Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем.
Человек может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого диапазона параметров физической среды, био- и социосферы. Человечество держится на острие. Ускорение процессов развития общества сопровождается понижением уровня его стабильности, сопровождается состояниями неустойчивости, возникают новые системные качества и аттракторы. Так как человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы стали носить глобальный характер. Неустойчивость внушает надежду, что малые изменения могут привести к изменению всей структуры, что означает, что индивидуальная деятельность совсем не бессмысленна. При этом мир, видимо, навсегда лишился стабильности и гарантий непреходящих законов. Особенно стали важны нелинейные системы и отношения, когда малый сигнал на входе дает большой на выходе, и повышение темпоральности - чувствительности к ходу времени.
Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия системы "общество-природа".
Развитие человечества, его производственных сил столкнули человека с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамики равновесия системы "общество-природа". "Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и в третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, кот очень часто уничтожают значение первых". Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.
Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: "чем полнее свобода, тем выше ответственность".
Осознание этих процессов вызывает глубокое беспокойство ученых многих стран. В 1960 г. возникла общественная организация под названием Римский клуб, поставившая своей целью создание и изучение глобальных моделей развития человечества.
Общая черта эпохи, переживаемой сейчас человечеством, состоит в том, что впервые за все время его существования перед ним встала проблема выживания. Есть и угроза термоядерного самоуничтожения, и угроза экологической катастрофы. Вторая даже более опасна, ибо обладает свойством постепенности, плавности, относительной незаметности своего наступления. Человечество в основной массе до сих пор не осознало глобального характера развертывающегося экологического кризиса.
В настоящее время глобальность эколог проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это, прежде всего, означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В современном обществе потребления решение эколог проблем невозможно...
Другие проблемы: невозможность затормозить технический прогресс, загрязнение. Нарушено ли хрупкое равновесие между природой и человеком. Уничтожение природных ископаемых, пресной воды, лесов, видов животных. Вправе ли человек, осознавая ответственность перед лицом Вселенной, изменять Землю? Действия людей носят некомпенсируемый характер. Озоновый слой, парниковый эффект, проблема шума. Сам человек начинает эволюционировать в техногенной среде. Ведут мутации к негативному или к полезному? Психические изменения в результате жизни в неестественных условиях. Скука, апатия, безнадежность, мусор, теснота и другие проблемы.
Демографические проблемы, учение Мальтуса о перенаселении. Население растет в геометрической прогрессии, еда – в арифметической. При этом проблема нехватки населения в развитых странах и переизбытка рождаемости в Африке и Лат Америке. Вопрос о коэволюции человека и животного. Вынос высоких технологий в космос и загрязнение космоса. Проблема информационного потока. Проблема искусственного интеллекта и механической жизни. Проблемы генной инженерии сейчас вышли на первый план. Ну и так далее, словом, здесь можно говорить, не останавливаясь.
Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти, ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии как безболезненной смерти, тем более уже появились приспособления для этого. Проблема абортов, можно или нет, в основном нравственная проблема - когда можно говорить о жизни нового человеческого существа? проблема борьбы со СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия. Мутации - повышение процента олигофреничных и аутичных детей, проблема их адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему - если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добры и нравственные. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас?
При анализе глобальных проблем важно помнить, что их решение не есть дело простое, а даже опасное. Человечество вступило в эпоху необратимого развития, и предотвращение деградации человечества как элемента биосферы сводится к формированию новой цивилизации.
Становится вопрос разработки Стратегии Человека, согласованной со стратегией природы. Понятие об экологическом и нравственном императиве, то есть некоторые вещи, в частности изменение некоторых свойств окружающей среды недопустимо ни при каких обстоятельствах. Это новые составляющие новой нравственности человечества. Актуальной задачей стало создание планетарного гражданского общества как института, в рамках которого и возможна эффективная реализация стратегии человечества, сопровождаемая формами контроля международных организаций. Невозможность разделения этических и научных ценностей, следовательно, новая этика, построенная на ответственности как на высшей ценности.
Концепция - изменить путь современной цивилизации, совершив коренной поворот в сторону глобальных духовных проблем, откуда и пойдет экономика и другое. Надо переориентировать людей с материальных ценностей на духовные, а то сейчас общество есть общество потребителей, потребление стало целью, все производится для того, чтобы потреблять. Чел попал в зависимость от вещей и прогресса. Это наносит непоправимый урон дух миру чел, Необходимо дух совершенствование.