Философское учение К. Маркса. Реалистические и утопические черты в социально-философской доктрине К. Маркса.
Общая философия - диалектический материализм, в рамках которого развита теория исторического процесса - исторический материализм. Основными системообразующими принципами являются следующие:
- принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включая все формы действительности от объективной (материя) до субъективной (мышление).
- принцип материальности мира, утверждение, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание;
- принцип познаваемости мира, мера его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является практика;
- принцип развития; весь мир находится в непрерывном, постоянном диалектическом развитии, источник которого возникновение и разрешение противоречий;
- принцип преобразования мира в целях достижения свободы личности на основе преобразования жизни общества и достижения равенства и братства.
Диалектический материализм впервые распространяет материальное понимание не только на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория исторического процесса.
Теория познания. Общественно-экономическая практика есть основа, цель и критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике. Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект - это предмет приложения человеческих сил, то есть субъекта (человека, общества, государства). Действительность берется не созерцательно, а в форме приложения человеческой чувственной деятельности. Основные виды практики: обработка природы людьми (материально-производственная деятельность) и обработка людей людьми (социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь является практической. Практика связала теорию исторического процесса с гносеологией, была и в онтологии. Так как сущность сознания есть отражение в нем материальной жизни и условий, то процесс целеполагания у человека есть процесс отражения окружающего мира в форме образа предстоящей практической деятельности.
Исторический материализм. Идея внести материализм в понимание общества есть основа всех общественных наук типа социологии. Исходный пункт: основа любого человеческого общества - добывание средств к жизни. Отсюда базисом являются те отношения, в которые люди вступают при производстве своей жизни, который облекается надстройкой – политико-юридической, общественной и др. Каждая система производственных отношений возникает на определенном этапе развития производственных сил, когда есть соответствие, то производственные силы имеют большие возможности для развития (предметы производства, знания и опыт, человек). Когда производственные отношения отстают, то это почва для социальных революций. Надстройка - совокупность духовных образований (теории, учения, религия, искусство), отношений между людьми - идеология и учреждений и организаций - суды, партии, церковь и т.д. Надстройка вначале служит укреплению базиса, но в ходе развития и возникновения противоречий возникает новые надстроечные формы, активно воздействуя на базис. Новый базис вызревает в рамках старого, и количество переходит в качество, революционный переход о одной общественно-экономической формации к другой.
Отчужденный труд Маркса рассматривается в 4 аспектах.
1) Рабочий использует материалы, взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукт ему не принадлежат - они ему чужие. Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, которые создаются в производстве - средством жизни, физического существования. Рабочий полностью от них зависит.
2) Процесс труда для рабочего принудителен. Но такой труд - это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения других потребностей. Только вне труда рабочий распоряжается собой - т.е. свободен. Таким образом, он свободен только осуществляя жизненные функции, общие у человека с животными. А труд – форма деятельности, специфичная для человека, для рабочего представляется унижением в себе человека.
3) Труд подневольный отнимает у человека его "родовую" жизнь. Род человека живет в природе. Жизнь человека неразрывно связана с природой. Эта связь – деятельный контакт с природой, в которой главное - труд, производство. Но для рабочего труд - лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Рабочий относится к природе и производству не как свободный человек, а как рабочий, т.е. отчужденно. Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь, и человеческая сущность.
4) Подневольный труд порождает отчуждения между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться. Не только рабочие, но и все люди являются отчужденными. Отношения между людьми тоже отчужденные.
Устранение отчуждения. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение человеческой собственной подлинной сущности. Маркс связывает его с общественными преобразованиями, с освобождением которых в основе имеет уничтожение отчуждения труда. Что будет , если человек начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.