Тема 14. Учение о развитии. Диалектика
54. Предельно общее универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности: категория.
55. Центральным понятием диалектики является: развитие.
56. Философское учение о всеобщих связях бытия и развития всего сущего: диалектика.
57. В истории философии существовала не только диалектика, но и ее противоположность – метафизика.
58. Для какого направления философии характерно непонимание всеобщей связи явлений, отрицание развития: метафизика.
59. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференциальных и автономных частей целого, обусловленных строением: организация.
60. Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип - противоречия.
61. Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события – причина.
62. Категория диалектики, парная категории «необходимое» - случайное.
63. Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез ( отрицания отрицания), по Гегелю, - развитие
64. Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в результате количественного изменения – скачок.
65. Переход от одного количества к другому есть: скачок.
66. Закон «единства и борьбы противоположностей» определяет: источник развития.
67. Закон «взаимного перехода количественных изменений в качественные» определяет: механизм развития.
68. Закон «отрицания отрицания» определяет: тенденции развития.
69. Степень развития свойств предмета: количество.
70. Центральным понятием диалектики является: развитие.
71. Характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами есть: свойство.
72. Диалектика познания и мышления людей называется – субъективной.
73. Определите соответствие между разными периодами времени в понимании диалектики в разные времени:
· Античность – способ сочетания противоположных линий в поиске истины.
· При материализме – учение о развитии всего сущего.
· Средние века – учение о развитии всемирной истории.
· Новое время – развитие природы как целого.
· Философия Гегеля - учение о развитии духа.
Тема 15. Проблема человека
1.Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания: антропоцентризм.
2.Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений неживой природы, небесных тел, мифологических существ – антропоморфизм.
3.Учение о человеке – антропология.
4. Человек – есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду.
5. Индивид - конкретный представитель человеческого рода, которому наряду с родовыми чертами, присущи сугубо индивидуальные черты.
6. Индивидуальность– совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других.
7.Ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – аскетизм.
8.Ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – аскетизм.
9.Направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения – гедонизм.
10. Специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру с целью освоения и преобразования: деятельность.
11. Какой уровень не обязателен для человека: педагогический.
12.Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является: результатом его жизни в обществе.
13.Определяющим условием становления человека является труд, поскольку он имеет: коллективный характер.
14.Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является: результатом его жизни в обществе.
15.Как соотносятся между собой понятие «практика» и «деятельность»? Понятие «деятельность» шире понятия «практика».
16.Исходной формой общественной практики: была материальная практика.
17.Укажите верное положение. Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.
18.Что побуждает человека к конкретному самоличному действию: потребность, т.е. нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия.