Билет 14. 15. Антропоцентризм и гуманизм, пантеизм и гелиоцентризм философии эпохи Возрождения( Кузанского, Коперника. 16 век.)

Антропоцентризм –это чел создаёт свою судьбу.(признании чел как личность)

Это был переходный период в развитии человечества от феодализма к капитализму.

В обществе появляется ряд открытий, изобретений, которые открыл человек – порох, микроскоп, телескоп, первое кругосветное путешествие Магеллана. Это значит, человек осознает себя как творческая личность, которая способна себя совершенствовать и мир, в котором живет.

Эта философия антропоцентризма (человек осознает себя и проявляет как творческая личность) и гуманизма (человечность, ценность человека и жизни человека).

В общественном сознании идет постепенный процесс освобождения от влияния церкви, секуляризация.

Все размышления представителей носили скрытый, атеистический характер.

Формируется новый подход по всем проблемам:

1.бог и мир (пантеизм).

2.проблема человека-антропоцентризм.

3.проблема картины мира (гелиоцентризм).

4.новая система ценностей формируется (любовь самого человека к себе).

Представители: Н.Кузанский, Н.Коперник.

Н.Кузанский – первым опровергает церковные догматы, его работа об «ученом незнании».

«То чего мы не знаем но хотим познать-это наше незнание»;Ученое незнание – неспособность человека познать противоречивость реальной действительности.

Опровержение догматов:

1.бог не творец, бог – это абсолютный максимум, беспредельное, бесконечное, он сама природа, он везде. Бога переместили в природу. Максимум включает в себя минимум, как целое и часть.

2.вселенная едина – одно целое. Вселенная – это тождество творца и творения.

3.раз бог вечен и бесконечен, значит вселенная вечная и бесконечная.

Т.О. Кузанский разрушил старую картину мироздания (геоцентризм) и создает условия для формирования новой картины мира. Утверждает пантеизм – все есть бог.

Н.Коперник – работа «о вращении небесных сфер». «Коперник сдвинул землю».

В этой работе он закладывает основы научного мировоззрения и новую гелиоцентрическую, естественно научную картину мира. Он это делает на собственных наблюдениях. «Необходимо использовать научный эксперимент для изучения вселенной».

Суть его размышлений:

- Солнце центр вселенной, но по отношению к Земле.

- Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.

- Все космические тела движутся по своей траектории, со своей скоростью, и все тела находятся на определенном расстоянии от Солнца.

- Все происходящее в мире объясняется только самой природой, значит, она лишена божественного смысла.

- Мир - это единое целое, без которого не существует единичного.

Ценность для нашего времени: он открыл путь к познанию законов механического движения в периоде, заложил 2 принципа в понимании новой картины мира, принцип самодвижения и принцип взаимосвязи планет и Солнца.

Т.О. новая естественнонаучная картина характеризуется: как устроен мир, вселенная? Как система. Что есть единое в этой системе? Единое – это принципы и законы, которые можно все объяснить.

Принцип двойственности.

Человек существо конечно-бесконечное. (Смертное временное существо в мире; проявление божественного, то есть духовного в человеке).

У человека есть выбор всегда. В человеке сочетается 3 составляющих: природная, божественная (духовная), животное.

А чего будет больше, определится поведением человека и его жизнью. Это выбор моральный.

Ты, человек, можешь стать тем, кем ты себя выберешь (или возвысишь сам себя до бога, или опустишься до низшего существа).

Главное в человеке – это его достоинства и благородство(высокие нравственные ценности кот формир в чел самой жизнью).

Русская философия

Осн. Этапы:

1)10-17в-Предфилософия

2)18-19в-появл фил как см обл знания(обсуж пробл путей разв россии)

3)20в-90е годы-советск период в разв русск фил.

4)1922г-зарубежный этап.

Особенности:

Она явл отражением истории развит русского гос-ва и руск культуры. Она явл отраж руск нац самосознания

Русская фил в 18в накладывает запрет на насилие и принуждения к человеку поэтому она интересуется нравственными,этическими проблемами.

Руск фил разработ ряд понятий:

Соборность-особый вид коллективизма и прямая противоположн западному индивидуализму.

Всеединство-это единство 3х миров:природного,социального и духовного. Цель:это общие человеческие ценности.

Богочеловечество-духовно совершенное человечество.

Космизм-человек со временем выйдет в космическое пространство.

В русской философии 2 направления:

Западники:Россия значительно отстает в своём развитии от западной цивилизации. «у нас ничего своего небыло нет и небудет» но это не правильный выбор России.

Причиной отсталости явл выбор православного христианства в отличии от европы кот исповедует католичество. Это оторвало Россию от европы и привело ее к культурной замкнутости. Православие всегда находилось под влиянием гос власти в россии, а католичество дало стимул народа запада к развитию культуры, образованию. Оно воспитало чувство достоинства. Западники критикуют христианскую общину, они требовали отмены крепостного права и труда и замены свободным индивид трудом. Т.О.что бы решить эти проблемы россия должна встать на западный путь развития. «свет запада придёт на путь развития».

Ошибки западника:Они не смогли оценить тех достоинств кот были в развитии руск культуры и переоценили достоинства запада.

Славянофилы:Отстаивают свой национальный путь развития.

Признаки:Православие, соборность, общинность.

1)Православие.

Достоинства:1.Православ гармонично сочетает в себе свободу и необходимость. 2.Каталицизм не даёт свободы, менее авторитета.

3.Праститантизм-слишком много даёт свободы и это разрушает церковную организацию.

Выбор православного христианства опред роль и миссию в мире: быть ей объеденительницей миров, быть ей духовным лидером человечества. Только русская правосл церковь выведет народы мира на праведный путь.

2)Соборность. Это особый вид коллективизма прямо противоположно западному индивидуализму.

3)Общинность. Этонародность.Христианство жили большими поселениями и были центром жизни(свои правила), центром нравственной и политич жизни.

Славянофилы хотели перенести общинный принцип переустройства на гос уровень. В сознании русского чел небыло гос-ва, а было понятие страна(община). Они ценили достижения запада(в обл экономики, культуры), но категорически отыергли западн индивидуализм(каждый сам за себя). Русский ментаритет и западный не совпадали друг с другом. Руск ментаритет основан на соборности, святости, высокая духовность и набожность.

Н.А.Бердяев

Он представитель советского и зарубежного этапа. Он бросает вызов русскому обществу в такое трудное время для философов.

Осн проблемы: Судьба человека в россии, судьба самой россии, проблема революции, свободы человека и отчуждения человека при социализме. Его идеал человека это личность.

Личность-это не количество жизни, а качество жизни. Она выделяется своим уровнем интеллектуального развития, образованности, активной жизненной позиции, способность творить добро. Гл условием для формирования личности требуется наличие свободы у человека.

Свобода-это высшая нравственная ценность в жизни чел, но свобода это тяжкое время, кот многим не под силу.

У Бердяева 4 вида свободы:

1)Первичная свобода-это та возможность, кот даётся любому чел в жизни для использования. А то как он будет эту возможность использовать зависит от самого чел. А значит отв за зло несёт чел.

2)Иррациональная свобода(бессознательная).При такой свободе чел раб самого себя.

3)Рациональная (сознательная) свобода. Основана на законе и страхе перед этим законом (новое рабство).

4)Истиная (внутренняя, духовная) свобода-кот обязывает его жить по своим внутренним убеждениям и по совести. Эта свобода это признание прав чел и возможность реализовать эти права. Но такая свобода требует ответств от чел а к ней не все готовы.

Различают Свобода дляиСвобода от

Чел нужна «свобода для», для того чтобы реализовать себя в жизни. Свободу чел предоставляет общество и огранич его. А значит у чел с обществом возникают конфликты.

Наши рекомендации