Вопрос 10: Философия эпохи Просвещения
Предпосылки:
- крах феодально-сословных отношений
- мощное антиклерикальное движение
- появление либерализма и демократии
Задачи философии просвещения
- не создание систем, а распространение знаний
- соединение научного и социального прогресса
- показ роли знаний, критика невежества
- совершенствование самого человека
- просвещение правителей
Проблемы
- социально-политические
- морально-педагогичесикие
Идеи французского просвещения
- деизм
- атеизм
- утопический социализм
Вопрос 11. Классическая и неклассическая философия: две эпохи в развитии европейской философии.
Классическая философия – от Античности до немецкой философии.
Основные черты классической философии:
1) идея разума как объективного основного начала
2) постулирует мир как целостное единство, которое можно описать с помощью универсальных схем
3) характерна четкая дифференциация разделов знания
4) характерен логоцентризм (последовательность, логика изложения, доказательность)
5) идеал гармонии
6) характерно представление о человеке, как деятельном субъекте, опирающемся на свой интеллект, свои возможности
7) ориентируется на естественнонаучные знания
8) человек рассматривается в гармонии с космосом, с мирозданием в целом
Неклассическая философия (конец XIX-XX вв.)
Основные черты неклассической философии:
1) иррационализм
2) отказ от универсальных схем описания мира
3) мир представляется как негармоничный, противоречивый, враждебный человеку
4) нельзя четко разделить философское знание, оно всегда диффузно, единый конгломерат
5) плюрализм, множественность мнений
6) человек не столько как действующее существо, сколько как страдающее
7) нельзя четко разделить объективные и субъективные моменты
8) характерно рассмотрение мира как разорванного на отдельные цивилизации
9) при рассмотрении развития общества нарастают пессимистические тенденции
Всю современную неклассическую философию делят на 3 направления развития:
1) социально-критическое. Представлено марксизмом, неомарксизмом, постмарксизмом. Рассматриваются проблемы общества, как оно устроено, как его можно изменить
2) аналитическое. Представлено позитивизмом, неопозитивизмом, постпозитивизмом. Основная проблема – проблема науки, языка науки, истины в науке и т.д.
3) экзистенциально-феноменологическое. Представлено экзистенциализмом, феноменологией, герменевтикой. Основная проблема – проблема человеческого существования, что есть человек, смысл жизни и т.д.
Вопрос 12. Становление и содержательные особенности философии марксизма. Судьба марксизма в 20 веке.
Философские предпосылки философии марксизма:
- французский материализм второй половины XVIII в.;
- немецкая классическая философия, в особенности диалектика Гегеля, переработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе материалистических принципов;
-антропологический материализм Фейербаха.
-Естественнонаучные открытия: открытие живой клетки, доказавшее наличие родства между растительным и животным миром; открытие электрических полей; теория Дарвина о происхождении видов.
Основные черты марксизма:
-единство партийности и научности;
-революционность;
-гуманистичность.
Главное назначение философии -быть орудием освобождения рабочего класса, всех трудящихся от эксплуатации и духовным средством созидания коммунистического общества.
Особенности философии марксизма:
• основной вопрос философии решается материалистически;
• истина как результат совпадения представлений человека и действительности; критерием истины является практика, взятая в историческом развитии; предпочтение отдается предметно-чувствительной деятельности человека;
• диалектика трактуется как теория и всеобщий метод познания;
• провозглашается требование тесного союза философии и естествознания.
. Марксизм как философскую теорию после К. Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи –П. Лафарг, А. Лабриола, А. Грамши и др. Наиболее видными марксистами в России были Г.В. Плеханов и В.И. Ленин.
Недостатки марксизма:
-Недооценка проблемы человека как индивида;
-Переоценка классового фактора при анализе его сущности и экономики;
-Абсолютизация борьбы противоположностей в развитии;
-Абсолютизация скачков - взрывов и недооценка постепенных скачков.