Николай Кузанский (1401—1464)
Высказывал идею единства Бога и его проявления в природе Предлагал гелиоцентрическую систему мира, вселенную считал бесконечной, считается, что его идеи оказали влияние на Джордано Бруно, Николая Коперника и Галилея. Подчёркивал познавательную мощь человека («человек есть его ум»), уподобляя творческие способности божественным. Одной из центральных тем его философии являются сомнения и противоречия. Он рассуждал о границах применимости закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы.
Все вещи благодаря причастию Единому суть то, что они суть. Единое же, причастие чему есть бытие как всего, так и отдельного, по-своему сияет во всех вещах и в любой вещи. Поэтому в твоих размышлениях тебе нужно искать тождества во множестве или же единства — в одинаковости.
Джордано Бруно (1548—1600) —Придерживался пантеизма, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. Призывал познавать не сверхприродного Бога, а саму природу, являющуюся «Богом в вещах». высказывал идею диалектического единства противоположностей
Английский эмпиризм XVII в.
Френсис Бэкон (1561-1626)
Произведения: «О достоинстве и приумножении наук»; «Новый органон»; «Новая Атлантида»
Новый Органон. Главным исходным пунктом для Ф.Бэкона является природа.
Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может. Знание – сила. Эмпиризм. Человек не превосходит природу, а является ее частью и может быть лишь ее толкователем.
материалист, говорил о многоообразности формы материи, выделял 19 видов ее движения.- Считал главным познать природу, завоевать ее, тогда чел-кприобретет силу.- Достоверному познанию мешают 4 идола. Идолы пещеры – помеха в том, что каждый человек воспринимает вещи по-своему, поэтому истина у всех может быть различной. Идолы рода – их суть в ограниченности многих людей. Идолы рынка – суть в том, что разные люди, употребляя одинаковые слова, вкладывают в них различный смысл, след-но опять расхождение. Идолытеатра – в том что многие видят нереалистичную картину мира.- Теория двойственности истины. Бог = вера, природа и наука = знание. Схоластика.- Широко применял метод индукции – от частного к общему. Схемапознания явления:1. наблюдение фактов2. их систематизация и классификация3. отсечение ненужных фактов4. проверка5. обобщение- Бэкон был эмпириком. Говорил, что первично чувственноепознание. Все знания основываются на опыте!Томас Гоббс (1588-1679)
Работы: «Начала философии»; «Левиафан»
Социальная философия.Ставит вопрос о происхождении человеческого общества, его развитии и возникновении различных его институтов – таких, как государство, законы, учреждения (полиция, армия и т.д.). Исходным принципом для построения человеческого общества является стремление человека к самосохранению – из этого положения возникают все отношения между людьми.
Первоначально все люди находились в так называемом естественном состоянии, т.е. каждый человек обладал абсолютной свободой и, соответственно, абсолютным правом.
Однако абсолютное право и абсолютная свобода сталкиваются с заложенным в человеке природой принципом самосохранения, вступают с ним в противоречие. Ибо любой человек, реализуя свое абсолютное право, стремится к обладанию чем-то другим, что может потребовать убийства себе подобного.
Таким образом, в первоначальном, естественном состоянии люди были врагами друг другу («Homo homini lupus est» – «Человек человеку волк»).
Все понимают это, как и то, что для самосохранения они должны ограничить свою свободу и вместо абсолютного права ввести право относительное, ограничив его некоторыми обязанностями.
Поэтому люди заключают договор, в котором они отказываются от части своих прав, ограничивая себя в свободе. Эти права и свободу они передают одному человеку, избираемому всеобщим согласием, – монарху.
Джон Локк (1632-1704)
Работы: «Письма о веротерпимости»; «Разумность христианства»; «О государственном правлении» и «Некоторые мысли о воспитании» и др.
Эмпиризм – это учение, в соответствии с которым все знание приходит из опыта, а чувственный опыт является лишь одним из видов возможного опыта; другим видом является внутренний опыт.
Единственным источником знания является опыт. Опыт бывает двух видов – внутренний и внешний. Внешний опыт дает нам знание о предметах внешнего мира, а внутренний – о нашем внутреннем мире. При рождении душа человека представляет из себя чистую доску – «tabula rasa».
При помощи воздействия на органы чувств в душу входят идеи, поэтому в уме есть только то, что приходит в него посредством наших чувств. «Нет ничего в уме, чего первоначально не было бы в чувствах». Посредством чувств в нашу душу проникают идеи. Они входят простыми и несмешанными, хотя в вещах качества соединены.
Рене Декарт (1596-1650)
- придерживался дуалистических взглядов – материалист или идеалист???- Говорил, что есть 2 самостоятельных начала – духовное и материальное.Человек – соединение духовного и материального, как бы из двух субстанций (субстанция – вещь, которая в своем развитии нуждается лишь в самой себе).- В философии Декарта исходный пункт – мышление, но в его физических трудах – исключительно материя! Он наделял ее механистическими свойствами (объем, вес и т д).- Теория познания – рационалистическая. Нет необходимости в чувственном познании. Разум – единственный источник знаний. «Я мыслю, значит существую.»- О Боге: Бог существует, так как мы знаем о нем. Сам человек не мог придумать историю о Боге.- Метод дедукцииБенедикт Спиноза (1632 – 1677).
«О Боге, человеке и его счастье»; «Богословско-политический трактат»; «Этика»; «Об усовершенствовании разума» и др.
Цель философии, по Спинозе, – счастье. Вообще цель жизни – счастье, и философия должна направлять свои усилия для достижения человеком счастья.
Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и материальное) находятся в зависимости от Бога. Поэтому Спиноза говорил:
- Единая субстанция – Бог. Бог = природа (пантеизм). Бог –причина самого себя. Бог – бесконечная, безличная сущность.- Мышление и протяжение (как бы материальная часть) – атрибуты субстанции, а единичные вещи – модусы субстанции.
- Параллелизм матер и дух субстанций– было уже у Декарта. «Модусы атрибута протяжения развиваются как и все модусы в сфере мышления» - то естьесть некая зависимость между тем что происходит с телом и душой, но все же они не совмещаются.