Особенности философии России конца XIX-начала XX вв., ее роль в развитии культуры, современное значение.

Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако спецификой России философии во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация России сыграла огромную роль в становлении русской философской мысли.

Материалисты В.Г.Белинский (1811-1848), А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-1868). Они являлись не только философами-теоретиками, но и идеологами русской революционной демократии. Русские философы прошли поучительную школу немецкой классической философии и Французского просвещения. После глубокого увлечения гегельянством русская философия повернулась в сторону материализма (не без помощи Фейербаха), стремясь, однако сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношению к сознанию, идею о том, что сознание есть свойство не всей, а только высокоорганизованной материи - мозга.

В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами, в результате столкновения которой и начинается жизнь природы. Обосновали принцип постоянной эволюции общественной истории. Герцен: природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, они течение, перелив, движение, причем движение происходит посредством борьбы 2 противоположных тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся. В русском космизме – 3 течения: естественно-научное (Вернадский, Циолковский), религиозно-философское (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэтическо-художественное (Одоевский, Сухово-Коб.). Основная проблемы космизма: связь человеческого сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и проблема понимания и др.

Бердяев пришел к религиозному экзистенциализму. Основные работы: "Смысл творчества", "Смысл истории", "Дух и реальность", "Экзистенциалистическая диалектика божественного и человеческого". В центре - проблема человека. Исходный пункт - примат свободы над бытием, свободу не определяет даже Бог, она есть самодовлеющий характер. Стоит в одном ряду с Богом, творчеством, духом. Онтология Бердяева строится на противопоставлении духа и природы. Дух - субъект, воплощающий в себе свободу, творческое начало, дух. Дух - это Бог, Природа - все, что не находится в духе, что объективно, множественно и делимо в пространстве. Это объекты, вещи. Отношения духа и природы Бердяев определяет дуалистически: 2 обособленных мира, имеющие общий источник, первичный принцип. Бытие проявляется и раскрывается в человеке и через человека. Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он существо природное и ограниченное. Человек - пересечение высшего и низшего мира. Отсюда отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид - натуралистически-биологическая, часть природы и общества. Становление человека Бердяев понимает как приближение к богочеловеку, единение с Богом. Бог есть смысл и истина мира и духа. Поэтому человек сам по себе, без бога не самодостаточен. Если человек сам есть Бог, то путь отрицания гуманизма, как у Ницше. В богословии тоже заключено рабство в виде идолопоклонничества, отношении к Богу как к Господу. Разрешение проблемы дуализма человека возможно лишь в царстве Божьем. В гносеологии Бердяев отвергает западноевропейское понимание познания. Объяснение философского познания - мировые тайны, направленная тайна свободы творчества. Основные формы познания - мистический опыт, интеллектуальная интуиция, религиозное откровение. Философская антропология - в центре рассуждений Бердяева. Он против гегелевской концепции. Внимание философии должно быть обращено к личности, а не к абстрактному человеку. Самое значительное в человеке идет не от социальных влияний, а изнутри. Социальная концепция - мессианство, спасение человечества. 3 силы в истории: Бог, судьба, свобода. Работы Бердяева выражают надежду на восстание личности против мира мертвых объектов, отчуждения. Мир - зло, человек должен приблизить конец мира. Бердяев последний отстаивал идею самоценности конкретной личности. Ценность личности выше абстрактных идей общего блага, интересов коллектива. Проявление человеческой сущности может быть понято только в ее отношении к Богу.

В.С Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки. Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства: “Все едино в боге”. Всеединство – это единство творца и творения. Бог по Соловьеву “космический разум”, “особая организующая сила, действующая в мире”. Окружающий мир по Соловьеву не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного художника. Божественный ум, органическая сила по Соловьеву распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа., которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта идея называется София-мудрости. Понятие Софии вводится для того, чтобы заявить что мир – это не только творение бога. Основой мира является “душа мира” – София – связующее звено между творцом и творением, придающая общность богу, миру и человечеству. В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве основополагающего принципа цельное знание предполагает в существование абсолютного начала – Бога. Эмпирическое знание раскрывает внешнюю сторону явлений, рациональное – особенности мышления. Однако истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию. Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих общественно-политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связ с усвоением религиозно-нравственных идей. Отказался от революционной борьбы. Исповедовал идеи почвенничества, для которых характерно религиозная ориентированность. Истинный путь свободы - путь Богочеловека.

Самобытным русским мыслителем был Лев Толстой (1828-1910). Подвергая критике общественно-политическое устройство России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человека. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. Всякая власть - насилие ─ отрицание государствава.

Философское учение о бытие.

Учение о бытие - онтология - одна из центральных проблем философии. В самом широком смысле слова бытие есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы бытия - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где существует? - Здесь и везде. Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди, их жизнедеятельность?” Второй аспект связан с вопросом о единстве мира: мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли человека. Природа, человек, мысли, идеи, общество существуют; различные по формам своего существования, они образуют единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, - это действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов. Философия фиксирует не просто существование вещи (человека, идеи, мира в целом), а более сложной связь всеобщего характера: предметы (люди, состояния) вместе с их свойствами, особенностями существуют и тем самым объединятся со всем тем, что существует в мире. Антитезой бытия, или нечто, является ничто. Все конкретные формы бытия, например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным бытия. Но бытие сущего, сколько бы оно ни продолжалось, приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму бытия. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и превращение, становление его в иной форме. Выделяют следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия: 1) бытие вещей (тел), процессов, которые в свою очередь делятся на: бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого, бытие вещей и процессов, произведенных человеком; 2) бытие человека, которое делится на бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие; 3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуальное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное; 4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества. Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Доп. по 1 виду бытия: все вещи, процессы, состояния, целостность бытия природы существуют до, вне и независимо от сознания человека - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объединенная и первичная. Для природы существовать не означает восприниматься человеком, а человек с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

Наши рекомендации