Добро и Благо как свойство и синоним сущего.
Суарес определяет благо через понятие совершенства и как синоним бытия, единства и истины. "Всякая вещь, - пишет Суарес, - чтобы называться благой, должна быть прежде всего истинной, ибо нельзя назвать благим фальшивое золото или симуляцию здоровья". Совершенство же определяется как соответствие вещи своему назначению, т.е. своей цели. Понятие блага тесно связано с понятием цели. Основным свойством блага, согласно Суаресу, который здесь следует Дионисию Ареопагиту, является стремление распространяться.
Производящая причина.Важным является подразделение Суаресом производящих причин на ближайшую производящую причину (causa efficiens proxima) и отдаленную производящую причину (causa efficiens remota). Но чтобы производящие причины начали действовать, необходима первая производящая причина, которая, во-первых, переводит вещи из небытия в бытие, являя себя как причина творящая (causa creans), во-вторых, поддерживает вещи в бытии, являя себя причиной сохраняющей (causa conservans), и, в-третьих, содействует ближайшей и отдаленным производящим причинам в совершении ими в вещах соответствующих изменений, являя себя причиной содействующей (causa cooperans). Эта первая производящая причина есть Бог.
Случайность и свобода воли.Производящие причины Суарес подразделяет на необходимые и свободные. Необходимыми Суарес называет те причины, которые действуют в силу природной необходимости, а свободными - те, которые реализуют присущую разумным существам свободу выбора. Первая производящая причина, согласно Суаресу, является свободной, из чего следует, что Бог свободным решением выбрал именно наш мир из множества возможных миров. Неизменность этого выбора обеспечивает сохранение в бытии именно нашего мира. Также своим свободным выбором именно этого мира Бог оказывает содействие тем вторичным производящим причинам, которые действуют в нашем мире.
Согласно Суаресу, свободой воли наделены разумные творения Божии, а именно, ангелы и люди. В результате ангелы и люди получают власть реально изменять мир. Бог осуществляет Свое провидение не столько за счет Своего всемогущества, сколько за счет Своего всеведения, т.е. предузнания последствий каждого свободного действия разумных творений.
Необходимая причина не наделена свободой выбора и не отвечает за последствия. Однако, согласно Суаресу, это вовсе не означает, что необходимая причина однозначно приводит к определенному результату.
Образцовая причина.Своеобразие метафизики Суареса проявилось, в том, что он посвятил отдельное рассуждение (рассуждение XXV) образцовой причине (causa exemplaris), добавив, таким образом, пятую причину сущего к четырем аристотелевским причинам. Суарес сделал это для того, чтобы примирить философию Аристотеля с философией Платона, дополнив аристотелевское понятие формы платоновским понятием идеи или образца. По мысли Суареса, латинское слово "exemplar" (образец) эквивалентно греческому слову "idea".
Вторая часть "Метафизических рассуждений" посвящена классификации сущего. В этой классификации ключевыми являются два момента: разделение сущего на бесконечное (Бог) и конечное (творения), а также на сущее в себе (субстанции) и сущее в другом (акциденции).
Бесконечное совершенство Бога заключается, согласно Суаресу, в том, что бытие Бога необходимо (Бог не может не существовать), в то время как бытие всякого конечного сущего контингентно (любое творение может не существовать).
[1] Ахутин А.В. Открытие сознания. Древнегреческая трагедия и философия. // Ахутин А.В. Тяжба о бытии. М., 1997. С. 117-160.
[2] Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику. //Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С.7-60.
[3] Оно «подражает действию важному и законченному» (Аристотель о трагедии), т. е. в основе его лежит та же структура ритуального священнодействия, которое стало «зрелищем».
[4] Uni-versum, этимологически ясная формула все-единства, “вращения» (*vert, общая индоевропейская основа слов со значением «вертеть»: «ворота», «разврат», «веретено» и т. д.) «всего» вокруг «одного».
[5] Эскалация насилия, неизбежная в ритуальном возобновлении мира (чем невиннее жертва и чем преступнее, следовательно, её умерщвление, тем надёжнее восстанавливается священное), останавливается в случае самопожертвования, когда палач и жертва как бы совмещаются в одном лице. (В.Н.Топоров. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.1988. С.38).
[6] С.С.Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. С. 88-113.
[7] Карсавин Л.П. Культура Средних веков. Киев, 1995. С. 66-68.