следовательно, должно быть существо, обладающее совершенным познанием и абсолютным могуществом, т.е. Бог.
2.2. Неортодоксальные школы
Буддизм Основоположником буддизма был Сиддхартха Гаутама,
(Buddhism)получивший прозвище Будда,т.е. «просветленный», «постигший истину». Биографические сведения. По преданию Гаутама жил в VI в. до н.э. Он был сыном царя (раджи), рос в роскоши и, не зная забот, женился на любимой девушке, у них родился сын. Но однажды при возвращении во дворец произошли четыре встречи, которые перевернули всю его жизнь. Он увидел больного и узнал о существовании в мире болезней и связанных с ними страданий; увидел дряхлого старика и узнал о существовании в жизни старости и связанных с ней страданий; увидел похороны и узнал о существовании смерти и страданий, связанных с нею. И наконец, встретил аскета-отшельника и узнал о существовании людей, которые путем аскетизма пытаются изменить свою судьбу — выйти из под власти своей кармы. И Гаутама покидает дворец и семью, став аскетом-отшельником Шакьямуни (отшельник из рода Шакья). Семь лет прожив в лесу, он пришел к выводу, что и жизнь аскета не позволяет окончательно избавиться от страданий, и уходит с этого пути. Освободив свой ум от тревожащих его мыслей и страстей, Шакьямуни сосредоточился на тайне земных страданий, и, наконец, после долгих размышлений постиг ее, став Буддой. Оставшуюся жизнь он провел в странствиях, проповедуя свое учение.
Основные труды. После смерти Будды ученики, собравшиеся на его похороны, обсудили его учение (Первый буддийский собор), при этом выступили три ученика, каждый из которых изложил отдельную часть учения. Позднее эти выступления были записаны на пальмовых листьях, а листья сложены в три корзины. Отсюда название буддийской священной книги — «Трипитаки»1, т.е. «Три корзины (учения)».
Философские воззрения. В фокусе внимания буддизма находится человек. А центральной проблемой философии буддизма является радикальное решение жизненно важной, практической задачи — освобождения от страдания,что возможно только при уходе из обычной жизни (сансары) в нирвану, поэтому традиционные философские вопросы о мире (его происхождении, устройстве, вечности и т.п.), сознательно оставлялись Буддой за пределами рассмотрения: ведь мир (сансара), это как раз то, из чего необходимо вырваться.
В ортодоксальной индийской философии считалось, что человек — это единство вечной души и сменяемого тела2. Будда с этим не согласен. По его учению, человек состоит из пяти групп элементов — дхарм,которые и образуют все явления телесного и психического. Это дхармы, порождающие: 1) телесные формы; 2) ощущения; 3) понятия, распознавания; 4) кармические отпечатки; 5) сознание3. Дхармы в буддизме нельзя трактовать как некие самостоятельные «духовные атомы», они не имеют никакого значения по отдельности, они значимы только «в потоке», в сочетании с другими. Так, сейчас вы читаете эту книгу и пытаетесь понять ее. Это значит, что в данный момент в вас «действуют» или «проявляются» дхармы телесных форм (книга), дхармы ощущений (видение текста), дхармы сознания (понимание текста) и т.д. В следующее мгновение вы выглянули в окно: значит, теперь «действует» другой набор дхарм и т.д. Сама наша нынешняя жизнь — это и есть «поток дхарм»1. Но таким же потоком являются и все остальные наши жизни (прошлые и будущие) — при всех перерождениях. А точнее, все наши жизни есть проявления единого потока дхарм. Все изменения в потоке дхарм происходят не хаотически, а подчиняясь определенному закону взаимозависимого возникновения (кармы). Теоретический фундамент буддийской философии составляет учение о колесе причинности.