Человечество перед лицом глобальных проблем

Человечество как фактор планетарного развития. Цели и средства преобразовательной деятельности человека. Понятие глобальных проблем современности. Социально-экономические и политические условия их разрешения. Экологическая этика. Нравственная солидарность человечества и проблема выживания.

Основная литература

История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1-4. М.: Греко-латинский

кабинет,1995-1999.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М.: Логос,

2001.

Основы современной философии. СПб.: Лань, 2002.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-

4. СПб.: Петрополис, 1994-1997.

Рассел Б. История западной философии. Т. 1-2. М.: Миф, 1993. Философский энциклопедический словарь. М.: Энциклопедия, 1989.

Философия. Ростов-н-Д.: Феникс, 2001.

Хрестоматия по истории философии. Т.1-3. М.: Владос, 1997.

методические указания по изучению курса

1. Роль философии в жизни человека и общества. Специфика

философ­ского знания

Литература

Ильин И.А. Путь к очевидности. М, 1993.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.,1990.

На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х

годов. М., 1990,

Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соч. в 2 т. М.,1988. Т.2.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Что такое метафизика? // Время

и бытие. М. 1993.

Под мировоззрением понимается определенная сумма знаний о мире и месте человека в нем. Можно говорить о мировоззрении не только отдельного человека, но и общества в целом или эпохи в его историческом развитии. Мировоззрением обладает каждый человек, задумывается он об этом или нет. Сумма знаний, составляющая мировоззрение, имеет некоторое единство, цельность. Это не означает, что каждый из нас обладает всей полнотой знаний. Однако некоторая цельность взглядов необходима для выработки практической ориентации в окружающем мире.

Философия есть понятийно выраженное мировоззрение, продуманное до конца, до своих истоков, основоположений, фундаментальных предпосылок. Тенденция к цельности, завершенности в философии есть уже осознанное стремление. Философия не есть «многознание», но усмотрение сущности мира и отношения к нему человека. Мы живем в конкретном окружении вещей, привычек, стереотипов мысли и поведения, но чтобы вопрошать о сущности, мы должны преодолеть, выйти за пределы обыденных представлений или трансцендировать. Конечно, мы не можем «выйти из себя» и посмотреть, что же есть сущность «на самом деле», сравнить ее «самость» с нашим представлением. Но мы можем направить свой изучающий взгляд на само сознание, направленное на постижение сущности. Этот акт и есть философская рефлексия, которая является важнейшим философским методом и определяет специфику философии как способа духовного освоения действительности.

История философии и ее современное состояние демонстрируют нам удивительное многообразие философских взглядов. Дело в том, что философст­вование - это личное дело, попытка выразить именно личное понимание мира и места человека в нем. Общечеловеческие ценности, конкретно-исторический «дух времени» преобразуется в личностном видении философа, порождая уникальные философские взгляды. Однако философ уникальным образом выражает фундаментальные предпосылки мировоззрения эпохи, поэтому история философии не только галерея взглядов, но и история идей, история понимания человеком себя и мира в различные эпохи.

Каждая эпоха в истории человеческой культуры содержала свой круг тем и проблем философии. Сама дифференциация философских дисциплин определялась в разные эпохи по-разному. Разделение философии на логику.

этику и эстетику предполагало рассмотрение проблем истинности и ложности знания, соотношение добра и зла, противостояние прекрасного безобразному. От поисков того, из чего все происходит и во что назад обращается, философы перешли к оттачиванию своего категориального аппарата. Форма и содержание, часть и целое, единое и многое, сущность и явление - в этих и других категориях выражалось философское постижение мира. После выработки богатейшего категориального аппарата появилась возможность проследить весь ход размышлений по различным методологическим схемам. Философия стала делиться на онтологию (учение о бытии), гносеологию (учение о познании) и аксиологию (учение о ценностях). Вопросы, связанные с проблемой человека (природа человека, цель и смысл жизни и т.п.), объединяются в специфическую область размышлений - философскую антропологию.

Философия, буквально - любовь к мудрости, постепенно меняя свою те­матику, язык и основные проблемы, в итоге осознала себя как предельно универсальный тип духовного освоения действительности, связанный с мышлением о мышлении. Это не случайно, так как выстраивая элементарные мыслительные формы, например, спрашивая, что объединяет интересующий нас круг явлений, мы упорядочиваем мир. После кантовской критической реконструкции философии (с характеристикой которой мы познакомимся позже) философы уже не задают вопросы о том, что такое мир (свобода, бессмертие души и т.п.), изменилась форма вопрощания: как возможно нечто (познание, нравственность, история и т.п.). Вопросы о сущности чего-либо преобразуются в вопросы об условиях возможности его существования, построения и познания. Современная философия стремится преодолеть понимание отношения человека к миру только как интеллектуального, познавательного. Искусство, религия, обыденное сознание, наконец, есть также формы упорядочивания мира, не сводимые только к познанию, но выражающие также эмоционально-волевое, ценностное отношение человека к действительности. Философия выясняет специфику этих форм, те мировоззрен­ческие предпосылки, которые лежат в их основе.

Размышления о природе философского знания, его соотношения с другими формами духовного освоения действительности - тема многогранная, более полное ее уяснение возможно лишь в процессе освоения всего курса

философии.





2. Исторические типы философии

Античная философия

Литература

Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969-1972. Т.1.

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998.

Гомперц. Т. Греческие мыслители. СПб, 1999.

История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И. Богута. М., 1991.

Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. М., 1972.

Лосев А.Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре// Дерзание духа. М., 1988.

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

Платон. Пир //. Соч. в 3 т. М.,1968-1972.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1991.

Античная философия является колыбелью западно-европейской фило­софии. Темы первоначала и первоосновы мира, единого и многого, природы, человеческой мысли и многие другие стали на протяжении веков полем философских рассуждений. Однако новоевропейская культура и философия ориентирована на индивидуальное, личное начало как основу построения философии, видения мира и человека. Античная философия не выработала представление о личности как самодовлеющем начале, в ее основе - принцип объективизма. Греки по строю мысли — граждане мира, понимаемого как законосообразный, материально-чувственный Космос. По аналогии с человеком как телесным и разумным существом Космос в греческой философии представляется самодвижущимся и разумным, ибо в нем присутствует душа -источник и принцип самодвижения, и ум - форма упорядоченности. Даже боги античной мифологии включены в космическое единство, участвуя в жизни природы и социального мира и подчиняясь номосу (закону) Космоса. Формы, по которым живет Космос, есть законы, которым человек должен следовать. Но чтобы следовать закону, необходимо его знать, поэтому для античной философии характерен культ знания как умозрения, видения разных форм мира.

Важнейшими в античной философии являются понятия «логос», «эйдос», «техне». Логос - это и слово, и мысль, и закон. Трудность понимания столь сложного смысла обусловлена своеобразием античного миропонимания. Закон (форма, сущность) бытия, мысль о бытии и слово, в котором живет форма и мысль - действительно одно. «Одно и то же мысль о предмете и пред­мет мысли» (Парменид). Понятие «эйдос» (идея) имеет значение чувственно-конкретной видимости («фигуры») и в смысле видимого мыслью. Идея немыслима вне вещи - либо вещи чувственного созерцания, либо умственного. Понятие «техне» означает ремесло, искусство и науку, и не только как человеческое дело, но и как божественно-космическое устроение. Космос тоже в некотором смысле произведение ремесла, искусства. Не случайно у Платона демиург (мастер, плотник, столяр) - устроитель мира, принцип космического единства.

В целях конкретизации общей характеристики античной философии сле­дует рассмотреть философию Платона - теорию идей и теорию знания (анамнезиса), а также учение о форме и материи Аристотеля.


Наши рекомендации